Врачебный контроль является важной частью мероприятий по закаливанию детей раннего возраста. Его цель — обеспечить правильную и высокую эффективность закаливающих мероприятий в соответствии с нормативами роста и развития ребенка, содействовать оздоровительной направленности закаливающих мероприятий для детей раннего возраста.
Врачебный контроль при закаливании ставит перед собой цель, аналогичную той, что и при проведении занятий физической культурой [Хрущев С. В., 1977]:
  1. Медицинское обследование состояния здоровья, физического развития и функционального состояния детского организма с целью выявления показаний к проведению мероприятий закаливания, дозированных закаливающих мероприятий, распределение детей раннего возраста на группы — для проведения закаливающих мероприятий по группам.
  2. Контрольные наблюдения для объективной регистрации и учета влияния систематических закаливающих мероприятий на организм ребенка.
  3. Санитарно-гигиенический контроль за местами проведения закаливающих мероприятий и условиями их проведения, за соответствием закаливающей нагрузки физическим возможностям ребенка.
  4. Профилактика нежелательных последствий закаливающих мероприятий.
  5. Санитарно-просветительная работа среди родителей, с детьми которых проводят закаливающие мероприятия, консультации по вопросам закаливания, агитация и пропаганда оздоровления детей.

Различные закаливающие воздействия (световоздушные ванны, водные процедуры, прогулки) в зимнее время могут быть связаны и с излишней, чрезмерной адаптацией детей к холоду. В этой связи не исключено возникновение различных изменений в деятельности организма, которые будут характеризоваться «поломом» адаптивных механизмов ребенка. Явных признаков заболеваний может и не быть, но уровень здоровья у таких детей существенно ниже, чем при оптимальном уровне закаливающих воздействий.
Каковы основные особенности чрезмерных адаптивных воздействий на организм развивающегося ребенка? Как говорилось в гл. 1, адаптация человека к трем факторам внешней среды (гипоксии, холоду и скелетно-мышечной активности) влияет на те системы, которые связаны с «борьбой за кислород»: сердечно-сосудистую и систему крови. Именно эти системы и обеспечивают полноценный захват и транспорт кислорода к тканям. Наши исследования, а также исследования других авторов показали, что при чрезмерных адаптивных воздействиях на растущий организм функциональная активность сердечно-сосудистой системы и системы красной крови не снижается, в то время как деятельность других органов претерпевает изменения. В целом, при неоптимально высоких нагрузках на скелетную мускулатуру, как и при других адаптивных воздействиях, происходит разобщение между ростом ребенка и его развитием. Как показано в многочисленных исследованиях, происходит ретардация роста. Так, при адаптации детей к условиям высокогорной гипоксии Перуанских Анд (более 3000 м над уровнем моря) и в южной высокогорной Киргизии рост детей во все возрастные периоды меньше, чем детей, постоянно проживающих в низкогорье или на равнине, причем чем больше высота, к которой адаптируется ребенок, тем больше ретардация роста. В Перу на высоте около 4600 м над уровнем моря масса новорожденных на 500 г меньше, чем в норме [Stevenson К., 1973]. На меньшей высоте (2500 м над уровнем моря в Киргизской ССР) масса новорожденных на 200 г меньше, чем в условиях низкогорья [Миклашевская Н. Н. и др., 1973].
В условиях высокогорья процесс роста задержан не только в антенатальном, но и в постнатальном периоде. Р. Baker (1966, 1969) было показано, что на высоте 4000—5000 м над уровнем моря в Перуанских Андах процесс роста детей существенно замедлен. У детей, постоянно проживающих на высоте 2500 м над уровнем моря, средние размеры тела (в возрасте от 2 до 17 лет) меньше, чем аналогичные показатели у детей низкогорья. Так, девочки в возрасте 11 —16 лет ниже своих сверстниц из низкогорья на 3,5 см. Ширина плеч, ширина таза, поперечный и продольный диаметр грудной клетки у мальчиков и девочек меньше, чем у школьников низкогорья [Миклашевская Н. Н. и др., 1973].
Дети, постоянно проживающие в условиях Заполярья, также отстают в росте по сравнению с детьми, проживающими в средней полосе или на юге. Исследования показали, что адаптация к средовым воздействиям ^высокогорной гипоксии и холоду) в условиях Заполярья приводит к увеличению заболеваемости рахитом [Афанасенко П. П. и др., 1973; Рапопорт Ж. Ж-, 1979]. При чрезмерных закаливающих воздействиях плаванием у детей первого года жизни выявлена тенденция к заболеванию рахитом, нежели у детей, занимающихся плаванием в оптимальном режиме. Данная тенденция является общей по отношению ко всякого рода адаптивным воздействиям чрезмерного характера. Приведенное свидетельствует о том, что рахит является показателем чрезмерной, неоптимальной адаптации к средовым факторам и требует внимательного отношения к его предупреждению и лечению.
Очевидно, что в условиях экстремальных воздействий происходит перераспределение солей кальция и нарушение их баланса в организме. Соли кальция в большей степени принимают участие в деятельности жизненно важных органов, в связи с чем они извлекаются даже из костной ткани.
В связи с существенным улучшением социальных условий жизни в Заполярье в нашей стране заболеваемость рахитом и другими болезнями снижается, улучшаются показатели физического развития.
В современных условиях заболеваемость рахитом значительно снижена, ликвидированы тяжелые его формы. В первые 3 мес жизни ребенок особенно тщательно должен наблюдаться врачом, так как именно в течение этого периода обнаруживаются наиболее ранние проявления рахита. Особенно это относится к детям, матери которых во время беременности страдали токсикозом. Вот почему существенное значение приобретают факторы интенсивной профилактики рахита приемом витамина D и ультрафиолетовым облучением матерей во время беременности. При этом необходимо назначать за 2 мес до родов витамин D в дозе 500—1000 ME в сутки и 10—15 процедур УФ-облучения в женской консультации.
В правильной профилактике рахита имеют значение рациональное вскармливание ребенка, правильный режим дня. Особенно важное значение приобретает сбалансированный состав питания в отношении белков, жиров и углеводов, аминокислот, солей кальция и фосфора. При правильном, сбалансированном питании и рациональном режиме дня у детей, находящихся на естественном вскармливании, в летнее время, когда имеется достаточное количество ультрафиолетовых лучей, нет необходимости в существенном дополнительном введении витамина D.
Исследования показали, что в организме активен не сам витамин D, а его метаболиты: 2,5-оксихолекальциферол, образующийся в печени, и 1,25-дигидроксихолекальциферол, образующийся в почках. Под действием витамина D, его активных форм, его метаболитов в организме осуществляются важные процессы, содействующие поддержанию гомеостаза кальция и фосфора: всасывание кальция и фосфора в кишечнике, реабсорбция в почечных канальцах, мобилизация кальция и фосфора из костной ткани. Эти новые представления о витамине D указывают на некоторое сходство в механизме его действия с гормональными веществами.
Начинать специфическую профилактику детям следует с 2—3 недельного возраста при ежедневном введении витамина D в дозе 400—500 ME на протяжении всего первого года жизни. При использовании для вскармливания детей смесей, обогащенных витамином D (смеси «Малыш», «Малютка», «Виталакт» содержит в 100 мл до 100 ME витамина D), дополнительного введения витамина D не требуется.
Наши экспериментальные исследования и исследования С. Bloor и A. Leon (1968) показали, что тренировка (адаптация) животных в раннем постнатальном возрасте к холоду и плаванию приводит к возникновению адаптивных реакций сердечно-сосудистой и дыхательной систем к данным нагрузкам, в то время как рост этих животных Отстает от контрольных. Помимо этого, уменьшаются в размерах почки, печень, головной мозг, мозжечок, селезенка. В почках уменьшается количество нефронов, а в печени — гепатоцитов.
Характер изменения относительной массы органов в раннем возрасте при адаптации к средовым факторам подчинен общебиологической закономерности изменения особенностей энергетики растущего организма. Показано, что в раннем возрасте (до 1 года) изменение относительной массы внутренних органов не сопровождается изменением интенсивности обмена; более того, кривые эти разнонаправленны. Так, на первом году жизни величина энергетических затрат на единицу массы увеличивается, а относительная масса внутренних органов снижается [Bruch К., 1970]. Начиная с годовалого возраста, изменения относительной массы внутренних органов и изменение интенсивности основного обмена идут параллельно. Действительно, с ^Д-годовалого возраста обнаруживается тесная коррелятивная связь между величинами энергетического обмена и суммарным значением относительной массы внутренних органов и мозга.
Приведенные особенности дают основание считать, что возрастание энергетических и пластических ресурсов растущего организма, в частности путем адаптации к холоду, гипоксии и скелетно-мышечной активности, может привести к неуклонному снижению относительной массы внутренних органов и головного мозга. Экспериментальные исследования подтвердили приведенные теоретические представления. Адаптация экспериментальных животных к холодовым экспозициям, гипоксии, плаванию, которое связано с возрастанием скелетно-мышечной активности, действительно, приводит к снижению относительной величины внутренних органов и головного мозга [Празников В. П., 1969].
Приведем лишь одну иллюстрацию выявленной особенности развития экспериментальных животных. В наших исследованиях проведен научный анализ для оценки сбалансированности деятельности различных органов на экспериментальных животных — крысах. Подопытные животные со второго дня после рождения плавали в ванне, где температура воды составляла 36,5 °С, т. е. являлась комфортной для животных этого возраста. Длительность плавания составляла от 1 мин в возрасте 2—5 дней до 10 мин в возрасте 1 мес. Крысы после плавания длительное время были адинамичны. Столь высокая нагрузка на скелетные мышцы приводила к значительному утомлению. В конце месячного срока тренировки определялись относительные весовые характеристики различных органов, а также оценивалась детоксицирующая функция печени. Установлено, что относительная масса сердца у тренированных и контрольных животных достоверно не отличалась (0,75 у опытных и 0,73 у контрольных — рlt;0,9). Иными словами, функциональная система поддержания газового состава крови нормально адаптировалась к повышенным нагрузкам. Но относительная масса головного мозга у опытных животных была меньше, чем у контрольных. Так, у опытных составлял 3,37, у контрольных — 3,88 (рlt; lt;0,05). У опытных животных снижается относительная масса легких по сравнению с контрольными. Так, у тренированных она составляла 1,21, у контрольных— 1,57 (рlt;0,001). У тренирующихся плаванием животных отмечается снижение функции печени по сравнению с контрольными по показателю детоксикации ксенобиотика фенобарбитала.
Таким образом, при экспериментальных нагрузках у животных наблюдается несбалансированное развитие. Функциональная система поддержания газового состава крови не претерпевает изменений, т. е. адаптируется в условиях повышенных нагрузок удовлетворительно, но за счет других функциональных систем, а именно за счет ретардации в развитии мозга, печени, легких.
Сопоставление экспериментальных данных с клиническими, а именно характера адаптации детей к условиям холода Заполярья и высотной гипоксии в горах Киргизии, показало, что у детей выявляются такие же изменения, какие имеют место у животных. В Заполярье выявлено большее количество детей, страдающих почечными заболеваниями и болезнями печени, в то время как сердечно-сосудистая система адаптируется достаточно удовлетворительно — увеличивается минутный и ударный объем сердца по сравнению с детьми г. Красноярска, находящимися на одном меридиане [Рапопорт Ж. Ж., 1979]. У детей высокогорья Киргизии отмечено большее количество заболеваний ЦНС [Афанасенко П. П. и др., 1973]. Сердечно-сосудистая и дыхательная системы у детей-горцев, так же как и система крови, адаптируются к гипоксии удовлетворительно [Празников В. П., 1972].
На основании полученных нами данных [Празников В. П., 1969, 1972, 1988], а также данных литературы [Bloor С., 1968; Афанасенко П. П., 1973; Раппопорт Ж. Ж., 1979] показано, что нормальный онтогенез человека и животных, начиная с антенатального периода, может осуществляться только в условиях сбалансированного развития функциональных систем. Любые длительно осуществляющиеся экспериментальные воздействия, стресс, гипоксия и другие факторы у детей приводят к нарушению баланса в деятельности функциональных систем. При этом жизненно важные функциональные системы адаптируются в этих условиях, как правило, нормально, но за счет других функциональных систем. Причем, чем меньше возраст развивающегося организма, тем больше вероятность возникновения несбалансированного развития в условиях воздействия экспериментальных факторов среды.
Предложенная нами теория сбалансированного развития имеет отношение не только к межсистемным взаимосвязям в организме. Нам представляется, что нормальный онтогенез может быть лишь в условиях сбалансированных отношений и в подсистемах одной и той же функциональной системы. Помимо этого, теория сбалансированного развития предусматривает нормальные взаимоотношения между ростом и развитием органов и организма в целом.
Вместе с тем, нормально развивающийся организм отнюдь не является системой с абсолютно уравновешенными взаимоотношениями в деятельности между различными органами. Совершенно очевидно, что физиологически оптимальные воздействия могут вести к нарушению в балансе функций. Но в этих условиях компенсация нарушений наступает значительно быстрее, нежели при долгосрочных воздействиях. Сверхтяжелые нагрузки на скелетные мышцы, которые приводят к некомпенсированному баллансу в деятельности различных функциональных систем, способствуют возникновению патологического процесса.
Таким образом, нормальное развитие как в антенатальном, так и в постнатальном онтогенезе может осуществляться лишь в условиях строго сбалансированного роста и развития различных функциональных систем.
В настоящее время разработаны и некоторые клинические методы контроля физических упражнений в дошкольном возрасте. Оценивается главным образом деятельность сердечнососудистой системы и дыхания. Реакция на физические упражнения считается благополучной, когда после занятий пульс учащается на 15—20 % по отношению к исходной величине, а число дыханий увеличивается на 10—15 в 1 мин. Время возвращения пульса и дыхания после занятий к исходным величинам не должно превышать 1,5—2 мин [Юрко Г. П. и др., 1978].
У части дошкольников в последнее время имеется склонность к повышению максимального уровня артериального давления как реакция на физические упражнения [Юрко Г. П. и др., 1978]. В этой связи необходим врачебный контроль артериального давления при выполнении физических упражнений и других закаливающих процедур.
Для детей 3—7 лет можно использовать пробу с 20 приседаниями за 30 с. В норме после функциональной пробы пульс учащается на 25—50 % по отношению к исходной величине,
дыхание — на 4—6 в 1 мин, максимальное артериальное давление повышается на 5—15 мм рт. ст.
Все показатели должны вернуться к исходным величинам в первые 2—3 мин.
Закаливание строго контролируется врачом. После перенесенной болезни, например скарлатины, детям ограничивают физические упражнения с повышенной нагрузкой (бег). Врач использует функциональные пробы и другие клинические исследования для решения вопроса о возможности занятий физической культурой. При освобождении от занятий закаливанием, в том числе и физкультурой, врач осматривает ребенка 1 раз в месяц.
Если функциональные пробы и состояние ребенка стали нормальными, закаливание можно продолжить.
В настоящее время разработаны некоторые принципы нормирования физической культуры детей дошкольного возраста. Недостаточно определить длительность занятий, необходимо знать, насколько интенсивно они проводятся. Для этого введены такие критерии, как «моторная плотность» и «общая плотность» занятий [Юрко Г. П. и др., 1978; Лайзане С. Я., 1979].
При определении общей плотности учитываются время, затрачиваемое на выполнение движений, объяснения воспитателя, перестроение, расстановка и уборка спортивного инвентаря (полезное время) за вычетом времени, затраченного нерационально по вине воспитателя или на восстановление нарушенной дисциплины.



Общая плотность времени занятия представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности времени всего занятия, выраженное в процентах:



Общая плотность занятия должна быть не менее 80—90 %.



Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемого ребенком на выполнение движений ко всему времени занятия, выраженному в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70—85 %. В зависимости от задач конкретного занятия и его содержания может меняться моторная плотность, особенно в младших возрастных группах (от 60 до 85 %):

Воз
раст,
лет

Пол

Виды основ

Бег 10 м/с

Прыжок в длину с места, см


Город

Село

Город

Село


3

М

4,0 + 0,3

3,9+ 0,3

51+9

53 + 9



Ж

4,0 +0,3

4,1+0,3

46 + 9

47 + 9


4

м

3,5+ 0,3

3,8+ 0,4

66 + 9

72 + 8



ж

3,7+ 0,3

4,0+0,4

64 + 9

64 + 8


5

м

3,3+ 0,2

3,4 + 0,5

80 + 8

83+11



ж

3,4+ 0,2

3,7 + 0,3

76 + 9

81 + 10


6

м

3,1+0,2

2,9 + 0,3

99+10

97+12



ж

3,2 + 0,2

3,0 + 0,5

95 + 9

89+11


При правильной организации физкультурных занятий на открытом воздухе общая плотность должна составлять 90— 95 %, моторная — 80—90 %.
Для проведения врачебного контроля моторной и общей плотности врач секундомером фиксирует и записывает время общего проведения занятий, а вторым секундомером — отдельные отрезки выполнения движений одним ребенком в течение всего занятия. Затем время суммируется и вычисляется общая и моторная плотность в процентах.
Степень закаленности детей дошкольного возраста отражается не только в способности быстро адаптироваться, приспосабливаться к различным условиям окружающей среды, но и в увеличении скоростно-силовых характеристик скелетных мышц, которые измеряются по показателям основных движений. В табл. 5 представлены средние показатели и допустимые отклонения от них.