Как-то раз старый, но довольно влиятельный и весьма мудрый аксакал совершал путешествие с внуком в соседний город. И если главной целью для внука было посещение ярмарки, то аксакал видел в поездке возможность передать юноше часть своей мудрости. Проехав часть пути, оба разомлели подлупами солнца. Солнце почти подошло к верхней точке неба и светило не только ярко, но и жарко. И тут дед увидел подкову, блеснувшую в пыли.
  • Подними подкову, милый моему сердцу Ибрагим, — сказал он к внуку.
  • Да ну ее, дедушка, — ответил внук, — слишком меня разморило, чтобы слезать с ишака. Да и к чему она?

Мудрый аксакал молча слез со своего осла и сам поднял подкову. Он ничего не сказал внуку и дальше знойную безветренную тишину нарушал только мерный шаг животных. Когда солнце достигло высшей точки и воздух стал особенно горяч, на горизонте появилась арба. Поравнявшись с ней, они увидели пожилого друга аксакала, который возвращался с ярмарки. Поприветствовав друг друга так, как требовала учтивость, они стали обсуждать ярмарку. Судя по арбе, заполненной отборными товарами, она была удачной. Когда собеседники уже расставались, готовые направиться в противоположные стороны, наш аксакал заметил, что у ишака его друга не хватает одной подковы.
  • Возьми подкову, любезный сосед, я дарю ее тебе, — сказал он.
  • Спасибо тебе, дорогой друг, — ответил сосед, — а я тебе за это дам фруктов и освежающего напитка.

Расставшись, они продолжили путь. Наш аксакал ел фрукты и наслаждался освежающим напитком в гордом одиночестве. Съест один плод, а другой бросит на землю, сделает несколько глотков напитка и столько же выливает в дорожную пыль. Как ни бросал на него внук жалобные взгляды, как ни вздыхал, облизывая пересохшие губы, дед не поделился с ним фруктами и не дал хлебнуть напитка. Пришлось внуку слезать с ишака и подбирать из пыли хотя бы фрукты. Так и шел он следом, наклоняясь за каждой виноградинкой, яблоком или персиком.
Когда внук стал совсем грустным, дед нарушил молчание.
  • Садись на ишака и бери то, что дал нам сосед, — сказал он. — Вот тебе напиток, а вот фрукты. Ты понял, для чего я бросал их в пыль?
  • Теиерь-тода! — ответил, отдуваясь, внук. — Лучше один раз вовремя наклониться, чем потом наклоняться всю жизнь.