За весь сублимационный период такие встречи происходили не часто, но достаточно регулярно. Этот период содержит в себе событие, искажающее чистоту разбираемого примера, т.е. делающее его недостаточно типичным. Через год Марине сообщили, что Сережа приехал в Москву и с ним можно встретиться. Она очень волновалась, долго собиралась, обула туфли на самом высоком каблуке (за год она почти не подросла) и явилась на встречу. Туфли помогли. Если бы не они, Сережа оказался бы на голову выше ее. Ее поразило, что им не о чем говорить. И еще она почувствовала, что он еще ребенок. Марина в течение этого года развивалась быстрее его. Когда они, погуляв по городу, расстались, как потом оказалось, навсегда, Марина еще продолжала его любить, ставя выше всех мужчин. Однако половая жизнь, которая стала для нее регулярной, уже не была такой конфликтной как раньше. Через два года Марина переехала в Минск и поступила в университет. Еще через год она вышла замуж. Сережа ее больше не интересовал.
У автора нет данных о том, как прошел у Марины последний пятый период, период прекращения любви. Вообще этот период как-то слабо анализировался изучавшимися нами людьми в свое время и плохо запомнился, поэтому придется посвятить ему специальную главу. И страшно, и весело входить в эту анфиладу.
Л.Н.Толстой.
Известно, что девочки раньше достигают психологической и физиологической половой зрелости, чем мальчики. Поэтому к моменту собственного полового созревания мальчики уже находятся в ситуации процептивного поведения девочек- сверстниц. Кроме того, взрослые девушки и женщины стремятся к процептивности, что предполагают традиции и мода. В конце концов юноша, созревший для любви, не имеет недостатков в объектах, вызывающих влечение. Описанная в предыдущей главе схема формирования и развития любви проявляется, как это ясно уже из самого изложения, не только в соответствующем поведении девушки, но и юноши. Рассматривая теперь случай, когда влюбленным является юноша, постараемся, более пристально проанализировать влюбленность именно как психологический феномен. Отмеченные в ходе описания случая Марины Г. моменты, которые относятся к психологии любовного переживания, постараемся теперь отыскать в материале, относящемся к юноше и проанализировать их более подробно. Лучше всего это позволяет сделать протокол, содержащий случай Александра М.1
Александр М. Романтическая любовь. Возраст начала любви 14 лет 1 месяцев.
Александр уверяет, что всегда влюблялся в девочек и это состояние (влюбленности) с раннего детства было для него обычным, хотя, как он это понял потом, эти термины: любовь, влюбленность к тем случаям не применимы. Первая девочка, которая ему понравилась, была на год моложе его, а он тогда еще не ходил в школу. Саша с родителями тогда жил на даче, девочка приехала с бабушкой из города. Он помнит, как разговаривал с ней через забор, разделявший их участки. Помнит ее внешность, но нарисовать отказался, сослался на то, что может не получиться: прошло много лет, так помнит, начинает рисовать - непохожа. Виделись всего-то несколько дней.
Когда он пошел в школу, в первом классе ему очень понравилась другая девочка. Приходя домой, и ложась спать, он каждый вечер в постели в воображении разыгрывал одну и ту же сцену: на нее нападают разбойники, и он ее спасает. Однако отношения с ней в жизни не складывались: стыдно было дружить с девчонками. Кроме того, его мать почему-то с раннего детства не забывала внушать ему, что интеллигентный человек не должен проявлять интерес к женщинам, а лучшие люди вообще не женились. В третьем классе к ним пришла новая девочка, которая тоже очень ему понравилась, вытеснив предыдущую. Она проучилась с ними один год и перевелась в другую школу, а в
1 Может вызвать недоумение то, что в этом вопросе мы не делаем различий между мужской и женской психологией. Различия, конечно же, есть и вызваны они психологическим полом, переживанием себя мужчиной или женщиной. В основе же своей психика и ее механизмы не имеют пола. Отсюда возникло ошибочное мнение о бисексуальности ребенка. Так называемая бисексуальность есть просто проявление степени и особенностей формирования психологического пола, что представляет собой процесс.
четвертом пришла еще одна новенькая, которая, в свою очередь, пленила его сердце. Заметим: ни с кем из них он не дружил, а любил1 как бы со стороны.
В конце концов у меня набралось несколько портретов, включая портрет той, которую потом по настоящему полюбил Александр. Ее портрет получил номер 6, после него шло еще два; о девушках, нарисованных на них, — разговор ниже.
Итак, имея перед собой все эти портреты, я вдруг заметил, что все они, похожи друг на друга кроме второго, изображающего девочку, нравившуюся Александру в первом и втором классе, седьмого и восьмого. Самым простым объяснением сходства портретов было то, что все их нарисовал по памяти один человек. Мало того, все они были похожи на его собственный портрет, на котором он изобразил себя по моей просьбе в возрасте накануне начала любви. Однако Александр убедил меня, что они также похожи, как и не похожи, и в конце концов мне пришлось отказаться от развития такого интересного направления анализа.