В последние годы предприняты усилия по разработке методов пренатальной диагностики с использованием клеток плода, выделенных из крови матери. Количество клеток плода, циркулирующих в крови беременной, оценивается как крайне незначительное — в среднем 1*10- 4-10-6. Однако до сих пор остается дискуссионным вопрос о динамике их количества на разных сроках беременности, а также сохранности в организме матери после родоразрешения или прерывания беременности.
Состав клеток плода в кровяном русле матери варьирует и представлен как элементами собственно крови плода, в том числе ядерными эритроцитами, так и клеточными элементами плаценты [23, 66, 384].
Предварительным этапом анализа является фракционирование крови беременной. Клеточная сортировка осуществляется с помощью методов проточной цитофлуориметрии, магнитной активации или проточного центрифугирования. Все методы, применяемые для этих целей, позволяют обогатить образец клетками плодного происхождения. Предприняты успешные попытки получения воспроизводимых в стандартных лабораторных условиях результатов с использованием ступенчатого центрифугирования в градиенте плотности фиколла [66], либо путем отбора таких клеток на предметных стеклах при помощи иглы микроманипулятора после предварительной окраски обогащенной суспензии для выявления фетального гемоглобина.
Для анализа плодных клеток, выделенных из кровяного русла матери, как правило, применяются высокотехнологичные методы молекулярной генетики и цитогенетики. На них уже продемонстрированы возможности диагностики пола плода и распространенных анеуплоидий [23, 66, 678].
Исследование клеток плода в крови матери на практике может быть использовано не столько для диагностических целей, сколько с целью формирования групп высокого риска рождения больного ребенка. Однако их широкое применение в режиме скрининга недоступно для широкой клинической практики по причине высокой стоимости. В то же время, методы, основанные на анализе плодного материала, представленного в крови матери, в некоторых случаях могут оказаться единственно возможным методом диагностики, например, при состояниях угрожающего выкидыша.
Интересным и многообещающим кажется предложенный недавно подход, основанный на анализе внеклеточной ДНК плода в крови матери [577]. Предполагают, что ДНК вследствие деградации клеток плода попадает в плазму материнской крови, где может быть обнаружена при помощи ПЦР. В настоящее время поступили сообщения уже из нескольких лабораторий мира об успешной диагностике по ДНК плода в крови матери резус-принадлежности и пола плода [478, 728].
Очевидно, что диагностика по клеткам плода в крови матери, равно как и доимплантационная диагностика, не могут быть альтернативой ПД с использованием стандартных инвазивных методов в установленные сроки беременности. Именно благодаря высокой точности и минимальной опасности для матери и плода инвазивные методы пренатальной диагностики завоевали столь широкую популярность во всем мире. Совершенствование этих стандартных подходов в сочетании с повышением разрешающей способности молекулярных и цитогенетических методов исследования можно рассматривать как реальную перспективу развития пренатальной диагностики XXI века.