К настоящему времени судебная рентгенология обладает рядом возможностей определения условий взаимодействия огнестрельного снаряда с повреждаемыми анатомическими образованиями, в частности, установления направления огнестрельного канала.
Для рентгенологической диагностики входного и выходного отверстий необходимо исследовать не только тело пострадавшего, но и его одежду, так как одни признаки этих отверстий могут быть лучше выражены, другие более четко выявляются на одежде и могут отсутствовать на теле.
В порядке дифференцирования этих отверстий необходимо провести сравнение данных, полученных при их исследовании, в отношении формы, размеров, наличия дефекта, наличия пояска и зоны металлизации вокруг.
Установлению направления раневого канала на костях придается в судебно-медицинской практике огромное значение. Без изучения повреждения костей, самое детальное исследование раневого канала в одежде, кожных покровах и мягких тканях подчас оказывается недостаточным для твердого установления его направления. Наиболее острая необходимость исследования повреждений костей возникает в случаях, когда:
- кости являются единственным объектом исследования;
- когда признаки входного и выходного отверстий утрачены
вследствие хирургического вмешательства;
- когда экспертиза трупа осложняется неблагоприятными обстоятельствами: уничтожением мягких тканей путём гниения, насекомыми, животными;
- при освидетельствовании живых лиц по поводу огнестрельной травмы, когда под влиянием процесса заживления и терапевтических мероприятий полностью или частично исчезают нужные признаки.
Наиболее простая и эффективная методика рентгенографии при исследовании огнестрельных повреждений и, в частности, для установления направления раневого канала, предложена Н.А.Михеевым. Наряду со стандартными проекциями, для более детального выявления характера повреждения, автор рекомендует применить укладку на рану (на входное и выходное отверстия) с таким расчетом, чтобы центральный пучок лучей направлялся по ходу раневого канала.
Для ориентирования в отношении направления раневого канала наиболее ценными являются снимки в боковой проекции. По этим снимкам можно установить величину, форму, количество и расположение костных осколков в раневом канале, объем потери компактного и губчатого вещества кости. Таким образом, учитывая информативность боковых снимков, целесообразно дополнить методику Н.А.Михеева боковыми укладками, составляющими 90 град. по отношению к ходу раневого канала.
Основные диагностические признаки направления раневого канала следующие:
- круглая или овальная форма входного и неправильная форма выходного отверстия;
- меньшие размеры входного отверстия по сравнению с выходным;
- меньшая ширина скола компактного слоя по краям входного отверстия в сравнении с выходным отверстием;
- форма раневого канала в виде усеченного конуса, основанием обращенного к выходу;
- отклонение осколков кости, связанных с надкостницей, чаще всего в направлении полета пули;
- наличие большего числа и больших размеров свободных костных осколков в области выходной раны в сравнении с начальным участком раневого канала;
- распределение металлических осколков в раневом канале в виде "костно-металлической" дорожки в направлении полета пули.
На основании изучения рентгенограмм экспериментально полученных пулевых повреждений мелких трубчатых костей (кисть, стопа) И.Ф.Огарков (1954) приводит ряд диагностических признаков, которые также позволяют диагностировать место положения входного и выходного отверстий. К числу таких признаков, позволяющих ориентироваться в направлении раневого канала по рентгеновским снимкам, автор относит:
- больший объем разрушения кости на стороне выходного отверстия;
- более выраженный скол кортикального слоя кости со стороны выхода пули;
- конусовидная форма раневого канала в кости с основанием конуса, обращенным в сторону выхода пули;
- выброс костных осколков в сторону выхода и за выходное отверстие в мягкие ткани;
- отклонение костных осколков, связанных с надкостницей, в сторону выходного отверстия.
Типичным показателем входной огнестрельной раны по повреждению трубчатых костей по данным А.П.Владимирского (1948) является наличие осколков кости треугольной формы, вершина которого обращена к входному отверстию, а основание - к выходному. Если осколков много, то обращается внимание на положение наиболее крупных из них.
Основным и наиболее достоверным признаком, на основании которого в большинстве случаев представляется возможным устанавливать направление движения ранящего снаряда при ранениях пулями образца 1943 г, преодолевшими металлическую преграду, по данным К.Н.Калмыкова (1961), является неодинаковый характер распределения металла по ходу раневого канала. В области входного повреждения и начальной части раневого канала, как правило, металлических частиц значительно больше и они распределяются на большей площади, чем со стороны выходного отверстия. Этот признак также лучше всего определяется на боковых рентгеновских снимках, перпендикулярных раневому каналу.
При распознавании направления огнестрельного канала по рентгенограммам М.Г.Кондратов (1960) придает большое значение характеристике костных повреждений, рисункам образующихся трещин, а также характеру и расположению костных отломков в раневом канале. Огнестрельный канал в плоских костях, в частности, в костях черепа, при воздействии пули под прямым углом имеет форму усеченного конуса, вершина которого обращена в сторону, откуда летела пуля. Входное отверстие имеет круглую форму, диаметром оно приближается к диаметру пули. Если пуля сталкивается с костью под острым углом, то входное отверстие приобретает овальную или неправильную овальную форму. При этом наблюдается нарушение целости наружной костной пластинки по краю входного отверстия соответственно тупому углу (скол). Это закономерное явление служит диагностическим признаком для установления направления выстрела. При огнестрельных повреждениях длинных трубчатых костей решение вопроса о направлении раневого канала основывается, в основном, на рисунке расположения и количестве образующихся трещин. При решении вопроса о направлении полета снаряда в теле человека важное значение имеют характер и местоположение образующихся костных отломков. Остается бесспорным тот факт, что выбиваемые снарядом костные осколки, как правило, устремляются в тканях по ходу снаряда, причем основная их масса задерживается в тканях раневого канала поблизости от повреждения кости. По существу они являются указателем пути, по которому прошел снаряд.
В.П.Петров (1954) полагает, что в механизме возникновения трещин в диафизах трубчатых костей существуют определенные закономерности и что по расположению их можно установить направление раневого канала. При сквозных пулевых ранениях диафизов для входных отверстий характерно наличие радиальных трещин (4 - 10), а для выходных типичны продольные трещины, проходящие через отверстие или около него и соединенные между собой короткими поперечными и косыми трещинами.
Одним из признаков входного пулевого отверстия на поверхности кости является кольцо металлизации. А.С.Литвак (1957) считает, что основным для решения вопроса о направлении полета снаряда является не просто выявление металла в зоне повреждения кости, а установление своеобразного характера его топографического расположения в окружности огнестрельного отверстия. По его данным рентгенографическая картина расположения металла не только позволяет отличить входное отверстие, но и "установить при косых выстрелах сторону, откуда он был произведён". Рентгенографически металл на костях выявляется только при выстрелах свинцовыми пулями.
В последнее время вопрос определения направления раневого канала с помощью рентгенологического метода подвергся дальнейшей разработке.
Выявлено, что одним из наиболее показательных является признак "конуса", позволяющий с высокой точностью установить направление полета огнестрельного снаряда как по рентгенограммам, так и по компьютерным томограммам огнестрельных переломов длинных трубчатых костей.
Определение направления раневого канала по признаку "конуса" основано на том, что основание воронкообразного расширения входного и, зачастую, выходного повреждения компактного вещества всегда направлено в сторону полета пули. При этом направление раневого канала с точностью до 5 - 10 градусов по отношению к длиннику кости в вертикальной плоскости можно определять как биссектрису "конуса".
Появилась возможность определения направления раневого канала также по следующим признакам:
- по линии, соединяющей центры входного и выходного отверстий;
- по отложению металла на противоположной входному повреждению стенке костно-мозгового канала;
- по центру участка растрескивания компактного слоя кости на стороне, противоположной входному отверстию.
В качестве ориентировочных признаков, позволяющих определять сторону наклона раневого канала, предложены следующие:
- по сколу компактного вещества на наружной поверхности в окружности входного отверстия;
- по расположению "отщипа" компактного вещества на его внутренней поверхности в пределах входного повреждения;
- по отложению свинца в окружности входного отверстия.
Из признаков, характеризующих направление раневого канала по компьютерным томограммам, можно отметить следующие:
- показатель "хордовости" раневого канала - удаления от диаметрального направления;
- угол наклона раневого канала к поверхности кости в горизонтальной плоскости.