Аденоидные разрастания в носоглотке и их воспаление представляют особую опасность для слуха и состояния придаточных пазух носа. Воспаленные аденоиды, являясь очагом инфекции и аллергического воспаления организма, способствуют застойным явлениям в задних отделах носа, развитию хронического ринита, синусита или заболеваний среднего уха [15,120].
Своевременная эффективная и рациональная терапия хронических болезней миндалин и аденоидов является надежной профилактикой тугоухости и глухоты.
Своевременная и адекватная общая и местная терапия острых респираторных вирусных и детских инфекций, санация очагов воспаления в верхних дыхательных путях являются важнейшими профилактическими мероприятиями осложнений ОРВИ. Особое значение придается устранению аденотонзиллярной патологии [157,76].
Впервые подробное клиническое описание аденоидов дано в монографии датского врача Мейера В. (1868), в которой автор систематизировал и объединил симптомы, наблюдающиеся при аденоидных разращениях, и указал на роль аденоидов в патологии детского возраста, осветил их анатомическое и гистологическое строение. Этим же автором 22-летней девушке была произведена первая аденотомия.
Считается, что эффект аденотомии зависит от того, насколько тщательно из носоглотки удалена избыточная лимфоидная ткань. Однако манипулировать аденотомом вблизи гло- точногоотверстия слуховой трубы во избежание стойких рубцовых изменений следует с большой осторожностью [120].
Исследованиями Ивойлова А.Ю. (1989) показано, что в носоглоточной миндалине и её послеоперационных рецидивах имеется множество рубцово измененных крипт и карманов, содержащих стрептококковую и стафилококковую флору. Причем, при исследовании бактериологического отделяемого слизи носоглоточной миндалины, а также аденоидных вегетаций выявлено преобладание стафилококковой флоры. При макроскопическом исследовании в щелевых складках и криптах первично оперированных аденоидов обнаружены слизь и гнойные пробки, а в рубцово измененных карманах рецидивов аденоидов - слизистогнойное отделяемое. При осмотре рецидивов аденоидных вегетаций у детей после аденотомии обнаружили, что они отечны, восковидны, нередко с синюшным оттенком, лакуны их плохо контурируются, на поверхности выявляется избыточное количество слизи с примесью гноя. Наличие воспаления в рубцово измененных остатках аденоидных вегетаций определено также при исследовании двигательной функции мерцательного эпителия. Установлено, что перемещение слизи по поверхности носоглоточной миндалины происходит значительно медленнее при гипертрофии носоглоточной миндалины, так и в результате развития послеоперационных рубцов в ткани после рецидивов аденоидных вегетаций. Вследствие этого возникает длительная задержка в носоглотке слизи, поступающей из полости носа и вырабатывающейся слизистой носоглотки. Кроме того, известно, что в полости носа при нормальных условиях находится множество микроорганизмов и пыли, а длительная задержка их в полости носоглотки приводит к инфицированию её, то есть возникно-
31
вению и развитию аденоидита. Всё это, в свою очередь, является также предрасполагающим фактором развития рецидивов аденоидных вегетаций после аденотомии у детей.
У детей с рецидивами аденоидных вегетаций после аденотомии отмечаются изменения со стороны лимфоглоточного кольца: гипертрофия небных миндалин и лимфоидных фолликулов на задней стенке глотки, разрастание остатков лимфоидной ткани в тонзиллярных нишах, гипертрофия лимфоидной ткани боковых валиков, что указывает на предрасположенность этой группы детей к гиперпластическим процессам. Отмечены признаки общей сенсибилизации организма и местной аллергиза- ции ткани носоглоточной миндалины, что подтверждается патологической эозинофилией у 65% оперированных детей. Широко распространенная аденотомия, по данным литературы, дает улучшение слуха только у 27-53% больных [59]. Причины неудачи связаны с развитием рубцовых процессов в области носоглоточного устья слуховой трубы, ригидностью или зиянием после таких вмешательств, что подтверждалось при диагностической эндоскопии носоглотки. Это является существенным аргументом в пользу необходимости постоянного совершенствования методов лечения, что особенно важно для педиатрической отоларингологии.
Одно из важных мест в педиатрической отоларингологии занимает проблема рецидивирования аденоидных вегетаций после аденотомии у детей.
Первые данные о рецидивах аденоидных вегетаций после аденотомии относятся к 30-м годам; Hill М. (1931) показал, что рецидивирование аденоидов колеблется от 7% до 50% [185].
Среди клиницистов укрепилось мнение, что послеоперационные рецидивы возникают в связи с техническими погрешностями во время выполнения аденотомии, в результате чего не может быть полностью удалена лимфаденоидная ткань носоглотки [42].
Работами Псахиса Б.И. и Мельникова Л.П. (1972,1973) показано, что носоглоточная миндалина не имеет соединительной капсулы. И даже после тщательного удаления аденоидных вегетаций остатки лимфоидной ткани обнаруживаются в глубоких слоях свода и задней стенки глотки, либо по всей раневой поверхности с воспалительными изменениями в остатках носоглоточной миндалины. Следовательно, остатки аденоидных разрастаний в той или иной степени имеются у всех детей после аденотомии. В то же время, рецидивы аденоидных разрастаний отмечаются лишь у части оперированных детей, однако частота рецидивов по данным разных авторов колеблется в широких пределах - от 2 до 75%.
Гистологическими исследованиями Hlavacek V. еще в 1956 г. выявлена эозинофильная инфильтрация в удаленной ткани аденоидов [186]. Об аллергологическом состоянии свидетельствует и наличие в аденоидной ткани lg Е-продуцентов. Чаще всего аллергиза- ция выявляется у больных, подвергавшихся неоднократной аденотомии, или после операции, проведенной у детей до 3-летнего возраста (табл. 2).
Рецидивирование аденоидных вегетаций свидетельствует, как правило, об аллергическом характере аденоидов и потому противоаллергическая терапия является эффективным методом профилактики рецидивов [15].
Ивойлов А.Ю. (1989) приводит данные результатов аденотомии 590 детей, у 18,5% которых регистрировались рецидивы аденоидных вегетаций. Из 110 детей с рецидивами аденоидов повторная аденотомия проводилась один раз у 100 детей, два раза у 8 детей и 3 раза у 2 детей. Причем количество рецидивов аденоидных вегетаций у детей было прямо пропорционально числу перенесенных в месяц острых респираторных заболеваний. Все дети начали болеть острыми респираторными заболеваниями с 1,5-
- летнего возраста или с 3-4-летнего (с момента посещения яслей или детского сада). Рецидивы аденоидных вегетаций развивались через 3-6 месяцев после перенесенных ОРЗ.
Аденотомия являлась инвазивным методом. Поданным разных авторов она может быть причиной таких осложнений, как кровотечение из носоглотки, аспирация удаляемой лимфоидной ткани, развитие подкожной эмфиземы, менингита, а также может вызвать серьезную психологическую травму у ребенка [50,121]. Ряд авторов отмечает иммуносупрессивный эффект с угнетением местных факторов защиты после удаления миндалин и аденоидов [22,203]. Результаты исследования, проведенного Мокроносовой М.А., Тарасовой Г.Д. (1999), позволили выяснить влия-
Исходы и осложнения аденотомии у детей
Таблица 2
Исходы и осложнения |
Частота по разным авторам (%) |
|
авторы |
проценты |
|
Рецидивы аденоидных вегетаций, в том числе у детей с отягощенным аллергологическим анамнезом |
Б.И. Псахис,1973 А.Ю. Ивойлов,1989 В.Х. Гербер, 1970 |
4-75% 18,5% 72,3% |
Иммуносупрессивный эффект (угнетение местных факторов защиты) |
В. Olariu, 1983 В.П. Быкова, 1999 Т.И.Гаращенко,1999 Г.Д. Тарасова, 1999 |
|
Психогенные расстройства: длительные отрицательные эмоции психические травмы логоневроз энурез |
О.О. Древицкая, 1992 Е.В. Борзов,2002 Т.М. Смирнова, 1997 |
53% у 1 /3 детей с и сходно - низким уровнем тревожности |
Обострение сопутствующих заболеваний: рецидивирующий средний отит; послеоперационная ангина |
Л.М. Ковалева,1963 |
1,6% 6,1% |
Развитие и ухудшение течения бронхиальной астмы |
М.А. Мокроносова, Г.Д. Тарасова, 1999 |
Развитие у 48% детей (из 56) ухудшение - у 100% |
Повреждение близлежащих анатомических образований: сошника, мягких тканей, задней и боковых стенок глотки, валика слуховых труб, мягкого неба с парезом его, рубцевание |
Г.С. Протасевич и соавт., 1989 (обзор) |
|
Кровотечение |
Л.М. Ковалева,1963 |
1,7% |
ние аденотомии на развитие и течение бронхиальной астмы у 56 детей с аллергическим ринитом. У 48% пациентов после аденотомии были впервые отмечены приступы бронхиальной астмы, а у 9 детей, страдавщих бронхиальной астмой до операции, течение заболевания ухудшилось: приступы стали чаще и тяжелее. Авторы пришли к выводу, что наличие круглогодичного аллергического ринита является противопоказанием к аденотомии, которая может способствовать развитию и ухудшению течения бронхиальной астмы.
Аденотомия широко применяется для восстановления функций слуховой трубы. Однако эффективность этой операции по разным причинам не всегда бывает достаточной для нормального функционирования системы среднего уха и восстановления слуха. У большинства из обследованных детей (41-73%) имелись явления аденоидита отмечено, что для развития патологического процесса в слуховой трубе ребенка имеет значение не столько объём аденоидных вегетаций, сколько их локализация и наличие хронического аденоидита. Многоплановое эндоскопическое исследование носоглотки у детей с тугоухостью, проведенное ГаращенкоТ.И. (1996), показало, что во многих случаях (37%) отмечалось расхождение рентгенографических и эндоскопических данных. При рентгенографически диагностируемой гипертрофии аденоидных вегетаций эндоскопически аденоиды не контактировали с устьем слуховой трубы и не являлись причиной экссудативного отита. Во многом это зависит от формы, положения аденоидов, их свободного перемещения в носоглотке во время акта глотания. Существует ряд других причин ту- барной дисфункции носоглоточного устья, в том числе патологический рефлюкс, вазомоторные расстройства и другие. Эти данные впоследствии были подтверждены в работе Тарасовой Г.Д. (2001) отметившей при эндоскопии носоглотки больных с хроническим экссудативным средним отитом, что у 56,2% аденоиды за счет величины и места расположения не влияют на функцию слуховой трубы. Полученные данные указывают на целесообразность проведения эндоскопического исследования при решении вопроса о необходимости назначения аденотомии. Даже при отсутствии рецидива заболевания у некоторых детей после аденотомии в носоглотке сохраняется вялотекущий воспалительный процесс, что указывает на необходимость проведения реабилитационных, восстановительных лечебных мероприятий в послеоперационном периоде [65].
О необходимости щадящего отношения к лечению составляющих лимфоглоточного кольца свидетельствуют данные о последствиях тонзиллэктомии в раннем возрасте: дети в 300 раз чаще болеют полиомиелитом, в 3 раза увеличивается частота хронических заболеваний носа, в 8 раз - околоносовых пазух, в 12 раз - фарингитов и десятикратно возрастает частота ОРВИ [38]. После удаления миндалин и аденоидов Olariu В. (1983) наблюдал снижение концентрации иммуноглобулинов, что, по мнению авторов, свидетельствовало о значении небных и глоточной миндалин в формировании уровня местной защиты организма [203].
Помимо местных расстройств, аденоидные разрастания могут вызывать разнообразные нарушения общего характера. К ним относятся головные боли, головокружения, расстройство сна, ночное недержание мочи, эпилептические припадки, нарушение функции сердечно-сосудистой, дыхательной систем, желудочно- кишечного тракта. Возникновение данных расстройств объясняют нарушением носового дыхания, появлением застойных явлений, затрудняющих отток венозной крови и лимфы из полости черепа, нервно-рефлекторными механизмами [87]. Борзов Е.В. (2001) с соавт., изучая функциональное состояние ЦНС и мозговой гемодинамики у 63 детей в возрасте от 4 до 10 лет с диагнозом "аденоиды И-Ill степени", выявили сочетание патологии носоглоточной миндалины с неврологическими нарушениями. У многих больных хроническим аденоидитом отмечаются выраженные вегетативные расстройства, которые, как правило, носят системный характер и существенно отягощают клиническое течение заболевания. Вегетативные нарушения у часто болеющих детей с хронической патологией носоглотки усугубляются эмоциональным напряжением, порой острым переживанием своей болезни, что чревато формированием психосоматических состояний [17,70].
Таким образом, носоглоточная миндалина является органом активного иммунного реагирования в течение 12-15 лет своего функционирования, особенно в первые 5-7 лет жизни и любые вмешательства в области формирующегося лимфоидного кольца глотки требуют щадящего, индивидуального подхода.