Прежде чем обсуждать ту или иную область научного интереса, необходимо дать ей достаточно подробное определение. Из всех областей психологии, рассмотренных в данном руководстве, судебную психологию, несомненно, загнать в рамки определения труднее всего, ибо она охватывает большинство школ и сфер психологии, включая клиническую, социальную, когнитивную, психологию развития, нейропсихологию и поведенческую психологию. Недавняя статья Джека Бригэма, в прошлом — президента Американского общества психологии и права (подразделение 41 Американской ассоциации психологов), указывает на это смешение в заголовке: «Так что же такое судебная психология?» (Brigham, 1999). Д-р Бригэм прокомментировал концептуальную дихотомию в пределах профессии, которая считает судебную психологию либо широким практическим применением психологической науки к любому юридическому вопросу, либо более узким применением одной лишь клинической психологии в системе юриспруденции.

Данная глава разделяет прежнюю точку зрения, а именно: термин судебная идентифицирует эту область психологических научных изысканий, включая клинические вопросы, как ту, что применима в какой-то части правовой или судебной систем. Аналогичным образом «Новый толковый словарь Вебстера» (Webster's New World Dictionary, 1988) дает слову судебный следующее определение: «...характерный или пригодный для суда, общественных дебатов или формальной аргументации... специализирующийся или обязанный заниматься применением научного, особенно медицинского, знания в правовых вопросах, как, например, при расследовании преступления» (р. 528).

В таких делах, как дело м-ра Дэмера, судебные психологи выступают в роли судебных экспертов, которые изучают переменные, связанные с криминальным, насильственным или в каком-то ином отношении антисоциальным поведением людей. Но судебные психологи выполняют и многие другие задачи, выпадающие из области криминальных и антисоциальных деяний. Например, человек, получивший производственную травму, может страдать не только от ее физических последствий, но и в психологическом отношении. Судебный психолог может освидетельствовать человека, чтобы установить, удовлетворяет ли тот законным критериям для выплаты компенсации. В качестве другого примера можно привести судебного психолога, который может консультировать адвоката или прокурора, чтобы просветить их насчет психологических аспектов заявления о сексуальном преследовании ребенка. Независимо от конкретного сценария, главная функция судебной психологии в этих юридических вопросах — помогать администраторам, судьям, присяжным и юристам в принятии более информированных юридических решений. Комитет по этическим указаниям для судебных психологов (The Committee on Ethical Guidelines for Forensic Psychologists, 1991) определил эту область как любую психологическую деятельность, которая проводилась «в рамках прямого содействия судам, сторонам в судебных заседаниях, исправительным и судебным психиатрическим учреждениям, а также административным, судейским и законодательным органам, выступавшим в судебном качестве» (р. 657). Важно не забывать, что деятельность судебного психолога направляется не клиническими, а юридическими критериями. Более подробное объяснение этому и будет дано в настоящей главе.