Мануальное (остеопатическое) —— обследование висцеральной системы


При анализе результатов мануального тестирования висцеральной системы нами были получены следующие данные [Новосельцев С. В., 2004]. С наибольшей частотой встречались кинетические дисфункции печени и правой почки (56,71%), с меньшей, но почти одинаковой частотой — левой почки и желудка (21,34% и 22,56% соответственно). Эти дисфункции почти не имели различий по возрасту. Следует, однако, отметить, что с возрастом дисфункции матки учащаются и определяются практически у трети всех пациенток с вертебрально-базилярной недостаточностью.
              Корреляционный анализ результатов исследования
Нами было обследовано 164 пациента с синдромом вертебрально-базилярной недостаточности. При уровне значимости 0,1% (доверительная вероятность — 99,9%) критическое значение коэффициента корреляции для выборки 164 человека составляет
  1. 26 (по таблице критических значений коэффициентов линейной корреляции Пирсона). Нами было взято 0,3 для большей достоверности. В ходе корреляционного анализа были получены нижеприведенные результаты.

Во взаимосвязи мануальных дисфункций с другими исследуемыми характеристиками были выявлены следующие наиболее сильные корреляции: функциональная блокада грудных ПДС имела положительную связь с ограничением подвижности шейного отдела позвоночника, изменением физиологического изгиба в шейном отделе позвоночника и нарушением конвергенции (n. III); дисфункция левой лонной ветви в задневерхнем положении коррелировала с головокружением; торсия крестца вправо по левой оси коррелировала с ирритацией ствола на ЭЭГ, сни
жением слуха (n. VIII), дисфункцией ключицы в отведении и поражением IX—X пар черепных нервов. Функциональная блокада Су—Cvi ПДС коррелировала с синдромом позвоночно-подклю- чичного обкрадывания. Дисфункция I ребра имела устойчивую корреляционную связь со снижением линейной скорости кровотока по левой позвоночной артерии, а дисфункция левой ключицы в сгибании коррелировала с затруднением пожимания плечами (n. XI). Смещение клиновидной кости на уровне сфе- нобазилярного синхондроза влево коррелировало с дисфункцией левой почки. Дисфункции печени, правой почки и матки коррелировали между собой, а также учащались с возрастом.
Среди параметров «Рентгенологическое исследование» наибольшее число связей с другими исследуемыми характеристиками имел параметр «выпрямленный шейный лордоз». Положительные корреляционные связи были отмечены со следующими параметрами: болью и ограничением подвижности в шейном отделе позвоночника, головокружением, дизартрией, нистагмом, а также с перенесенными операциями.
Приемы мануальной
ДИАГНОСТИКИ
Тестирование дисфункций сфенобазилярного синхондроза
Сгибание-разгибание в сфенобазилярном симфизе
Пальпация черепа производится классическим размещением кончиков пальцев на своде черепа по У. Г. Сатерленду (рис. 7). Указательные пальцы рук находятся на больших крыльях клиновидной кости, мизинцы — на затылочной кости. Другие пальцы свободно укладываются на череп. Вначале нажатием указательных пальцев индуцируем сгибание сфенобазилярного сочленения, затем нажимаем кончиками мизинцев затылочную кость кверху, что усиливает разгибание сфенобазилярного синхондроза (рис. 8). Если амплитуды одинаковые — СБС функционирует нормально в сгибании и разгибании.
Если при индукции сгибания движение тканей свободно, а при индукции разгибания движение затруднено, то это дисфункция СБС в сгибании. Если затруднено индуцирование сгибания, а разгибание легко, то определяется дисфункция СБС в разгибании.
за


Рис. 8. Сгибание-разгибание в сфенобазилярном симфизе
Рис. 8. Сгибание-разгибание в сфенобазилярном симфизе (по A. Gehin, 1991); а — пальпация экстензии СБС; б — пальпация флексии СБС (большими стрелками показаны направления движений пальцев врача; маленькими стрелками на схемах показаны движения клиновидной и затылочной костей)
Оценка торсии сфенобазилярного синхондроза
Исходное размещение пальцев на своде черепа по классическому приему Сатерленда (см. рис. 7). Если при этом улавливаем, что большое крыло клиновидной кости стоит выше справа, чем слева, а чешуя затылочной кости на этой же стороне ниже, чем слева, то диагностируем правостороннюю торсию сфенобазилярного сочленения (рис. 9).

Рис. 9. Схематичное изображение правосторонней торсии СБС
Рис. 9. Схематичное изображение правосторонней торсии СБС (по F. Peyralade, R. Caporossi, 1992): а — смещение клиновидной и затылочной костей (вид сзади); б — изображение торсионного черепа на примере правой торсии (вид спереди). RE — наружная ротация; RI — внутренняя ротация; D — право; G — лево
Используются пассивный (классический) и активный тесты. При пассивном тестировании пальцы фиксированы на клиновидной и затылочной костях и ощущают (улавливают) направления движения кнаружи, кнутри, кверху, книзу.
Активный тест проводим воздействием пальцев, расположенных на черепе, как и при пассивном тесте (указательные пальцы на больших крыльях клиновидной кости, мизинцы — на затылочной кости). В сагиттальной плоскости легким нажимом индуцируется цефалическая тракция II правого и V левого пальцев (к себе). Таким образом, моделируется правая торсия (рис. 10). Затем производим аналогичную цефалическую трак- цию II левого пальца и V правого пальца (левая торсия).
Рис. 10. Пальпация правосторонней торсии СБС (стрелками указаны направления движений пальцев врача)
Рис. 10. Пальпация правосторонней торсии СБС (стрелками указаны направления движений пальцев врача)
Если индукция движения правой и левой торсии одинаково свободна, то СБС — N.
Если индукция движения правой торсии легче, чем левой, то диагностируем дисфункцию СБС в правой торсии. И наоборот.

Источник: Новосельцев С. В, «Вертебрально-базилярная недостаточность. Возможности мануальной диагностики и терапии» 2007

А так же в разделе «Мануальное (остеопатическое) —— обследование висцеральной системы »