Взаимодействие клеток в иммунном ответе начинается с распознавания антигена макрофагом (ключевая фигура в иммунном ответе) и подаче антигена в высокоиммунной форме Т-хелперам посредством выработки интерлейкина-1 (ИЛ-1). Т-хелперы выделяют медиатор интерлейкин-2 (ИЛ-2) и активируют В-лимфоциты, которые превращаются в плазмоциты и вырабатывают антитела (АТ). Антитела класса IgM (антибактериальные) опсони- руют поверхностные детерминанты бактерий или других высокомолекулярных антигенов, подготавливая их к фагоцитозу (рис. 1). По команде макрофага нейтрофил осуществляет фагоцитирование антигена. В случае невозможности фагоцитоза нейтрофилом макрофаг сам осуществляет этот процесс, находясь как бы в «резерве». На практике мы видим, что при пиогенных инфекциях при отсутствии нейтрофилеза наблюдается моноцитоз вплоть до появления незрелых моноцитов. Процесс фагоцитирования происходит в крови, поэтому наблюдается увеличение палочкоядерных нейтрофилов и общего количества лейкоцитов. Антитела расходуются на опсонизацию антигена. Отсюда их уровень в периферической крови снижается, что приводит к уменьшению вязкости крови и ускорению СОЭ.

Рис. 1. Уничтожение бактерии


После разрушения бактерий образуется токсин, который распознается макрофагом и посредством ИЛ-1-Т-хелпер-ИЛ-2-системы происходит переключение в плазмоцитах синтеза IgM на IgG (антитоксические антитела). Токсин элиминируется, поглощаясь нейтрофилами после предварительного связывания с IgG (рис. 2). Обычно через 6-8 дней от начала болезни (идет интенсивное связывание токсинов) уровень антител повышается, вязкость крови возрастает, СОЭ приближается к норме. В эти же сроки становятся положительными серологические реакции при большинстве инфекционных болезней. С 3-5 дня болезни (реже с 8-го) в связи с элиминацией возбудителя нет необходимости в активном фагоцитозе, поэтому уменьшается количество палочкоядерных нейтрофилов, и общее количество лейкоцитов приближается к норме.



Отсутствие антигенной стимуляции приводит к прекращению выработки макрофагами ИЛ-1, дифференцировки Т-лимфоцитов в Т-супрессоры, которые вырабатывают фактор, подавляющий синтез антител В-лимфоцитами (рис. 3). Наступает нормализация уровня клеток периферической крови. Процесс борьбы с инфекционным агентом (или другим высокомолекулярным антигеном) закончен.

Рис. 3. «Выключение» синтеза антител


Для вирусных инфекций характерен другой тип иммунных реакций (рис 4). Макрофаг распознает антиген, вырабатывает ИЛ-1, активирует Т-хелпер. Последний выделяет ИЛ-2, стимулируя выработку антител плазмоцитами и элиминацию вируса. Поскольку вирус —это антиген с малой молекулярной массой и процессы происходят в тканях и клетках (вирус паразитирует внутриклеточно), возникает высокая потребность в антителах как класса IgM, так и IgG. Поэтому в периферической крови наблюдается лимфоцитоз (за счет увеличения Т-хелперов и В-лимфоцитов), замедление СОЭ (из-за повышения вязкости крови, насыщенной антителами) и лейкопения (фагоциты уходят из периферической крови к пораженным тканям). После исчезновения антигена макрофаг угнетает дальнейшую дифференцировку Т-лимфоцитов в Т-хелперы, и увеличивается количество Т-супрессоров, которые и останавливают дальнейшее течение иммунных реакций, прекращая выработку антител (рис. 5).

Рис. 4. Механизм борьбы с вирусом



Рис. 5. Окончание иммунной реакции


ГИПЕРИММУННАЯ РЕАКЦИЯ (наблюдается при тяжелом течении инфекционных болезней, аутоиммунных заболеваниях) может быть обусловлена гиперпродукцией Т-хелперов. Следствием этого является усиленная стимуляция В-лимфоцитов и выброс чрезмерного количества антител (АТ), направленных как против антигена, так и против пораженных клеток организма. Элиминация возбудителя наступает чрезмерно быстро, развивается суперинтоксикация, которая приводит к развитию вторичного иммунодефицитного состояния (ИДС), несвоевременному подавлению иммунной реакции Т-супрессорами. После элиминации возбудителя продолжается выработка антител против собственных тканей, которые приобретают характер аутоантител. Дефицит Т-супрессоров приводит к «бомбардировке» клеток организма аутоантителами, которые поражают ткани организма, вызывая их аутолиз.
На практике врачи используют препараты-иммуносупрессоры для того, чтобы изменить уровень Т-хелперов и таким образом замедлить аутолиз тканей больного, дать время для накопления Т-супрессоров и прекращения иммунной реакции. Глюкокортикоиды, кроме того, тормозят фагоцитоз нейтрофилами и миграцию стволовых клеток из костного мозга, уменьшая разрушение тканей организма. В связи с комплексным действием они нашли более широкое применение по сравнению с другими иммуносупрессантами.
нормальная иммунологическая реакция (наблюдается при среднетяжелом течении инфекционной болезни) характеризуется оптимальным увеличением количества Т-хелперов, достаточной выработкой антител, элиминацией возбудителя в наилучшие сроки, своевременным увеличением клона Т-супрессоров и «выключением» иммунных реакций. Иммунокорре- гирующая терапия не требуется.
ГИПОИММУННАЯ РЕАКЦИЯ (легкая форма инфекционной болезни). Здесь, по-видимому, следует выделить два варианта:
а)              характерен для привитых и имеющих высокую активность факторов неспецифической резистентности. В результате синтез антибактериальных (антивирусных) и антитоксических антител происходит быстро, друг за другом. Элиминация возбудителя и нейтрализация токсина наступает в короткие сроки. Иммунокоррегирующая терапия не показана;
б)              обусловлен вторичным иммунодефицитным состоянием с нарушением выработки антибактериальных (антивирусных) антител, дефектом фагоцитоза при достаточном количестве антитоксических антител (IgG). Болезнь может приобрести затяжное течение, давать осложнения. Больной может стать бактерионосителем.
По мнению А.И.Воложина и соавт. (1993), в данной ситуации целесообразно назначать гипериммунную плазму, препараты иммуноглобулинов, спленин, бактериальные полисахариды, метилурацил, нуклеонат натрия, пентоксил. Диагностика вариантов гипоиммунной реакции не отличается особой сложностью. При первом варианте симптомы болезни обрываются, не достигают своей полной выраженности, то есть, не успев «разболеться», человек уже выздоравливает. В анализе крови наблюдаются умеренные, но типовые изменения (напр., увеличение количества лейкоцитов, сдвиг влево, увеличение СОЗ). При втором клиническая картина характеризуется малой выраженностью симптомов, увеличением продолжительности болезни, рецидивами, склонностью к осложнениям, затяжному и хроническому течению. В анализе крови отсутствуют типовые (для данной болезни) изменения.