Озонокислородная терапия вот уже несколько десятилетий занимает прочное место среди других методов лечения. Медицинский озон представляет собой озонокислородную смесь, получаемую из сверхчистого кислорода путем его разложения в слабом электрическом разряде или посредством УФО. Как молекула, содержащая большое количество энергии и обладающая высокой окислительной активностью, озон обладает выраженными бактерицидными, вируцидными и фунгицидными свойствами.
Важным для биологических систем являются аспекты взаимодействия озона с тканью (особенно с кровью). Обращает на себя внимание увеличение гибкости эритроцитов, а следовательно, их способность проходить через суженные по каким-либо причинам капилляры, что является предпосылкой лучшей отдачи кислорода в ткани.
При озонолизе вследствие легкости, с которой озон вступает в реакции, он реагирует по местам двойных связей ненасыщенных жирных кислот фосфолипидов мембран клеток. Цепи жирных кислот «рвутся» и образуют пероксиды, что приводит к увеличению эластичности мембраны. Это объясняет причину повышения гибкости эритроцитов при использовании небольших доз озона. Под действием глутатионпероксидазы активируется гликолиз и образуется больше 2,3-ДФГ, которое играет решающую роль в деоксигенировании оксигемоглобина, т. е. в высвобождении кислорода, поступающего в ткани.
Таким образом, озонотерапия обеспечивает хорошую подвижность и/или пластичность эритроцитов, а также влияет на их внутриклеточный обмен. Эти свойства озона дают возможность расширить показания для его применения в лечении нарушений артериального кровообращения различного происхождения.
Н.Н. Wolff (1982) обращает внимание на то, что при озонотерапии сокращается нативное время свертывания крови, гепарин-антитромбиновое время увеличивается более чем на 30%, уменьшается число тромбоцитов. Таким образом, уменьшается вязкость и свертываемость крови, улучшается кровоснабжение тканей.
Е.А. Обухова и соавг. (1995) при применении озона обнаружили повышение фибринолитической активности, нормализацию растворимых комплексов мономера фибрина, снижение внутрисосудистого свертывания крови.
Терапевтические дозы озона не оказывают повреждающего действия на клетки. Он восстанавливает или усиливает нормальное клеточное окисление, которое снижено в результате патологического процесса. Озон насыщает кислородом как сыворотку крови, так и эритроциты, тем самым через внеклеточную жидкость поддерживая обмен веществ, несмотря на нарушенный тонус сосудов.
Р. Richelmi и соавг. (1995) описали влияние озона на клеточный метаболизм. Они подтвердили его положительное влияние на кровообращение и особенно на микроциркуляцию, ведущее к увеличению содержания кислорода в тканях.
С.ГТ. Перетягин (1991) в эксперименте изучил патофизиологические механизмы лечебного воздействия озонотерапии в форме экстракорпорального озонирования крови и внутривенного введения озонированных растворов. Вызывая умеренную активацию свободнорадикальных реакций перекисного окисления липидов и адекватное повышение антиокислительной защиты, озон оказывает

терапевтическое влияние на организм и через метаболические эффекты.
По данным К.Н. Конторщиковой (1992, 1995), одним из эффектов озонотерапии является активизация цикла Кребса с образованием НАДН-2, который служит донором протонов для восстановления неферментного звена антиоксидантной системы и, прежде всего, аскорбиновой кислоты и токоферола.
Результаты исследования состояния периферического кровообращения на фоне инфузии озонированного физиологического раствора показали, что одним из факторов, способствующих улучшению микроциркуляции, является именно метаболический компонент воздействия озона.
Озон может опосредованно влиять на кровообращение и метаболические процессы, изменяя обмен биологически активных веществ. Биотрансформации с одинаковой скоростью могут подвергаться аминокислоты, такие, как триптофан, гистидин и тирозин. Озон способствует также нормализации липидного профиля (снижение уровня общего холестерола, триглицеридов, бета-липопротеидов и увеличение содержания альфа-липопротеидов и альфа- холестерола).
Как уже указывалось выше, озон обладает выраженным бактерицидным, вирулицидным и фунгицидным действием. Бактерицидный эффект является следствием нарушения целости оболочки клеток, вызываемого окислением фосфолипидов и липопротеинов. При исследовании воздействия озона на E.coli обнаружено проникновение его в мембраны клеток, вступление в реакцию с веществами цитоплазмы и превращение .лмкнутого круглого плазмида ДНК в открытую круглую ДНК, что, предположительно, снижает эффективность пролиферации бактерий. Примечательно, что высшие организмы имеют энзиматические механизмы для восстановления с табильности «разорванных» ДНК и РНК, что частично объясняет, почему при лечении озон оказывается токсичным для инфекционных организмов, но не для больного.
3. Риллинг и R Вибан (1985) продемонстрировали бактерицидный эффект озона на примере фагоцитоза. Инфицированная клетка в качестве защитной реакции продуцирует перекись водорода. При хронической инфекции функциональная активность лейкоцитов снижается, они становятся неспособными инактивировать бактерии, так как образуют мало перекиси водорода или не образуют ее совсем. Тем самым становится понятным положительное влияние перекиси, образующейся в процессе озонотерапии.
При анализе вирусных компонентов после воздействия озона было обнаружено повреждение полипептид- пых цепей и протеинов оболочки, что могло приводить к нарушению способности вирусов прикрепляться к клеткам и к расщеплению одной нити РНК на две части, нарушая тем самым функцию размножения вируса. V. Riesser и соавт. (1977) пришли к выводу, что при озонировании повреждается вирусный капсид.
Озон или его пероксиды действуют на так называемый спайк вируса, разрушая его контакт с клеткой. Кроме того, свободные электронные пары N-ацетилглюкозамина становятся местом воздействия озона или его пероксида, вследствие чего вирус инактивируется.
В процедурах, в которых озон применяют наружно или в полостях тела, инактивация микроорганизмов, бактерий, вирусов и грибов осуществляется любым из описанных механизмов. Этот метод применяют для лечения ожогов, поверхностных грибковых инфекций, пролежней, абсцессов. При лечении системных инфекций (особенно вирусных), при которых озонокислородную смесь вводят в кровоток, продукты озонолиза способствуют инактивации вирусов. Озонирование крови может приводить вирусы в состояние покоя как путем прямого воздействия на них, так и путем изменения иммунного статуса. В небольших дозах озон обладает иммуностимулирующим, в больших — иммуноингибиторным действием.
В практическом здравоохранении спектр патологических состояний, при которых применяют озонотерапию, довольно широк. Он включает в себя хирургические, терапевтические, неврологические, акушерско-гинекологические, дерматологические болезни.
Известно несколько способов введения озона в организм человека с лечебной целью. Описаны местные аппликации, ректальные инсуфляции, парентеральное введение озонированных растворов, малая и большая аутогемотерапия и др.
Е.Б. Лазарева и соавт. (1995) провели изучение длительности сохранения антибактериальной активности озонированных растворов. Установлено, что самый короткий период бактерицидного эффекта (в течение нескольких минут после озонирования) имеет дистиллированная вода; наиболее длительно сохраняют свою антибактериальную активность (в течение 24 ч после озонирования) растворы Дарроу, изотонический раствор натрия хлорида и 5% раствор глюкозы.
По данным И.Т. Васильева и соавт. (1992, 1993), при концентрации озона, равной 2-10 мг/л, раствор подавляет рост стафилококков, протея, кишечной и синегнойной палочки.
В настоящее время озон с успехом применяется при местной и генерализованной инфекции у больных с открытыми переломами, остеомиелитом, ожогами, при лечении трофических язв нижних конечностей, при артрозе, артритах, хроническом бурсите.
В Институте хирургии им. А.В. Вишневского РАМН начиная с 1985 г. ведется разработка и внедрение в клиническую практику нового метода лечения гнойных ран и ожогов с высокой степенью обсемененности с применением сеансов местной озонотерапии. Применение метода приводит к сокращению сроков заживления раны и сроков подготовки к аутодермопластике. В.И. Булынин и соавт. (1998), И.П. Мошуров и соавт. (1993, 1995) для местного лечения гнойных ран применили метод «ги- дропрессивной» местной озонотерапии, обрабатывая рану струей озонированной жидкости под давлением 80атм. Отмечено сокращение сроков очищения и заживления ран.
А.А. Приймак и соавт. (1992) предложили способ обработки озонокислородной смесью гнойных полостей легких и плевры (в основном туберкулезной этиологии). В.И. Булынин и соавт. (1995) для промывания гнойных полостей легких и плевры использовали озонированный 0,9% раствор натрия хлорида. Последний рекомендуется применять и для интраоперационной санации брюшной полости при перитоните (Б.П. Кудрявцев и соавт., 1995).
Об успешном использовании озона для лечения больных с гнойными ранами и перитонитом сообщают А.А. Глухов и соавт. (1998), М.Н. Изимбергенов и соавт. (1999) и многие другие.
Э.П. Апсаратов и соавт. (1991) применили озонотера- пию у больных с флегмоной, маститом, абсцессами, парапроктитом и нагноением послеоперационных ран.
Имеются сообщения об эффективном использовании озонокислородной смеси для экстракорпоральной обработки крови и кардиоплегических растворов у кардиохирургических больных в ходе оперативных вмешательств с искусственным кровообращением. Так, Г.А. Бояринов и соавт. (1992, 1995) сообщили о положительном влиянии озонированного перфузата на кардиогемодинамику при протезировании клапанов сердца и при искусственном кровообращении, S. Wong и соавт. (1995) — о положительном эффекте озонотерапии у больных с ишемической кардиопатией.
Д.С. Винник и соавт. (1999), С.М. Чудных и соавт. (1995) эффективно использовали парентеральное введение озонированного раствора при лечении больных с острым и деструктивным панкреатитом.
В 1959-1960 гг. Л.И. Дешалит сообщил о хорошем терапевтическом эффекте ректальных инсуфляций газовой озонокислородной смесью при затяжных колитах различной этиологии, при хронических кишечных аутоинфекциях и пиелоцистите.
А.Б. Болгаев (1989), а затем С.Д. Мадьяров и соавт. (1991) успешно использовали субарахноидальное введение озонокислородной смеси для профилактики посттравматического церебрального арахноидита у пострадавших с переломом позвоночника.
Успешно применяется озонотерапия у больных с экземой, красным плоским лишаем, нейродермитом, псориазом и другими кожными заболеваниями.
О положительных результатах лечения больных с хроническими негонококковым уретритом, циститом, острым деструктивным пиелонефритом с использованием озона сообщили А.А. Артюхин и соавт. (1995), Б.В. Семенов и соавт. (1995), СХВ. Фирсов и соавт. (1995).
Таким образом, озонотерапия с успехом применяется во многих областях медицины.
К настоящему времени накоплен опыт применения озона в акушерстве и гинекологии. На основании экспериментальных данных, результатах клинического наблюдения разработана методика применения озонотерапии мри не специфических воспалительных заболеваниях внутренних половых органов. В.М. Зуев и соавт. (1995, 1998), Т.С. Качалина и соавт. (1992, 1998) проводили лечение больных с острыми и хроническими воспалительными заболеваниями матки и придатков. Озонотерапия оказалась эффективной при вирусе простого герпеса, ци- томегаловирусе (83%), при хламидиозе и микоплазмозе (соответственно 82 и 69%). Она способствовала нормализации клеточного и гуморального иммунитета, ускоряла обратное развитие воспалительного процесса.
Озонотерапия является эффективным методом лечения герпетической и цитомегаловирусной инфекции у женщин, страдающих невынашиванием. Безопасность применения озона для матери и плода была доказана в эксперименте на животных, в результате которого был сделан вывод об отсутствии влияния озона на морфогенез и дифференцировку тканей плода. Положительное влияние озонотерапии на гормонопродуцирующую функцию фетоплацентарного комплекса и стимулирующее воздействие на антиокислительную систему защиты в комплексном лечении пациенток с угрозой невынашивания отмечены Г.О. Гречканевым и соавт. (1995,1997). С положительным эффектом применили озонотерапию для лечения хронических гипоксических состояний плода З.И. Микашинович и соавт. (1998).
Озонотерапия занимает одну из ведущих позиций при лечении беременных с генитальной инфекцией, фетоплацентарной недостаточностью. В.М. Андикян (2000) при исследовании плацент выявил, что озонотерапия способствует интенсивному обмену веществ, газов в ворсинах плаценты, выделению продуктов обмена, гормонов, которые в конечном итоге оказывают благоприятное действие на плод. При этом выявлена положительная динамика параметров КТГ и биофизического профиля плода.
Е.В. Майдурова (2000) с успехом применила озоноте- рапию в комплексном лечении антенатального дистресс- синдрома плода.
Т.С. Качалина и соавт. (2000), Г. О. Гречканев и со- авт. (2000) разработали дифференцированный подход к лечению беременных из группы риска развития внутриутробного инфицирования плода с использованием медицинского озона.
Т.С. Качалина и соавт. (1995, 1998), О.Н. Усачева (1995), М.К. Шакутина (1995) применили озонотерапию с положительным эффектом в виде внутривенных инфузий у беременных, страдающих поздним гестозом, железодефицитной анемией, ожирением, изосерологической несовместимостью крови.
На основании экспериментальных данных и клинических исследований установлена высокая эффективность и широкий спектр действия озона при лечении многих заболеваний. Однако в акушерской практике данный метод еще только внедряется. Так, озонотерапию для профилактики гнойно-септических осложнений в послеродовом периоде у женщин с урогенитальной инфекцией в анамнезе впервые применили В.А. Ананьев и соавт. (2000), в комплексном лечении паретических состояний кишечника после абдоминального родоразрешения — Е.А. Чернуха и соавт. (2000), после искусственного прерывания беременности в I триместре — М.А. Гатина и соавт. (2000).