Начиная с 70-х годов, со времени первых работ Opelz et al. (1973), трансфузии крови и ее компонентов рассматривались как эффективное средство предтрансплантационной подготовки больных к ТКМ.
В 1978 г. Stiller О. et al. в небольшом ретроспективном исследовании показали заметное улучшение приживляемости трансплантата у больных, которым трансфузии крови и ее компонентов производились за день до операции, чем у больных, совсем не получавших трансфузий. Эти данные нашли подтверждение в результатах Оксфордской группы (Williams К. et al., 1980) и других исследований (Hunsicker Z. et al., 1980). Поскольку эффективность планового назначения трансфузий компонентов крови в предтрансплантацион- ном периоде была подтверждена многочисленными экспериментальными и клиническими исследованиями, неожиданным оказалось сообщение Opelz G. et al. на съезде Общества трансплантологов в Хельсинки в 1986 г.; представленные авторами публикации данных свидетельствовали об отрицательном влиянии предшествующих гемотрансфузий на приживление трансплантата (Opelz G., 1987). Вслед за этим появились экспериментальные и клинические работы (Storb R. et al., 1984), подтверждающие увеличение частоты реакции отторжения трансплантатов костного мозга после предварительных трансфузий крови и ее компонентов, по сравнению с реципиентами костного мозга, ранее не получавшими гемотрансфузий. За последние 2 десятилетия накоплены убедительные доказательства неблагоприятного влияния гемотрансфузий на приживление костного мозга, особенно выраженное у больных с апластической анемией.
Анализ результатов ТКМ и других органов (Opelz G., 1988), проведенный в 240 центрах США, а также результаты ТКМ в Европе в течение 1985—87 гг. подтвердили полученные ранее данные о лучшем приживлении трансплантата костного мозга у больных, не имевших ранее гемотрансфузий. Причина этого феномена окончательно не установлена. Глубокий анализ таких факторов, как вариации HLA-совместимости, содержания антител, возраста больных, пола, расы, исходного заболевания, существенных результатов не дали. Предполагают, что фактором, неблагоприятно влияющим на приживление трансплантата при предварительных гемотрансфузиях, является аллоиммунизация больного тканевыми антигенами, не распознаваемыми современными методами тестирования гистосовместимости. Аллоиммунизация к этим антигенам может подвергнуть больного опасности при ТКМ, когда костный мозг донора-сиблинга совместим с реципиентом по известным антигенам главного комплекса гистосовместимости. Множественные трансфузии, особенно от членов семьи могут поэтому оказывать отрицательное влияние на исход последующей ТКМ. Это подтверждают и эксперименты на животных (Weiden D. et al., 1975; Storb R. et al., 1979), показавшие, что антигены малой системы гистосовместимости, которые не выявляются при типировании по антигенам DLA-A и D-локусам, присутствуют на клетках в цельной крови; эти антигены высоко иммуногенны и способны сенсибилизировать реципиента костного мозга, приводя к отторжению трансплантата (Slichter Sh., 1994).