Что ж кажется тогда,

Столь горестной тебе твоя беда?

В.Шекспир

Забылось. Прошло много времени, и новые впечатления вытеснили прежние. Так бывает, особенно когда предмет первой любви полностью исчезает из непосредственного общения. А бывают ли факторы, которые могут прекратить влюбленность, когда общение с предметом любви сохраняется? На этот вопрос мы и постараемся ответить.

Логично предположить, что влюбленность прекращается после начала регулярной половой жизни с предметом любви. Если влюбленность вызывается необходимостью достижения, детерминированной неудовлетворенной половой потребностью, направленной на одного человека, то она должна прекращаться, когда проблема достижения решена. Скажем сразу -- это так. Но регулярная половая близость не всегда означает исчезновение такой необходимости. Если такая необходимость сохраняется, имеет место половая любовь. Рассмотрим соответствующий протокол.

Николай К. Аспирант. Возраст начала любви 23 года. Приехал из провинции. Сначала учился в вузе, потом поступил в аспирантуру. Все это время жил в общежитии. До встречи Ирины женщин не знал. Я стал его наблюдать, когда его любовь была еще в самом разгаре. Тогда он много, охотно и с восторгом говорил о ней, рассказывая, разумеется, только то, что считал возможным. Тем не менее потом, когда он нашел меня, я мог ему кое-что напомнить, помогая его памяти. Он, впрочем, человек очень коммуникабельный и охотно беседовал со мной. Вообще, главным мотивом, побуждающим людей участвовать в исследовании, было желание разобраться в себе и глубокий интерес к обсуждаемым проблемам.

Ирина тоже была аспиранткой, но другой кафедры. Они познакомились в общежитии на вечеринке, где он был самым веселым и остроумным. Он впервые жил один в комнате. Она сама изъявила желание посмотреть, как он живет, но когда уединились, она позволила только поцеловать себя. Но она выбрала его, и это не возможно было понять! Это было содержанием основного отношения. Он все никак не мог понять, за что она его полюбила? И в то время я не видел человека счастливее его. Они проводили вместе все свободное время. И когда она впервые разделась перед ним и легла на кровать, он опустился перед ней на колени, восхищенный красотой женского тела. Слезы текли по его щекам, и он целовал ее всю, едва прикасаясь губами.

С этого момента любовь стала основным содержанием его жизни. Где бы он ни был, он думал о предстоящей встрече с Ириной и мысленно представлял себе, что сегодня произойдет, и как она будет вести себя. Каждая встрече была открытием чего-то нового, ее фантазия была неиссякаема; он полностью подчинился ей. Он относился к ней с каким-то мистическим трепетом и уважением. Она была для него авторитетом во всем: и в искусстве, и в политике, и в быту, хотя вообще говорила мало. Ему казалось, что она как высшее существо видит какой-то

другой мир, не доступный другим смертным, и в этом мире нет тайн, ни во времени, ни в пространстве. Рефреном ко всему этому звучало то, что она выбрала его и это невозможно было понять. Это непонимание вызывало страх потерять ее и стремление соответствовать ей, т.е. необходимость достижения. Как видим, основное исходное отношение постоянно воспроизводилось при каждой новой встрече, при этом его конкретные проявления постоянно изменялись, что блокировало влечение и требовало их нового освоения. А теперь внимание! Их любовь прошла, когда основное исходное отношение было нарушено.

Это случилось в результате изменившегося социального статуса Николая. Он запустил учебу в аспирантуре и был отчислен. Пришлось выселиться из общежития и искать работу. Ирина не бросила Николая. Наоборот, она стала подчеркнуто внимательна к нему и всячески старалась продемонстрировать, что его отчисление не может отразиться на их отношениях. Но, несмотря на то, что во время интимных встреч она стала еще более раскованной и темпераментной, между ними начались конфликты, инициатором которых чаще оказывался он. Постепенно это начало ее раздражать. Именно в это время он и пришел ко мне.

Изменившееся основное исходное отношение невозможно было восстановить, поэтому ситуация казалась мне совершенно безнадежной. Вскоре Николай уехал из города, и я не знаю, чем закончилась эта история.

В описанном случае основное исходное отношение было изменено внешними, социальными причинами. Будь заведующий кафедрой немного добрее, а правила менее строгими, любовь Ирины и Николая продолжалась бы. Но что может изменить основное исходное отношение в случае половой или романтической любви, если не внешние причины? Существуют ли причины, чисто психологического характера? Здесь мне снова придется ввести новое понятие, -- ниша произвола [30]. Чтобы объяснить, что это такое, мне придется привести пример, не связанный с темой влюбленности.

Валентина Г. поступила в одну из областных больниц с доброкачественной опухолью в области паха. Вскоре после удаления этой опухоли была обнаружена быстро увеличивающаяся опухоль в области груди. Был собран консилиум: профессор и два доцента, среди них женщина - доцент К. Профессор и второй доцент высказались против новой операции. Дополнительным аргументом в пользу консервативного лечения было то, что больная Валентина Г. молода и следует, по возможности, избежать операции, чтобы не уродовать ее тело, чего больная очень боялась. «Скорее выходи замуж, рожай солдат и все пройдет», - пошутил профессор.

Однако доцент К. настаивает на операции. Являясь научным консультантом отделения, она каждый день появляется в палате Валентины Г. Она говорит: «Милая, хорошая, золотая, надо резать. Я сама женщина, я все понимаю, но надо резать». Эти фразы она повторяет в разных вариациях каждый день. Особенно Валентину Г. раздражают определения: милая, хорошая, золотая, которые доцент К. повторяет постоянно. При этом лицо ее, по впечатлению Валентины, выражает крайнюю осторожность. Гэворя с больной, доцент К. постоянно пальпирует ее, повторяя эпитеты: милая, хорошая, золотая и настаивая на операции. Наконец, доцент К. доводит Валентину до истерики. Валентина все время плачет, плачет она и тогда, когда доцент К. разговаривает с ней и ощупывает ее. Психологическое состояние Валентины — постоянная подавленность и страх. Валентине 23 года. Всем остальным

женщинам, лежащим в палате, за сорок. Не возникает никакого эмоционального контакта. Кроме того, в больнице обнаружена болезнь Боткина и из-за карантина к Валентине никого не пускают. К счастью, ее наконец выписывают. Впоследствии консервативное лечение дало положительные результаты.

Сейчас Валентина совершенно здорова.

Поведение доцента К. трудно объяснить простой озабоченностью врача, сочувствующего больной. Она не могла не видеть, какие моральные страдан ия причиняет Валентине. В ее поведении реализуются желания, которые обычно скрывают при наличии социального контроля и возможных санкций. Доцент К. — пожилая некрасивая женщина, никогда не бывшая замужем. Валентина молода и красива, у нее впереди вся жизнь. Я уже писал о том, что поведение человека определяется противоречием между стремлением к самореализации (реализации своих желаний) и необходимостью защиты своего положения в обществе. В данной ситуации положению доцента К. ничего не грозит. Она врач и всегда может сослаться на то, что выполняет свой долг, отстаивая свое убеждение в необходимости операции. Во-вторых, больная Валентина зависит от нее, поэтому боится и сама не может оказать сопротивления. Наконец, больница на карантине и Валентине некому пожаловаться и получить хотя бы моральную поддержку. Все это создает для доцента К. нишу произвола.

Еще пример, свидетелем которому в свое время мне довелось быть.. Аспирант пишет диссертацию. Когда она почти готова, научный руководитель предлагает ему новую тему. Вскоре обнаруживается, что материал аспиранта уже используется коллегой научного руководителя в докторской диссертации. В личном творческом плане записано обтекаемое название темы, главы не обсуждались на кафедре, научный руководитель, сам зав. кафедрой, подписывал отчеты аспиранта «автоматом», за что последний был ему очень благодарен, в результате доказать авторство невозможно. Аспирант садится писать новую диссертацию. Снова -- ниша произвола и реализация желаний научного руководителя.

Нишу произвола создает алкогольное опьянение. Большое заблуждение, что пьяный человек говорит то, что соответствует действительности -- выбалтывает свои тайны. Он говорит о том, что ему хотелось бы, что бы было на самом деле, т.е. реализует свои желания.

Когда толпа молодежи громит витрины после футбольного матча или выступления поп-звезды, демонстрируя отмеченную Лебоном утрату чувства ответственности, поведение ее членов также объясняется возникшей нишей произвола: там, где много, никто ни за что не отвечает.

Именно феномен ниши произвола и становится внутренним психологическим фактором, убивающим любовь, потому что субъект, подвергшийся влиянию этого феномена, изменяется так, что меняется основное исходное отношение, являющееся стержнем всякой любви.

Исследуемая Марианна Д. Половая любовь. В возрасте 21 лет она впервые по-настоящему полюбила. Ее возлюбленному было сорок. Имеет солидное социальное положение. Женат не был. Он казался сильным, благородным, интеллигентным, высококультурным. С ним она впервые испытывала наслаждение от интимной близости. Марианне очень хотелось выйти за него замуж. Она покупала ему за свои деньги одежду, убирала в квартире, в конце - концов прощала наличие других любовниц. То, что приведено ниже, она написала однажды в порыве отчаяния.

(Стиль и орфография сохранены).

«Он ничтожен, уродлив, безобразен. Ничтожны его помыслы, безобразна его душа, уродлив его мозг. Он противен тебе, человек, который заставляет страдать другого человека, доводит его до крайности, просто мерзкое и низ кое ничтожество. Противны его руки, голос, взгляд. Неприятны его прикосновения. Ощущения его присутствия доводит тебя до тошноты. Он садист, циник, он не умеет понять чуткость, доброту, отзывчивость; лишь только потому, что ему не знакомы эти чувства, он не переживал их, эти чувства никогда не станут ответом. Он с наслаждением смотрит на твои страдания. Он в экстазе от твоей дерзости (последнее слово зачеркнуто - В.П.), жалости, слабости, от крика души и надрывного плача. Он постоянно унижает тебя. Ему нравится иметь дело с униженным, чувствуя себя при этом на пьедестале... Но это все лицо (неразборчиво). Он сам низок и подл».

Теперь, когда прошло два года, она сама не может разобрать одно слово. Все это написано быстрым, нервным почерком и случайно сохранилось у нее. Создав своему возлюбленному нишу произвола, Марианна способствовала тому, что основное исходное отношение, поддерживавшее ее любовь, изменилось. Эта любовь в конце концов переросла в ненависть, и они расстались. Этот человек не любил Марианну. Попав в нишу произвола, он реализовал с ней свой сексуальный сценарий, который вряд ли ему удавалось реализовать с другими женщинами. К сожалению, сам он не стал участником моего исследования.

Так ниша произвола, которую создают предмету своей любви слишком доверчивые люди, изменяет основное исходное отношение, и приводит к прекращению любви.