5.2. Краткая характеристика маркеров эндотелиальной дисфункции, определение которых проводилось у пациентов, включённых в исследование.


Метаболитом, оказывающим одновременно проатерогенное и протромботи­ческое действие и практически единственным соединением в системном кровото­ке непосредственно повреждающим эндотелиоциты, является гомоцистеин (ГЦ). Гомоцистеин представляет собой серусодержащую аминокислоту, обладающую выраженным токсическим действием на клетки, образующуюся в организме в ме­таболическом цикле метионина. Уровень циркулирующего в крови ГЦ свыше 8­10 мкмоль/л считается независимым фактором риска атеротромбоза, гипергомо- цистеинемия увеличивается риск развития инфаркта миокарда и смерти. [199, 547]. ГЦ быстро окисляется в плазме крови с образованием большого количества ак­тивных кислородных радикалов, которые повреждают эндотелиоциты и усилива­ют окисление липопротеидов низкой плотности. Прямое повреждение внутренней артериальной выстилки ГЦ приводит к потере эластичности сосудистой стенки, сопровождаемое угнетением синтеза оксида азота и сульфатированных гликоза- миногликанов, и как результат - усиливается агрегация тромбоцитов. Г ипергомо- цистеинемия приводит к снижению образования простациклина и одновременно индуцирует синтез IL-6, стимулирующего пролиферацию гладкомышечных кле­ток сосудистой стенки, что способствует развитию тромбоваскулярной патологии [572, 418, 575].
Значимо важным соединением, свидетельствующим о дисфункции сосуди­стого эндотелия является молекула межклеточной адгезии 1 типа (ICAM-1) - член суперсемейства иммуноглобулинов, представляющий собой функциональный ли­ганд для лейкоцитарного интегрина LFA-1 (Lymphocyte Function-Associated Antigen-1). ICAM-1 - одноцепочечный гликопротеин с полипептидным ядром массой 55 kD, экспрессирующийся эндотелиоцитами сосудов, состоящий из двух субъединиц (альфа и бета) и входящий в состав субсемейства лейкоцитарных ин- тегринов, опосредующих адгезию между клетками и клеток к экстрацеллюлярно- му матриксу. Кроме LFA-1, ответственного за адгезию лимфоцитов, в семейство входят белок Мас-1, опосредующий адгезию гранулоцитов, и белок р150. ICAM-1 активируется на фибробластах и эндотелиальных клетках воспалительными ме­диаторами типа IL-1, TNF-a и IFN-y в течение нескольких часов, и его экспрессия коррелирует с инфильтрацией лимфоцитов в области воспаления. ICAM-1 и его рецептор LFA-1 являются дополнительными факторами активации Т- лимфоцитов. Показано, что ICAM-1 - маркер, запускающий воспалительные ре­акции, экспрессируется раньше и в большем объёме, чем HLA-DR [377, 577, 539, 505]. Роль ICAM-1 как маркера патологических состояний установлена для целого ряда заболеваний [231, 221, 161, 175, 212]. В первые сутки острого инфаркта миокар­да отмечается снижение уровня sICAM-1, которое служит прогностическим кри­терием тяжести ишемии миокарда и развития реперфузии [310].
Регулирование механизмов врожденного и адаптивного иммунитета в значи­тельной мере осуществляется функционированием молекул адгезии сосудистого эндотелия 1 типа (VCAM-1). VCAM-1 обеспечивает адгезию лимфоцитов, моно­цитов, NC-клеток, эозинофилов и базофилов в кооперации с лейкоцитарным очень поздним антигеном-4 (VLA-4). VCAM-1/VLA-4 взаимодействие опосредует прочное прилипание циркулирующих лейкоцитов (не относящихся к нейтрофи­лам) к эндотелию. VCAM-1 задействован в адгезии лейкоцитов вне сосудов, опо­средуя адгезию предшественников лимфоцитов к стромальным клеткам костного мозга и В-клеток к дендритным клеткам фолликулов лимфоузлов. VCAM-1 по­стоянно не экспрессируется на эндотелии, но может синтезироваться in vitro в от­вет на стимуляцию липополисахаридами, TNF-a и IL-1, а также IFN-y и IL-4. VCAM-1 также присутствует на тканевых макрофагах, дендритных клетках, фиб­робластах костной ткани, миобластах и в мышечных волокнах. VCAM-1 обладает относительно селективной лейкоцитарной адгезией, обеспечивая накопление мо- нонуклеарных клеток в процессе смены острой фазы воспаления хронической. sVCAM-1 может регистрироваться в сыворотке здоровых лиц, а повышение уров­ней sVCAM отмечается при различных заболеваниях [179, 528, 490, 586, 183, 560].
Важнейшим показателем дисфункции эндотелия является P-селектин, кото­рый также принадлежит к семейству адгезивных белков. P-селектин действует как рецептор, с помощью которого происходит связывание лейкоцитов с активизиро­ванными тромбоцитами и эндотелием [250]. P-селектин-опосредованная адгезия направлена на межклеточное взаимодействие с роллингом лейкоцитов через свя­зывание молекул и является доминантным регулятором в процессах развития вос­паления, опосредования адгезии лейкоцитов к активированному эндотелию и ге­мостаза [374]. P-селектин расположен в мембранах гранул нестимулированных тромбоцитов и оказывается на поверхности в результате активации тромбоцитов. P-селектин также представлен в эндотелиальных клетках и мегакариоцитах. Рас­творимый Р-селектин, представляет собой гликопротеид плотных гранул тромбо­цитов с молекулярной массой 190 kDa, хранится в тельцах Вейбеля-Паладе эндо­телиальных клеток. После стимуляции эндотелия тромбином, гистамином или ки­слородными радикалами, Р-селектин транслоцируется на поверхность клетки [591, 382]. Контакт Р-селектина с нейтрофилами может осуществляться без их актива­ции или без участия р2-интегриновой системы. Р-селектин связывается с углевод­ными остатками лейкоцитарных гликопротеинов, сходных с сиалил-Lewis X- остатками и сульфогруппами белков, экспрессируемых на поверхности клеток [510]. Физиологическая роль P-селектина заключается в опосредовании адгезии лейкоцитов к активированному эндотелию в процессе острого воспаления, осуще­ствляя специфическую адгезию нейтрофилов и моноцитов в участках острого процесса [589, 371]. Изучение растворимого P-селектина обеспечивает детальное понимание различных патологических вариантов течения болезней [276, 177]. Из­быточное накопление нейтрофилов на поверхности эндотелия, сопровождающее­ся высоким уровнем P-селектина, связано с протекающим воспалительным про­цессом, и позволяет оценить течение ИБС [590].
Исходя из вышеперечисленного, в рамках изучения аспектов иммунопатоге­неза ИБС с различными вариантами течения был проведён сравнительный анализ уровней иммунологических показателей, свидетельствующих о дисфункции сосу­дистого эндотелия у обследуемых пациентов.

Источник: ПАВЛОВ Олег Николаевич, «ИММУНОМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ ИНФЕКЦИИ HELICOBACTER PYLORI С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ВОСПАЛЕНИЯ И ДИС- ФУНКЦИИ ЭНДОТЕЛИЯ В ОЦЕНКЕ ТЕЧЕНИЯ И ПРОГНОЗА ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ СЕРДЦА» 2014

А так же в разделе «5.2. Краткая характеристика маркеров эндотелиальной дисфункции, определение которых проводилось у пациентов, включённых в исследование. »