Бактериальная эра. Развитие микробиологии
XIX в. и особенно его вторая половина - эра научно-технической революции, коснувшейся всех наук и прежде всего физики,
химии, механики и, конечно, медицины, которая буквально впитывала в себя многие научно-технические достижения, обогатив диагностику и лечение заболеваний. Это был второй и наиболее результативный этап научно-технической революции, первый связывают с достижениями начала нового времени в истории, т,е. с XVII в. К достижениям науки и техники относились открытие источников и действия радиации, рентгеновских лучей, развитие (о чем уже говорилось) эволюционного учения и клеточного строения организмов, возникновение бактериологии - микробиологии и, по существу, эндокринологии, получение эндокринных препаратов. Как раз для медицины особое значение приобрели исследования радиации и рентгеновских лучей, расширившие и объективизирующие диагностические и лечебные меры, и раскрытие природы инфекционных заболеваний - мира микроорганизмов.
Начнем с открытий в мире микробов и прежде всего с открытия великого Луи Пастера (1822—1895 гг.) (рис. 6.47). Пастер после зашиты докторской диссертации (1848 г.) работал профессором университетов в Страсбурге, Лилле, высшей нормальной школе Парижского университета, основал и стал директором института, носяшего его имя (1888 г.). Не являясь медиком, он осуществил ряд работ по биохимии, открыв явление стсреоизомет- рии, ставшее основой создания новой науки — стереохимии. По запросам практиков виноделия, пивоварения, занявшись изучением причин брожения винопродуктов, он открыл микроорганизмы - аэробные и анаэробные бактерии, далее микробную этиологию болезней шелковичных червей. Пастер не решался сразу исследовать причины инфекционных заболеваний человека, предварительно он изучил сибирскую язву у овен и холеру у кур, выявив их микробную природу. Исследова-
ния Пастера по сибирской язве привели к открытию предохранительной вакцинации. Затем он разработал метод прививок против бешенства и доказал их эффективность на примере мальчика, укушенного бешеной собакой. Эти открытия сделали имя Пастера знаменитым и положили начало созданию антирабических станций в России и других странах. Первая из таких станций была организована ио инициативе И.И. Мечникова в Одессе в 1885 г. Пастер после первых своих экспериментов на животных и знакомства с опытами асептики и антисептики в хирургии {Листер и др.) стал смело исследовать причины инфекций у человека, в том числе причины родильной горячки (сепсиса), газовой гангрены и других заболеваний. Для ослабления патогенных свойств микробов им предложен метод пастеризации, применяемый до сих пор.
Пастер решительно выступал против всякого рода теорий само- заражения, в том числе микроорганизмов, заявляя, что живые микроорганизмы возникают только от «родителей, которые их напоминают». Ученый был удостоен многих наград и почетных званий, выбран членом Французской академии наук и членом-корреспон- дентом Российской академии, т.е. иностранным членом нашей академии (рис. 6.48).
Рис. 6.48. Памятник Л. Пастеру, установленный плит Института Пастера в Пари- ЖС.
ников в микробиологии, которые получили известность как «триада Кока*: 1) нахождение микробов во всех случаях мболевания;
- получение чистой культуры микроба; 3) воспроизведение заболеваний прививкой культуры на животных (рис. 6.49). Кох абсолютизировал роль микроорганизма, отвергая другие причины и факторы, воздействующие на организм, он долго не признавал возможность ослабления культуры микробов как условия приготовления вакцин, т.е, открытия Пастера, влияние многих факторов среды и яр, на развитие инфекционных заболеваний, на сами микроорганизмы.
Исследования Л, Пасгера, Р. Коха и их учеников и последователей определили растущий интерес к микробиологии в Европе и особенно в России. Именно у нас было положено начало вирусологии. В 1892 г, Д.И, Ивановский открыл фильтрующиеся вирусы. По поводу открытия Ивановского профессор К.Г. Васильев пишет: «Возникновение вирусологии связано с работами Д,И. Ивановского», впервые доказавшего в 1892 г. существование среди возбудителей болезней растений инфекционного агента субмикроскопической величины, невидимого в обычные оптические микроскопы и проходящего через бактериальные фильтры*. Говоря о судьбе этого открытия, профессор К.Г. Васильев замечает: «Открытие Д.И. Ивановского не было должным образом оценено его современниками, и только после того, как одно за другим начинают появляться сообщения о выделении вирусов - возбудителей различных заразных болезней человека, животных и растений. вирусология все больше начинает привлекать к себе внимание исследователей»1, Л.С. Ценковский. ботаник по образованию, сопит вакцину против сибирской язвы,ничу ть не уступающую Пастеровской. В 1874—1876 гг Г. Минх, О.О. Мочут- ковский установили роль кровососущих насекомых (вшей) при передаче сыпного и возвратного тифов.
При атом они произвели героические опыты на себе. Минх 25 апреля
Вапиьен А.Г Них.ю.тики Иоалонскот. — М.: XIо.шпана. 1%Н. -- (Г. Ь.
1874 г. ввел себе кровь тифозного больного, отказавшись от лечения с целью изучения болезни. Обнаружил в своей крови «спирел- лии» и доказал заразительность крови. О.О. Мочутковский на основе опытов на себе (10 марта 1876 г. он впрыснул себе кровь больного возвратным тифом) доказал, что «нет возвратного тифа без спирохет, нет спирохет без возвратного тифа», при этом Мочутковский тяжело заболел хроническим миокардитом.
Весьма плодотворной была деятельность Г.Н. Габричевского (1860—1907 гг.) Он стал первым преподавателем бактериологии как самостоятельного предмета (1892 г,). Габричевский ввел в практику противодифтерийную сыворотку (1895 г.), разработав методику ее изготовления. Он отстаивал мнения о распространении малярии через укусы комаров; им разработана вакцинация против скарлатины; одним из первых он исследовал кишечную палочку, чумную бациллу и другие микроорганизмы. Им описано явление местного иммунитета. В 1899 г. он основал в Москве бактериологический институт, который стал носить его имя. Весьма плодотворна общественная деятельность Г.Н. Габричевского в организации Московского земства и Пироговского общества, председателем которого он был последние 8 лет жизни.
Открытие микробной природы инфекционных заболеваний стало целой эрой в истории медицины, несмотря на преувеличение роли бактерий, вирусов и других микроорганизмов чуть ли не при всех заболеваниях. По этому поводу, внося новые сведения и новые идеи в медицину, веское слово сказал Илья Ильич Мечников (1845-1916 гг.) (рис. 6.50), завоевавший известность и признательность не только как микробиолог, основатель целого направления — иммунологии, но и как патолог, биолог-эволюиионист, философ. И.И. Мечников окончил естественное отделение Харьковского университета (1864 г.), далее продолжил обучение и специализацию в области эмбриологии в Германии и Италии, В 1868 г. защитил в Петербургском университете докторскую диссертацию, подучил доцентуру в Новороссийском (Одесса), а затем в Петербургском университете; в 1870-1882 гг. - профессор кафедры зоологии и сравнительной анатомии Новороссийского университета. С 1882 г. осуществил исследование фагоцитоза, опубликовав обобщающий труд «Эмбриологические исследования на медузах» (1886 г.). С 1886 г. Мечников вместе с молодым врачом Н.Ф. Гамалея организовал и возглавил Пастеровскую, антирабическую станцию — первую в России и вторую в мире после аналогичной в Париже у Пастера. Вскоре, через месяц после Одесской станции, врачами организована такая же стан
ция в Петербурге, в этом же году — в Москве, затем в Самаре и других городах.
Вследствие конфл икта в ун и вер- ситете и с властями на антирабической станции И.И. Мечников вынужден был оставить работу и по приглашению Л. Пастера переехать в Париж, в его институт. С тех пор он оставался во Франции, руководил одной из лабораторий института, был заместителем Л. Пастера, а после его смерти - директором института, И.И, Мечников разви- Р,,с- й-5®- И-И. Мечников (1845-1916). вал связи с отечественными учеными, неоднократно приезжал в Россию, в институте Пастера при нем работали известные русские ученые. Он был избран почетным членом Петербургской академии наук.
С исследований фагоцитоза, заложивших основу иммунологии, началась научная деятельность И.И, Мечникова в Пастеровском институте. Неточная теория фагоцитоза (роль макро- и микрофагов) И.И. Мечникова была сопряжена е исследованиями П, Эрлиха. изучавшего роль антител в борьбе с инфекционным началом. И.И. Мечников считал, что эволюционно и филогенетически фагоцитоз — более древняя иммунная реакция. В 1908 г. ему и П, Эрлиху была присуждена Нобелевская премия за исследования по иммунологии. Итоги своих работ по фагоцитарной теории иммунитета Мечников изложил в «Лекциях о сравнительной патологии воспаления» (1891 г.), опубликованных на следующий год, и в капитальной монографии «Невосприимчивость в инфекционных болезнях» (1901 г.). Отвечая на возражении против фагоцитарной теории иммунитета П. Эрлиха, Ж. Борде и других сторонников химической теории, Мечников считал, что эти концепции не противоречат, а дополняют друг друга.
И.И. Мечников изучил и ряд инфекционных болезней, в том числе туберкулез, брюшной тиф, холеру, При поддержке Э, Ру он произвел экспериментальное заражение обезьяны сифилисом, что имело большое значение в развитии венерологии.
Мечников выдвинул оригинальную теорию постарения, считая, что старость — это болезнь и ее можно лечить. Большое место здесь должен иметь строгий режим питания, ограничение мясной пиши
и потребление молочнокислых продуктов как антагонистов гнилостной бактериальной флоры кишечника.
Взгляды на медицину, биологию, на жизнь человека Мечников изложил в своих знаменитых книгах — «Этюды о природе человека» (1903 г.) и «Этюды оптимизма» (1907 г.). В них, как и более ранних произведениях, Мечников обосновал идею «ортобиоза» - развития человека с целью достижения долгой и активной старости. приводящей к наслаждению жизнью и, так сказать, к естественной смерти. «Долголетие, — пишет БД. Петров, - эта извечная и недостижимая цель человечества, рассматривается И,И. Мечниковым как естественное, присущее человеку. Смерть — не мучительное, противоречащее инстинкту жизни явление, а естественный конец жизни»1.
Источник: Лисицын Ю. П., «История медицины: учебник» 2008
А так же в разделе «Бактериальная эра. Развитие микробиологии »
- МЕДИЦИНА В XVIII ВЕКЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
- МЕДИЦИНА В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ
- МЕДИЦИНА XIX ВЕКА
- Медико-биологические и нейрофизиологические исследования
- Анатомические исследования, развитие хирургии
- Развитие патологии, клиники внутренних болезней, невропатологии, психиатрии
- Продолжение дифференциации медицинских дисциплин (на примерах акушерства и гинекологии, педиатрии, офтальмологии, дерматологии)
- Новые научно-технические технологии, рентгенология и др.
- Развитие гигиены