Сущность внушения — это те условия, при которых влияние возникает без достаточных логических объяснений.
3. Фрейд
Аргументировано ли суггестивное воздействие?
Для ответа на этот вопрос В.Н. Куликов поставил серию опытов. В них участвовали студенты Ивановского педагогического института. С каждым из них было проведено по три серии экспериментов на запоминание и воспроизведение поданных по одинаковой методике 15 английских слов. В одной серии опытов подаче экспериментального материала предшествовало неаргументированное внушение в форме простой констатации: «Сейчас вы услышите английские слова... Вы их хорошо запомните и воспроизведите». Во второй серии опытов на испытуемых действовало внушение малой аргументации: «Сейчас вы услышите английские слова... Вы их хорошо запомните и воспроизведите... Вы имеете хоро шую память и способность к языку». В третьей серии опытов использовалось внушение развернутой аргументации: «Сейчас вы услышите английские слова... Вы их хорошо запомните и воспроизведите... Вы имеете хорошую память и способность к языку. Вы понимаете важность знания языка... Вы стараетесь овладеть им».
Была обнаружена связь эффективности внушения со степенью его аргументации. Наилучшие результаты (8,8 единицы воспроизведения) дало внушение малой аргументации. Неаргументированное внушение и внушение развернутой аргументации показали соответственно 7,7 и 5,3 единицы воспроизведения.
Эти результаты указывают на то, что в общем виде внушение следует рассматривать как воздействие со сниженной аргументацией, что отличает его от других способов психологического воздействия (например, от убеждения). Но в разных случаях внушения трёбуется разная степень снижения аргументации. Иногда она заменяется простой констатацией того, что внушается.
Степень осознанности процесса внушения
Снижение уровня осознанности психики суггеренда является одним из условий эффективности внушения. Вместе с тем установлено, что при разных видах воздействия степень снижения осознанности процесса принятия внушения бывает различной. Есть тенденция снижения степени осознанности от внушения в бодрствующем состоянии к внушению в гипнозе и в естественном сне.
Суггестивное воздействие включает два взаимосвязанных этапа. Целью первого из них является снижение степени сознательности психики суггеренда. В разных видах внушения эта задача решается по-разному. Проведению гипнотических внушений предшествует внушение гипнотического состояния, что означает снижение сознательности психики гипнотика. При внушении в естественном сне данная задача решается самим сонным состоянием.
При внушении в бодрствующем состоянии снизить уровень сознательности психики суггеренда возможно несколькими способами, о чем речь ниже.
Степень критичности принятия внушений суггерендом
Эксперименты и данные ряда авторов показывают, что суггеренд принимает не все внушения. Некоторые он отклоняет, особенно те, которые противоречат его политическим, моральным и другим убеждениям. Правильнее говорить, что принятие суггестивных воздействий характеризуется сниженной степенью критичности. В снижении критичности суггеренда заключено еще одно из условий эффективности внушения.
Это практически очень важный вывод. Если бы имело место полное «отключение» критичности, то это означа/Ю бы, что можно внушить индивиду (например, под гипнозом) установку на совершение преступления — это бы сработало. Однако практика показывает, что, к счастью, этого не происходит — срабатывает определенная критичность восприятия.
Таким образом, внушение в общем виде можно представить как психологическое воздействие, которое осуществляется с помощью речи и неречевых средств и отличается сниженной аргументацией. Суггестор в соответствии со своими целями и намерениями и используя определенные приемы внушения вводит в психику суггеренда те или иные установки, направленные на изменение психической деятельности. Внушение принимается суггерендом при сниженной степени осознанности и критичности, становится его внутренней установкой, которая направляет, регулирует и стимулирует психическую и физическую активность, реализуемую при той или иной степени автоматизма [85, 14—15, 26].
Факторы, способствующие эффективному внушению
Значительно влияют на силу внушающего воздействия социальный статус и авторитет суггестора (коэффициент ранговой корреляции между этими переменными — порядка 0,8).
Установлено, что добиться эффекта внушения может суггестор и с небольшим авторитетом. Для восполнения авторитета он может использовать авторитет другого человека, обладающего у суггеренда большим доверием, т.е. внушать от имени или именем другого лица. Во-вторых, он может использовать авторитет целых социальных общностей, может внушать именем или от имени группы, коллектива и т.д. К. Маркс писал, что глашатаи нового «вызывают к себе на помощь духов прошлого, заимствуя у них имена, боевые лозунги, костюмы... Так, Лютер одевался апостолом Павлом...»
Эффективности внушения способствует доброжелательность суггестора по отношению к суггеренду. Наблюдения показали, что если воспитатель, желая сделать внушение своему воспитаннику, обнаруживает доброжелательное отношение к последнему, то воздействие может дать лучший результат, чем при недоброжелательном отношении. Это подтверждают и сами наблюдаемые.
Эксперименты также показали, что для достижения успеха внушения суггестор должен чувствовать психологическое превосходство перед суггерендом. При прочих равных условиях сильнее влияет тот суггестор, который превосходит суггеренда в волевом, характерологическом и другом отношении.
От сознания наличия или отсутствия психологического превосходства над суггерендом во многом зависит уверенность-неуверенность суггестора в достижении цели внушения.
Состояние суггестора проявляется в интонации голоса, мимике и пантомимике и передается суггеренду.
Анализ экспериментального материала дает основание утверждать, что внушение зависит от отношения суггестора к тому, что он хочет внушить суггеренду. В содержание этой детерминанты входит, прежде всего, вера самого суггестора в то, что он внушает. Если он глубоко верит в то, что внушает, то при прочих равных условиях его воздействие может приобрести значительную силу [85, 56—61 ].
Групповые внушения
Групповой суггестор
Суггестивное воздействие могут оказывать не только отдельные личности, но и целые социальные общности (бригада, студенческая и ученическая группы, коллектив фирмы, отдела и т.п.). Но о групповом суггесторе можно говорить только тогда, когда некоторое количество индивидов (в соответствии с единой общей целью и мотивами) оказывает единое внушающее воздействие на одного и того же суггеренда. А это возможно тогда, когда члены группового суггестора находятся в определенных связях и отношениях друг с другом. В противном случае будем иметь не групповое воздействие, а некоторое число индивидуальных. Имеющиеся экспериментальные данные приводят к следующим выводам:
- групповое внушение эффективнее внушения от имени группы;
- еще более оно эффективнее индивидуального внушения;
- эффективность группового внушения возрастает при росте числа членов группового суггестора.
Групповой суггеренд
Не только оказывать воздействие, но и принимать его могут и отдельные личности, и целые социальные общности, т.е. суггеренд может быть как индивидуальным, так и групповым, причем и тот, и другой принимают внушения с учетом влияний своих групп и коллективов и более широкого социального окружения. Социальное окружение может способствовать, а может и препятствовать принятию внушений.
Групповым суггерендом может быть как постоянная, устойчивая общность людей (ученическая и студенческая группа, рабочая бригада, коллектив отдела и т.п.), таки общность временная, неустойчивая (слушатели лекции, кинозрители и т.д.). Но для признания общности людей групповым суггерендом необходимо, чтобы между ее членами функционировали определенные связи и отношения, в том числе и суггестивные. В этом случае члены общности будут получать внушающие воздействия не только от суггестора, но и друг от друга. В противном случае будем иметь дело не с групповым суггерендом, а с некоторым числом индивидуальных сугге- рендов, хотя и подвергающихся одинаковому внушению.
Проблема влияния социальной общности на личность исследовалась рядом авторов (В. Мёдэ, Ф. Олпорт, Дж. Дашиэль и др.). Так, В.М. Бехтерев показал, что коллектив оказывает влияние на все стороны психологии и поведения индивида. Это влияние может быть сильным и слабым, положительным и отрицательным — все зависит от взаимоотношений между индивидом и коллективом, от их особенностей и других факторов.
В эксперименте было изучено воздействие одного и того же кинофильма на две группы учащихся 10-х классов, примерно сходных по основным параметрам.
Ученики одного из классов смотрели фильм поодиночке, другого — коллективно. Опрос учащихся касался силы воздействия фильма и его основных факторов. Он проводился по одинаковой методике.
В группе, члены которой смотрели фильм поодиночке, средний балл воздействия оказался равным 6,7, а в группе с коллективным просмотром фильма составил 7,3 балла, т.е. прирост силы воздействия составил около 9%. В группе с индивидуальным просмотром фильма было высказано 6 мнений по поводу основного фактора воздействия, в то время как после группового просмотра было высказано только три мнения, т.е. разброс мнений уменьшился в два раза.
Сопоставление силы воздействия кинофильма на первую и вторую группы испытуемых показывает, что внушение сильнее действует на группового суггеренда и его членов, чем на индивидуального (различие баллов статистически достоверно при Р = 0,05). Причина этого прежде всего во взаимовлиянии членов группового суггеренда друг на друга.
Но влияние группы на своего члена не абсолютно, а относительно. Даже при групповом восприятии кинофильма имелся, хоть и небольшой, разброс мнений относительно факторов, обладающих основной воздейственной силой. Как выяснилось, это связано с наличием в группе микрогрупп, имеющих различные психологические характеристики [85, 21—24].