Эти неудачи были обусловлены неблагоприятными историческими событиями и экономическими трудностями. Война во Вьетнаме, вызывавшая нарастающие волны протеста в середине 60-х — начале 70-х гг., расколола американское общество и внесла противоречия в общественную и политическую жизнь США. Убийство в 1963 г. президента Джона Кеннеди, а в 1968 г. — его младшего брата, кандидата в президенты, Роберта Кеннеди, к которым многие американцы относились с большой симпатией, негативно отразились на обстановке в стране. Так, старые центральные кварталы крупных городов, где проживало беднейшее население, продолжали приходить в запустение, в то время как богатые люди переезжали в пригороды. Значительно повысился уровень преступности и правонарушений, большую тревогу вызывала статистика злоупотребления наркотиками, особенно среди молодых людей. Экономический застой и инфляция, начавшиеся в начале 70-х гг., отразились как на частном, так и на общественном секторе и привели к снижению уровня государственного финансирования, необходимого для подготовки специалистов, проведения научных исследований и финансового обеспечения социальных служб, связанных со сферой психического здоровья. Однако наблюдались и позитивные тенденции, связанные с крупными научными открытиями и возросшим числом исследований, посвященных этническим, гендерным и социальным различиям.
И все же темпы развития клинической психологии и дисциплин, связанных с психическим здоровьем, в этот период замедлились. Многочисленные исследования, проведенные под влиянием Г. Айзен-ка (Н. J. Eysenck) после публикации его знаменитого отчета в 1952 г.*, поставили под сомнение эффективность применявшихся в те годы методов психотерапии.
*----------------------------------------------------------------------------------------
Ганс Юрген Айзенк (1916-1997), крупнейший клинический психолог, работавший в США и Англии, создатель четырехуровневой модели человеческой личности, один из первых в психологии применивший математический аппарат факторного анализа. В 1952 г. Айзепк обескуражил многих психологов, психиатров и специалистов других профессий, когда в своей книге «Структура человеческой личности» (Eysenck H. J., The Structure of Human Personality., London, 1952) заявил о том, что нет никаких доказательств более высокой эффективности психотерапии но сравнению со спонтанной ремиссией. Иными словами, те люди, которые не получают никакого лечения, выздоравливают не менее часто, чем тс, которые подвергаются дорогостоящей, болезненной и длительной психотерапии с участием квалифицированных психологов и психоаналитиков.*
_________----------------------------------------------------------------------------
Последующие работы, вдохновленные книгой Мила, вышедшей в 1954 г. (МееЫ, 1954), показали, что заумные интерпретации клиницистов зачастую менее пригодны для целей прогнозирования, чем простые статистические формулы, базирующиеся на данных тестовых измерений и анамнеза. Результаты других исследований свидетельствовали о том, что значительный процент населения, и прежде всего беднейшая его часть, не получает необходимого медицинского обслуживания. Несмотря на то что численность пациентов психиатрических клиник с се редины 50-х гг. значительно снизилась, общее число психических больных, содержащихся в таких учреждениях, как тюрьмы и некоммерческие больницы неуклонно росло. Врачи назначали психически больным пациентам, как стационарным, так и нестационарным, новые медикаменты, нередко имеющие негативные побочные эффекты. Психологические и психиатрические службы финансировались недостаточна и не могли оправдать возлагавшихся на них ожиданий. Большинство специалистов не занимались обслуживанием людей, страдавших тяжелыми психическими расстройствами, предпочитая работать с клиентами, находящимися в более благоприятной функциональной форме. Поскольку в середине 70-х — начале 80-х сократилось государственное финансирование штатный персонал колледжей перестал расширяться клиническим психологам было трудно найти рабочие места в учебном и общественном секторе. Имения поэтому многие специалисты занялись частной психотерапевтической практикой.
После длительной борьбы клинические психологи добились от медицинских страховых компании признания за ними права вести независимую терапевтическую практику. Теперь клинические психологи могли работать в общественных организациях, больницах и клиниках, оказывая пациентам необходимую помощь; при этом 1/3 платы за услуги специалистов вносили страховые компании. В 1973 г. в Вей ле, штат Колорадо, прошла конференция Американской психологической ассоциации, посвященная профессиональной подготовке психологов. На этой конференции была принята альтернативная про грамма обучения, что привело к появлению значительного числа новых специалистов в области клинической психологии. Многие из этих специалисте получили образование не в университетах, а в вновь открываемых независимых школах профессиональной психологической подготовки. Эти организации вели свою деятельность, ориентируясь на столько на Боулдерскую научно-профессиональную модель, сколько на новую Вейльскую модель профессионалов-практиков (которую также иногда называют моделью практиков-ученых). Некоторые из эти учебных заведений присваивали выпускникам степень доктора психологии, в отличие от традиционно признанной степени доктора философии. Профессиональные школы, добившись поддержки Американской психологической ассоциации, предоставлял: психологам более широкие возможности для получения докторской степени. Однако большинство. выпускников этих школ все же предпочитали заниматься частной практикой. В 70-80-е гг. быстро развивались и формировались такие новые дисциплины как нейропсихология, медицинская психология, спортивная психология, семейная психология и судебная психология. Клиническая психология стала шее и более специализироваться, аналогично как это произошло ранее с медициной. Вскоре Американская Коллегия Профессиональных Психологов была реорганизована с учетом появления новых специальностей.
.980-е гг. политический климат в США не располагал к укреплению государственной поддержки :общественного сектора в сфере психического здоровья следствие чего психиатры, психологи и специалисты смежных дисциплин предпочитали заниматься более прибыльной частной практикой, ко руководящие должности в общественных больницах и государственных клиниках, которые : занимали психиатры, теперь предлагались так же клиническим психологам и работникам социальных служб.. Возросла зависимость клинических психологов и представителей смежных дисциплин от страховых выплат, что привело к усилению контроля за сертификацией и лицензированием, а также способствовало формированию так называемой «лечебной индустрии».