Уважаемый Читатель!
Давайте сначала познакомимся. Я - Москвин Виктор Геннадьевич, психолог, педагог. Более 10 лет сотрудничаю с Центром педагогической реабилитации детей г. Хабаровска. За это время неоднократно участвовал в семинарах, проводимых Центром, в том числе по разработке и реализации инновационной программы курсов повышения квалификации педагогов, работающих с детьми и подростками девиантнокриминального поведения.
Группе, которой я руководил, была поставлена очень интересная и непростая задача - разработать программу подготовки специалиста, объектом профессиональной заботы которого стали бы дети и подростки, оказавшиеся вне семьи и школы. Было сразу очевидно, что этот человек должен быть "без погон", т.е. его позиция, задачи, отношения с этими ребятами ни в коем случае не должны дублировать участкового или инспектора по делам несовершеннолетних, чья деятельность, увы, не всегда бывает эффективной (если судить по растущему числу бездомных и беспризорных детей и количеству совершаемых ими правонарушений).
Так родилась идея новой специализации - педагог улицы. Мы понимали, что специфичность его деятельности, неопределенность (надеемся, временная) его статуса делали заведомо нецелесообразным использование им сугубо "школьных" подходов к работе с детьми, оказавшимися на улице.
Вся группа сошлась во мнении, что неверно понимать работу с уличными детьми исключительно как перевоспитание. Большинство из них сами оказались жертвами семейного и школьного "воспитания" и любое "воспитательное" воздействие будут встречать мощным сопротивлением.
Проанализировав причины наиболее частых неудач взаимодействия взрослых с этими детьми, мы поняли: дело в том, что взрослые обычно идут на контакт с ними, чтобы решить свои профессиональные или гражданские проблемы: вернуть данного ребенка в социум, адаптировать его поведение
к общественно принятым нормам. Но это - проблема взрослых, а не "уличного ребенка", который субъективно может и не переживать свой конфликт (явный или пока скрытый) с обществом как собственную личностно значимую проблему. А вмешательство в его жизнь воспринимает как посягательство на ничем не ограниченную (как он надеется) свободу.
Но как бы ни бравировал этот ребенок, подросток, юноша своей независимостью от кого бы то ни было, он на каждом шагу сталкивается с трудностями, неизбежно связанными с процессом взросления. Взрослея, человек самоопределяется (то есть ищет, определяет свое место в жизни, обществе, профессии, отношениях с людьми и самим собой) во все более сложных сферах жизни. Ученые выделяют несколько видов этого многоступенчатого процесса:
  • жизненное самоопределение - это определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения. Жизненное самоопределение, возможно, лежит в основе других и начинается с первого дня жизни как выполнение человеком своего предназначения;
  • личностное самоопределение - это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая действенная реализация себя на основе этих критериев. Например, если человек считает, что критериями личности являются способность к саморазвитию, социальная ответственность и др., то он и себя самоопределяет с точки зрения этих критериев. Если человек считает другие критерии важными для себя, допустим, собственную выгоду вопреки интересам других, то и личностное самоопределение задаст совершенно иное направление его развития;
  • профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно, и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии. Соответственно, он иначе себя самоопределяет и далее само- реализует.

Самоопределение не заканчивается на какомто жизненном этапе, ибо человек в течение жизни сталкивается с непрерывной серией выборов.
.И все же ребенок улицы осуществляет в одиночку или ориентируясь на критерии, нормы и правила, принятые в обществе себе подобных. Но под силу ли ему это?
Вот здесьто и пришло понимание того, что педагог улицы - это человек, готовый и способный оказать помощь уличным ребятам в разрешении тех личностно значимых проблем, с которыми они ежедневно сталкиваются. Если хотите, мы должны быть не общественными обвинителями этих детей за то, что они сошли с "пути истинного", а их адвокатами перед обществом, которое не смогло их вовремя понять и поддержать.
Вот! Найдено ключевое слово - поддержка! Определена ключевая идея: взаимодействие с этими детьми и подростками должно строиться в режиме психологопедагогической поддержки их жизненного самоопределения.

А потом пришло понимание того, что поддержка является универсальной идей и "технологией", на которых может быть основана деятельность любых субъектов (психологов, педагогов разных специализаций, родителей, других взрослых), занятых педагогической реабилитацией детей с девиантнокриминальным поведением.
Таким образом, теоретическая часть предлагаемого пособия освещает инвариантный блок разработанной ранее программы повышения квалификации для представителей всех специализаций (воспитательреабилитолог, учительреабили- толог, педагогпсихологконфликтолог, педагог улицы), занимающихся педагогической реабилитацией детей с девиантнокриминальным поведением. Раздел, касающийся технологии поддержки, предполагает вариативность ее реализации сообразно особенностям каждой специализации.
В работе над этим изданием мне очень нужен был заинтересованный, доброжелательный, но и критичный собеседник. Уважаемый Читатель, к сожалению, я не знаю и не вижу Вас. Поэтому я Вас вообразил. Вы стали не только уважаемым, но и воображаемым. В нашем воображаемом диалоге рождались идеи, вызревали ответы на "задаваемые" Вами вопросы. Что из этого получилось - судить Вам.