Психические состояния соревнования

 
Оптимальное боевое состояние (ОБС
Состояние, характеризующееся оптимальным уровнем активации мозга, вегетативной нервной системой и психомоторным контролем. В ОБС принято выделять три специфических компонента:
—              физический — совокупность физических качеств и соответствующих им ощущений в организме (сила, гибкость, легкость, расслабленность, чувство свободного, глубокого дыхания, хорошей работы сердца и т. д.). Эти ощущения специфичны для разных видов спорта (чувство воды, дорожки, оружия и т. д.);
—              эмоциональный — для данной деятельности уровень эмоционального возбуждения и направленности эмоций и чувств;
—              мыслительный — четкая программа действий в условиях конкретного соревнования, полная сосредоточенность на ее выполнении (А. В. Алексеев,1982).
Слагаясь в единое целое, эти три компонента обеспечивают реализацию резервов организма спортсмена через переживание им полной уверенности в своих силах, ощущение прилива энергии, осознание полного контроля за своими действиями.
Фрустрация (обман, тщетное ожидание — лат.) — психическое состояние, при котором стимулированная потребность в успехе, борьбе, поощрении не нашла своего удовлетворения. При этом спортсмен переживает разочарование, раздражение, тревогу, отчаяние.
Фрустрация возникает в ситуациях конфликта, когда, например, удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые и труднопреодолимые препятствия (наличие сильного соперника, поломка инвентаря, необъективное судейство и т. п.). Высокий уровень фрустрации дезинтегрирует деятельность и приводит к замещающему поведению: отказу, агрессии по отношению к слабому, переносу интереса на другую деятельность.
  {foto}     Фото 1. Для этих парней хоккей уже не игра...
 
  
Болевой финишный синдром (БФС) — интенсивное переживание комплекса ощущений физиологического (одеревенение конечностей, боль в мышцах, спазмы желудка, горла, тошнота, потеря сознания) и психологического (равнодушие, апатия, опустошение, мысли об отдыхе на дистанции, жалость к себе, страх боли и смерти) свойства, возникающих на финишной части не только соревнований, но и в тренировке.
О              значимости переживания болевого финишного синдрома для спортсменов свидетельствует факт значительно более тяжелого описания переживаний на тренировке через 4 часа после ее окончания, проведенного методом ретроспективного анализа психических состояний.
Значительную опасность для спортсмена представляет возникающий в этой ситуации «рефлекс отказа». Однажды пережив страх смерти, находясь в крайней степени утомления, спортсмен подсознательно избегает его повторения. «Рефлекс отказа» может провоцироваться любым эмоционально-значимым элементом соревнований (определенное место на дорожке, в бассейне, поведение тренера, свои ощущения).
Вот что рассказывал о своих ощущениях на тренировке 2-кратный олимпийский чемпион в беге на средние дистанции Питер Снелл. «После 18 миль кросса мне показалось, что трассы я не одолею. Безотчетная, слепая решительность подгоняла меня вперед, и когда мне не удавалось даже идти вверх по склону холма, я полз на четвереньках. Затем я тащился вдоль улиц до тех пор, пока каким-то образом не очутился рядом с домом тренера. Все остальные были уже там, одетые в тренировочные костюмы. Я протащился в комнаты, упал на диван и разразился потоком слез. Это было стыдно, почти унизительно, но я ничего не мог с собой поделать».
Центральная природа утомления автоматически подразумевает индивидуальность реакций на утомление, резко выраженную психологическую очерченность отношения каждого отдельного спортсмена к предъявляемой ему нагрузке. Без утомления нет тренировочного эффекта, без преодоления боли и усталости нельзя совершенствовать выносливость — это основное психологическое содержание, психологическая установка, с которой спортсмен должен выходить на тренировку.
С психологической точки зрения циклическая тренировка на выносливость требует от спортсмена высокой исполнительности, добросовестности, требовательности к себе, умения переносить неприятные, а порой и болевые ощущения.
Тренировка на выносливость требует значительных физических и психических напряжений для преодоления утомления, возникающего в различных системах организма и при крайних степенях носящего характер болевого финишного синдрома.
Основным субъективным содержанием БФС являются следующие ощущения и переживания:
—              физиологические — одеревенение рук, ног, спазмы желудка, горла, сфинктера, тошнота, потеря сознания, «отключение»;
—              психологические — равнодушие, апатия, опустошение, мысли об отдыхе на дистанции, жалость к себе, страх боли, страх смерти.
Исследования показали тесную связь между уровнем квалификации и степенью переносимости неприятных ощущений, между особенностями личности и порогом проявления страха боли при БФС.
Учение о боли является одним из важнейших в биологии, медицине и психологии. П. К. Анохин определяет боль как своеобразное психическое состояние человека, обусловленное совокупностью физиологических процессов центральной нервной системы, вызванных каким-либо сверхсильным или разрушительным раздражителем. Боль предупреждает о грозящей человеку опасности, она является сигналом, симптомом болезненных процессов, разыгрывающихся в организме.
Болевые ощущения могут проявляться в спортивной практике как психологические барьеры, представляющие собой характерные эмоциональные состояния, которые нередко и как будто неожиданно возникают во время соревнований у спортсменов и препятствуют проявлению в полной мере спортивных возможностей. При этом картина возникающей тревоги — это ответ на боль или на боязнь возможной боли. Ожидание боли является примитивной формой эмоции страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся сигналом опасности. Угроза, так же как потенциальный ущерб, может быть как физической, так и психологической. На нейрофизиологическом уровне страх вызывается довольно быстрым нарастанием нейронной активности. Страх перед чем-либо вызывает тревогу, последняя, в свою очередь, порождает боль. Таким образом, существует тесная взаимосвязь тревога — боль.
Боль и эмоция представляются чрезвычайно тесно связанными общностью их биологических корней и тождеством их биологической сущности. Однако Б. Г. Ананьев считает, что боль — это сенсорно-аффективное единство. Под влиянием представления и напряженного ожидания боли, отрицательно эмоционально окрашенного, значительно повышается чувствительность, уменьшается величина порогов болевой чувствительности. Большое значение в овладении болью, в изменении «пределов выносливости» к боли имеет сознательная установка человека. Именно в изменении «пределов выносливости», а не в абсолютной чувствительности проявляется личность человека в ее отношении к боли.
Для подробного анализа динамики развития этого актуального для видов спорта на выносливость психического состояния нами был проведен натурный эксперимент в условиях реальной тренировки пловцов. Целями исследования являлись: выявление структуры динамики психических состояний в тренировочном занятии и психосемантическое описание переживания ожидания боли и ее переживания в зоне возникновения болевого финишного синдрома с целью выработки рекомендаций по профилактике «рефлекса отказа».
Исследовались 25 высококвалифицированных пловцов — 12 МСМК, 12 МС,
1              КМС.
Психическое состояние пловцов исследовалось на плановом тренировочном занятии, носящем тестовый характер (ступенчатый тест: повторно-прогрессивная серия) для определения возможностей при работе в зонах 70, 80, 85, 90, 95 и 100 % интенсивности.
Измерения проводились: Эксперимент А: до тренировки, после разминки, в процессе тренировки, после тренировки. Эксперимент Б: в процессе тренировки, в каждой зоне интенсивности.
Применялись методика СОПАС, описывающая структуру восьми осознаваемых как позитивных, так и негативных актуальных психических состояний (10), цветовой тест Люшера, фиксирующий уровень неосознаваемой тревоги и вегетативного баланса симпатической и парасимпатической нервной системы (10). Особенности личности как факторы индивидуальной предрасположенности к устойчивости- неустойчивости к БФС исследовались 16-факторным тестом Кеттела.
Анализ полученных результатов велся в соответствии с положением закона Йеркса-Додсона о зависимости результативности от оптимума мотивации.
Результаты исследования
Эксперимент А: Структура динамики психических состояний в тренировочном занятии и особенности отношения к ожидаемой и предъявляемой нагрузке содержали признаки, соответствующие теоретическим ожиданиям.
Так, 68,6 % пловцов начинают тренировку с чувством апатии, неуверенности. При этом 60,2 % боятся основной части тренировки, однако появление боли в мышцах пугает лишь 17,6 % пловцов. И лишь один пловец — МС, признал, что испытывает страх перед болевыми ощущениями при работе в зонах 95-100 % мощности.
Перед началом тренировки наблюдается некоторое эмоциональное возбуждение, чувство тревожного ожидания, боязнь предстоящей работы.
После разминки происходит заметная нормализация психологического, вегетативного и двигательного уровней состояния
Субъективная, осознаваемая оценка актуальных состояний по тесту СОПАС (рис. 9) говорит о том, что после разминки значительно повышается как эмоцио
нальный, так и физический уровень, т. е. формируется установка на работу определенного свойства.
—             
{foto}     Рисунок
   до тренировки
—              — после разминки и я ш я — в тренировке — после тренировки
Р - психическое спокойствие Е - чувство силы и энергии А - стремление к акции, к действию
О              - импульсивность, ярость, агрессия
N - психическое напряжение и - опасение, тревога
Э              - депрессия, изнуренность 8 - удрученность, подавленность
Рисунок 9. Профиль выраженности состояния на этапах тренировочного занятия.
Психосемантическая картина эмоций после разминки отражает позитивные настроения и ожидания: энергичный, довольный, импульсивный, свежий, живой, деятельный, темпераментный, боевитый, спокойный.
В процессе тренировки сохраняется работоспособность за счет увеличения мотивации к усложняющейся нагрузке и частоты движений (двигательная установка на максимальный темп). При этом значительно ухудшается эмоциональное состояние. В семантическом поле появляются признаки тревоги, нарастающие от 80% зоны к 100% зоне интенсивности: усталый, изнуренный, опустошенный, вымученный, забитый, одинокий, тревожный, растерянный. Окраска эмоций полностью соответствует картине дискомфорта, т. е. начинают проявляться элементы БФС.
В конце тренировки наблюдается т. н. «конечный порыв», когда вся работа близится к завершению. Наблюдается понижение уровня тревоги, но сохраняется довольно высокая мотивация, и двигательная установка на максимальный темп позволяет закончить тренировку, так как двигательная установка быстро не меняется, но эмоциональное состояние продолжает ухудшаться. Появляются отрицательно окрашенные эмоции, свидетельствующие и об ухудшении физического состояния: грустный, ослабленный, вымученный, изнуренный, разбитый, усталый. Причем, естественно, больше выражено ухудшение физического состояния, но, несмотря на физическую усталость, повышается вегетативный тонус — идут интенсивные энерготраты адаптивного характера.
Эксперимент Б: По результатам исследования личности пловцы были разделены на две группы: хорошо переносящие Болевой Финишный Синдром и остро реагирующие на Болевой Финишный Синдром.
Результаты в повторно-прогрессивной серии ступенчатого теста показывают, что почти все пловцы боятся плыть тест (рис. 10, состояние и). Но сразу после работы в зоне 70-80 % интенсивности снижается тревога, напряжение, идет враба- тывание, появляется уверенность. Далее при выполнении работы в зоне 85-90 % интенсивности происходит адаптация. Такая работа носит анаэробно-аэробный, гликолитический характер, поэтому важно именно в этих зонах выполнить работу по намеченным результатам, так как здесь усиливается чувство психического беспокойства, тревоги (рис. 10, состояние N — хватит ли сил улучшать время на предстоящих отрезках с 95% и 100 % интенсивностью?).
Работа с интесивностью 95% и 100 % тесно связана с психологическим стереотипом двигательной деятельности, в котором доминируют эмоции и ощущения боли, что требует проявления определенных качеств личности — волевого самоконтроля, эмоциональной уравновешенности, психической активности, настойчивости, лидерства.
Характерная особенность работы в зоне 95% и 100 % интенсивности заключалась в появлении основного сбивающего фактора — негативных состояний депрессии, чувства изнуренности, апатии, «нулевого накала напряжения», беспомощности. Трое спортсменов отметили наличие жалости к себе с выраженной слезливостью. У двоих пловцов эти состояния, которые можно охарактеризовать как фрустрацию, невозможность вырваться из ситуации, видоизменились в агрессию, направленную на тренера и членов научной группы (рис. 10, состояние D).
Пловцы с низкой устойчивостью к БФС уже в зоне 90—95 % интенсивности начинают отказываться от работы или активно (состояние О), или пассивно, имитируя крайнюю степень утомления, не подтвержденную результатами биохимического анализа.
Общее снижение затрагивает ощущение психического благополучия (бодрость, отсутствие тревоги) и чувство силы и энергии (энтузиазм, чувство свободы) — рис. 8, состояния Р, Е. А в зоне 100 % у них катастрофически возрастает раздражительность, страх боли, депрессия, чувство изнуренности и жалости к себе. Резко возрастало количество мотивирующих контактов со стороны тренеров.
Сравнительный анализ динамики осознаваемых и неосознаваемых компонентов психического состояния в зоне БФС показал, что спортсмены полностью осознают и контролируют свои действия. Даже при агрессивно-истерических отказах продолжать работу они ее все равно выполняли. Подобное поведение приобретало ритуальный характер у пловцов с демонстративным типом личности. Любопытно, что никто не называл страх боли в числе причин отказа во время работы.
Таким образом установлено, что:
—              Признаки тревожного ожидания болевого финишного синдрома у пловцов наблюдаются до тренировки. Наиболее выражены они у неустойчивых к БФС спортсменам.
—              Выраженные признаки болевого финишного синдрома начинают проявляться в зоне 95 % интенсивности, а у чувствительных пловцов уже при 85-90 % интенсивности работы.
—              Признаки болевого финишного синдрома осознаются спортсменами, однако их интенсивность значительно сильнее фиксируется на неосознаваемом
уровне прожективными методами и при опросах, проводимых перед тренировкой.
—             
  {foto}     Рисунок
 
   Важным методом профилактики «рефлекса отказа» в этих условиях является осознание и рефлексия своих переживаний в связи с обязательными психическими эффектами тренировки на выносливость.
# Ф — до тренировки 100%
- 95%
Ф Ф - 85%
N — психическое напряжение и - опасение, тревога Б - депрессия, изнуренность Б - удрученность, подавленность
Р - психическое спокойствие Е - чувство силы и энергии А - стремление к акции, к действию
О              - импульсивность, ярость, агрессия
Рисунок 10. Профиль выраженности состояния по зонам интенсивности нагрузки.
Психосоматический срыв — состояние дезинтеграции во взаимодействиях между психикой и соматическими функциями, нарушающее управление двигательным аппаратом и проявляющееся на пике психического и физического напряжения в соревнованиях. Наиболее частым пусковым механизмом является преждевременная мысль о достигнутой победе.
Спортсмен Г., чемпион одной из Спартакиад народов СССР в ходьбе на 50 км, за 5 км до финиша, оглянувшись, не увидел никого из преследователей. Сразу же появилась мысль: «Дело сделано. Я чемпион...» И тут началось невероятное. Навалилась ужасная усталость, появилась тошнота, ноги стали наливаться свинцом, затем начались судороги, пришлось бить кулаком по бедрам и. садиться на теплый асфальт. Появился страх все потерять. С большим трудом спортсмен ушел от поражения, на финише рухнул на газон, проклиная момент преждевременного ликования. По его словам, на дистанции он пережил все ощущения, которые бывали у него только после финиша. Поразило его чувство беспомощности, когда организм жил как бы своей жизнью, отказывался подчиниться воле.
Эмоциональная персеверация — сохранение эмоции после того, как вызвавшая ее причина перестала действовать, а переживание продолжает быть аффективно значимым для спортсмена, и его ассоциативный ряд без объективной потребности продолжает замыкаться на ключевой раздражитель.
Проявление этого состояния и его причины сходны с состоянием психомоторной персеверации, но происходят без внешнего выражения и действия.
Представленные к классификации психические состояния являются собирательной формой (синдромом) тех переживаний и ощущений, которые испытывают спортсмены в разные периоды спортивной деятельности. Но на протяжении всей спортивной деятельности в конкретном виде спорта спортсмен постоянно испытывает влияние специфических состояний, возникающих именно из особенностей спортивной тренировки в том или ином виде. Они как бы являются паспортом вида спорта и требуют глубокого анализа, а также причин, их вызывающих. 

Источник: В.Ф.Сопов, «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СОВРЕМЕННОМ СПОРТЕ» 2010

А так же в разделе «  Психические состояния соревнования »