Распределение погибших по срокам наступления смерти происходит неравномерно и зависит от тяжести травмы. В первые сутки умирает до 40% госпитализированных. У одной трети пострадавших продолжительность жизни не превышает недели, остальные погибают в более поздние сроки (Козлов В.А., 1973).
Непосредственные причины смерти (НПС) после механической травмы разнообразны и могут быть сведены в три основные группы (Сергеев А.С., 1981):
1. НПС, явившиеся проявлениями самой травмы (шок, кровопотеря, гемоперикард, гемопневмоторакс, ушиб головного и спинного мозга, повреждения других жизненно-важных органов). Необходимо отметить, что при переломах таза одной из частых непосредственных причин смерти пострадавших является кровопотеря, связанная с образованием массивных внутритканевых гематом (Матышев А.А., 1975).
В результате лечебных мероприятий изменяются и общая морфологическая картина, характерная для того или иного патогенеза травматической смерти. Существенное влияние при этом оказывают мероприятия, направленные на борьбу с шоком и кровопотерей, в частности интенсивная трансфузионная терапия. Если пострадавшему, умирающему от массивной кровопотери, переливают в большом количестве кровь и кровезаменяющие жидкости, то у такого умершего характерных морфологических признаков смерти от кровопотери можно не обнаружить.
- НПС, явившиеся осложнениями самой травмы: а) неинфекционные (тромбоэмболия, жировая эмболия, воздушная эмболия, острая почечная или какая-либо другая органная недостаточность); б) инфекционные (пневмония, перитонит, сепсис и др.); в) сочетание инфекционных и неинфекционных осложнений (перитонит + тромбоэмболия лёгочной артерии, пневмония + эрозивно-язвенные кровотечения и др.). Следует подчеркнуть, что образование эрозий и острых язв с гастро-дуоденальными или даже энтеральными кровотечениями имеет сложный генез. Своеобразное "коварство" этих осложнений состоит в том, что развиваются они обычно к концу второй-третьей недели после травмы, когда у родственников и врачей, наблюдающих пациента, формируется надежда на благоприятный исход (Ерюхин И.А., 1994).
- НПС, явившиеся сочетанием проявлений травмы и осложнений: а) сочетание проявлений травмы и инфекционных осложнений;
б) сочетание проявлений травмы и неинфекционных осложнений (кровопотеря + жировая эмболия, повреждение сердца + тромбоз коронарной артерии и др.).
В течении тяжелой травмы наблюдаются общие закономерности, если сопоставить причины летальных исходов в зависимости от продолжительности жизни пострадавших. Так, в первом периоде (1-3 суток) абсолютно преобладающими причинами смерти пострадавших являются шок, острая кровопотеря или повреждения жизненно-важных органов. Отличительной особенностью второго периода (4-15 суток) отмечается выраженное разнообразие причин смерти, но все они связаны с проявлениями так называемой полиорганной недостаточности. Клиницисты называют этот период травмы постшоковым. Третий период может длиться несколько недель, во время которого
главной причиной смерти становятся тяжелые формы местной или генерализованной инфекции (сепсис, перитонит, менингоэнцефалит, пневмония и их сочетания).
Некоторые осложнения реанимации и интенсивной терапии. Лечебно-диагностические мероприятия и методы интенсивной терапии в своей совокупности могут активно влиять на течение травмы и вызвать отрицательные изменения, которые обозначают термином "лечебный патоморфоз" (Калитеевский П.Ф., 1987). Возникающие разнообразные осложнения утяжеляют состояние пострадавших и приводят к непосредственной причине смерти. Судебно-медицинскому эксперту приходится анализировать и отделять патологические процессы, обусловленные травмой, от последствий примененных методов реанимации, выявлять осложнения от интенсивной терапии и определять их роль в танатогенезе.
В судебно-медицинской практике используется обобщенная классификация осложнений реанимации и интенсивной терапии, предложенная Н.К.Пермяковым (1979).
- Травматические осложнения реанимации и интенсивной терапии:
- Осложнения "сердечной реанимации" (повреждения при закрытом и открытом массаже сердца, травма при пункции сердца и катетеризации крупных вен, травматический синдром Маллори-Вейсса при закрытом массаже сердца);
- Осложнения "легочной реанимации" (осложнения интубации трахеи, трахеостомии, исскуственной вентиляции лёгких);
- Казуистика реанимационной травмы.
- Нетравматические осложнения реанимации и интенсивной терапии :
- Патология трансфузионной терапии (острое расширение сердца, воздушная эмболия, тромбозы и эмболии, посттрансфузион- ный шок, пирогенные реакции, синдром массивных трансфузий и др.);
- Патология методов детоксикации организма (осложнения при промывании желудка, кишечном диализе, гемодиализе с помощью аппарата "искусственная почка", перитонеальном диализе и др.);
- Патология гипербарической оксигенации;
- Осмотический нефроз при использовании методов форсированного диуреза;
- Септические осложнения катетеризации вен.
- Болезни оживленного организма:
- Постаноксическая энцефалопатия;
- Кардиопульмональный синдром;
- Печеночно-почечный синдром;
- Гастроэнтеральный синдром и др.
Травматические и нетравматические осложнения реанимации встречаются нередко в клинической практике. О некоторых из них (массаж сердца) нами упоминалось. Необходимо дать характеристику и другим.
Грозным осложнением является попадание воздуха в венозное русло через иглу или катетер. Через иглу диаметром 1,5 мм за одну секунду в подключичную вену может войти до 100 см3 воздуха, что приводит к быстрой смерти от воздушной эмболии.
Даже правильное введение катетера в вену может травмировать стенку правого предсердия или трехстворчатый клапан. Известны случаи , когда конец катетера прокалывал стенку сердца насквозь, что вело к гемоперикарду и тампонаде. Иногда конец оторвавшегося катетера или весь катетер ускользает в просвет вены, попадает в полость правого желудочка сердца, где может находиться длительное время или вызвать смертельную эмболию легочной артерии.
Длительное нахождение катетера для трансфузионной терапии в подключичной или другой вене нередко приводит её к тромбозу (вплоть до полной облитерации просвета сосуда) с возможным последующим развитием тромбоэмболии лёгочной артерии. Пребывание катетера в вене более 5 дней часто становится причиной инфекционных осложнений, среди которых: нагноение мягких тканей в месте введения катетера; тромбофлебит; "катетеризационный" сепсис с особой тяжестью течения.
Осложнения лёгочной реанимации могут возникать при трахеостомии, интубации трахеи и искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ). Так, кровотечение из краев трахеостомы вследствие недостаточного гемостаза может вызвать смертельную аспирацию крови.
В результате длительного нахождения в трахее интубационных
и трахеостомических трубок развиваются пролежни, некрозы и изъявления слизистой оболочки, возникают диффузный язвенно-некротический или дифтеритический трахеит, или трахеобронхит. Хрящевые кольца трахеи могут некротизироваться и подвергаться секвестрации. При переходе воспалительного процесса на окружающие ткани развиваются флегмона паратрахеальной клетчатки, гнойный медиас- тинит, эррозия кровеносных сосудов с вторичными профузными смертельными кровотечениями.
При ИВЛ с помощью различных аппаратов возможны быстрая смерть пострадавшего от гипоксии вследствие внезапного выхода из строя аппарата, возникновение баротравмы лёгких. Известны случаи введения воздуха в желудок, что приводило к его разрыву и гибели пострадавших.
Трансфузионная терапия занимает ведущее место в интенсивной терапии. Применение различных трансфузионных сред нередко сопровождается развитием разнообразных осложнений. При переливании крови могут быть осложнения, связанные с техническими погрешностями, что вызывает смерть от острого расширения сердца, вследствие тромбоза или эмболии. Осложнения реактивного характера приводят к посттрансфузионному шоку при переливании несовместимой крови. В тяжелых случаях смерть наступает в первые часы после возникновения гемотрансфузионного шока, однако чаще пострадавшие погибают на второй неделе, после развития острой почечной недостаточности.
Среди патологии методов детоксикации организма при отравлениях серьёзное танатологическое значение имеют инфекционные осложнения. К ним относится развитие разлитого гнойного перитонита при производстве перитонеального диализа, нагноение области постоянного артерио-венозного шунта с исходом в "шунт-сепсис" при экстракорпоральном гемодиализе.
Непосредственные причины смерти на операционном столе. Перечень их отличается разнообразием. В самом начале внезапная смерть может наступить от рефлекторной остановки сердца, ларин- го- и бронхоспазма, операционного, психоэмоционального шока и др. У не подготовленных к операции больных, доставленных скорой помощью, масочный вводный наркоз нередко осложняется рвотой с аспирацией рвотных масс в дыхательные пути и быстрой смертью. К такому же исходу может привести регургитация - пассивное затекание содержимого желудка в дыхательные пути. Попадание в дыхательные пути зубных протезов может стать причиной смерти от асфиксии. Быстрое внезапное создание во вдыхаемом воздухе высокой концентрации анестетика, быстрое внутривенное введение концентрированного раствора обезболивающего средства могут привести к коллапсу, внезапной остановке сердца.
В процессе производства операций наиболее частой причиной смерти является острая массивная невосполнимая кровопотеря. Смерть может наступить от рефлекторной остановки сердца (при длительных интенсивных манипуляциях на рефлексогенных зонах), передозировке обезболивающего препарата и др.
После операции или в ближайшем послеоперационном периоде причиной смерти может быть асфиксия вследствие закупорки трахеобронхиального дерева слизью, аспирация рвотных масс или крови, острая кровопотеря, остановка дыхания после его восстановления (рекураризация, синдром неокончившегося действия мышечных релаксантов). Нередко причиной смерти являются послеоперационная пневмония, ателектаз лёгких.