В состоянии глоточной миндалины необходимо выделять следующие формы:
- аденоиды, аденоидные вегетации - при наличии простой гипертрофии глоточной миндалины;
- аденоидит - банальное (бактериальное или вирусное) воспаление.
Pillsburu Н.С. etal. (1981) считают, что в клинической практике термины "аденоидит” и "аденоидная гипертрофия” неправильно употребляются как синонимы, поскольку они обозначают два различных состояния [203]. Под "аденоидитом" авторы понимают хроническое воспаление глоточной миндалины, а "аденоидную гипертрофию” считают гистологическим признаком, означающим увеличение количества лимфоидной ткани. Повседневное использование термина "аденоиды” подразумевает увеличение, гипертрофию глоточной миндалины, "аденоидит" - это воспаление гипертрофированной, увеличенной глоточной миндалины. Оба эти состояния (аденоиды, аденоидит) часто дают одинаковый симптом - затруднение носового дыхания.
Острый аденоидит отмечается чаще всего в грудном возрасте в результате активизации микрофлоры носоглотки под влиянием охлаждения и инфекционных заболеваний, аллергических состояниях. О наличии его свидетельствуют слизисто-гнойные выделения, стекающие по задней стенке носоглотки в гортань и вызывающие (особенно по ночам) длительный кашель, повышение температуры тела, затрудненное носовое дыхание. Воспалительный процесс может распространяться из носоглотки на слуховую трубу, вызывая её воспаление с нарушением слуховой функции, а через неё и на среднее ухо, способствуя острому и среднему отиту.
Патологическое разрастание ткани глоточной миндалины обычно проявляется в дошкольном и школьном возрасте после перенесённых вирусных инфекционных (грипп, парагрипп, аденовирусы) и бактериальных заболеваний, в том числе детских инфекций: скарлатины, дифтерии, кори, ангины и др. К аденоидам предрасполагают наследственность, частые переохлаждения, астенизация (чрезмерная утомляемость, плохой аппетит, нарушения сна), аллергические заболевания, пассивное курение, халатное отношение родителей к укреплению здоровья ребёнка - закаливанию, занятиям физической культурой. Проявлением хронического аденоидита могут оказаться длительно отмечаемая субфебрильная температура и симптомы хронической интоксикации: повышенная утомляемость, головная боль, плохой сон, снижение аппетита. Дети в этих случаях обычно в той или иной степени отстают в физическом и психическом развитии, плохо успевают в школе.
Другой проблемой является наличие иммунологических сдвигов, сопровождающих развитие аденоидитов, причиной которых служат преимущественно воспалительные реакции. Здесь необходимо подчеркнуть, что воспаление глоточной миндалины не возникает изолированно. Давно замечено, что острый аденоидит у взрослых сочетается с воспалительными изменениями в других миндалинах, а также с фарингитами, гнойными процессами в ухе и околоносовых пазухах [142]. В ответ на сочетанное воспаление глоточной миндалины и околоносовых пазух возникают иммунологические сдвиги. Воспалительный процесс в сочетании с гиперплазией лимфоидной ткани вызывает иммунный ответ по гуморальному типу на фоне выявления в глоточной миндалине и синусах идентичной микрофлоры [26]. Аденоидиты, как и хронические тонзиллиты, являются заболеванием всего организма. Аденотонзиллярную гипертрофию следует рассматривать как следствие хронического антигенного раздражения [210].
Одни авторы считают, что гипертрофия носоглоточной миндалины является следствием сенсибилизации организма [41]. По мнению других, носоглоточная миндалина сама служит очагом инфекции, способствующей общей сенсибилизации организма [123]. Преимущественным микроорганизмом, высеваемым из отделяемого носоглоточной миндалины, оказался золотистый стафилококк (67,6 %). Кроме того, у всех детей микрофлора была представлена одним микроорганизмом, т.е. имела место моноинфекция. Этим можно объяснить упорный характер течения хронического аденоидита и трудность его лечения консервативными методами [82]. Последние годы в патологии детского организма ведущее значение приобретают внутриклеточные возбудители - хламидии, микоплазмы, легионеллы, л истерии, встречающиеся с частотой от 10 до 25-30% [68].
Патологический процесс с участием этих видов инфекции имеет своеобразный характер течения, клинические проявления и, как следствие, требует новых лечебных приемов. Линьков В.И. (1995) и др. выявили хламидии в мазках-отпечатках с поверхности удаленных миндалин и аденоидов при хроническом тонзиллите в 19-41,7%, при хроническом аденоидите в - 44,7% случаев. Косвенным доказательством участия хламидий в развитии воспалительных процессов ЛОР-органов Ogawa Н. (1991) считает эффективность лечения больных макролидными антибиотиками, приведшими к выздоровлению и исчезновению хламидий. При описании клинических признаков микоплазменного характера поражений педиатры отмечают кашель, иногда длительный (до 1,5-2 месяцев), насморку 90% больных, разной степени выраженности воспаление глотки, поражение лимфоузлов [118].
Увеличение глоточной миндалины напрямую связано с возрастающим экологическим неблагополучием среды обитания человека, увеличением иммунодефицитов с компенсаторным увеличением лимфоидных образований, нарастанием лим- фотропной вирусной инфекции (Эпштейн - Барр-носительство, ДНК вирусная герпетическая инфекция, группа адено- и респираторно-синцитиальных вирусов), микоплазменной инфекции [38].
Существенная роль в этиологии гипертрофии носоглоточной миндалины отводится аллергии [2,41]. У 72,7% детей с аденоидами выявлена пищевая аллергия, у 90% детей с аллергическими ринитами увеличены аденоидные вегетации [15]. Причиной быстрого увеличения миндалин являются частые респираторные заболевания, перенесенные инфекционные болезни (грипп, скарлатина, корь). В последние годы появились убедительные доказательства наличия конституциональной предрасположенности к пролиферативным процессам лимфоидной ткани [40,59]. Если предрасположенность к развитию определенной патологии врачи не могут полностью устранить, то проведение превентивных мероприятий позволяет снизить неизбежность и остроту проявления определенных состояний и заболеваний [132].