Симптомы, традиционно считающиеся «самыми индивидуальными», традиционно описываются как «странные, редкие и своеобразные». Странным симптомом, например, считается ощущение шара, катающегося внутри глазного яблока. Подобный симптом также может быть редким. Симптом может быть своеобразным, если этот глаз давно удален хирургическим путем. Редким симптомом может считаться отвращение к шоколаду перед менструацией. Этот симптом нельзя назвать странным, поскольку изменение вкуса - дело обычное; нельзя его назвать и своеобразным, потому что подобные изменения вкуса в период гормональных колебаний вполне банальны. Ho отвращение к шоколаду в такой ситуации наблюдается исключительно редко, так как если у женщин возникают изменения вкуса в середине цикла или перед началом менструации, то это обычно проявляется в страстном желании шоколада. Последнее является настолько обычным проявлением предменструального синдрома, что никак не может быть использовано в качестве индивидуализирующего симптома. Я много лет специально изучал пациенток с предменструальным синдромом и могу вспомнить только одну, у которой возникло отвращение к шоколаду. К сожалению, насколько я знаю, данный симптом не связан пока ни с одним гомеопатическим препаратом.
Своеобразные симптомы не обязательно являются странными, но они необычны в контексте остальных проявлений и симптомов пациента. Для пациента, тихого и спокойного во всех своих проявлениях, но впадающего в ярость в определенных обстоятельствах, такая реакция, а также ее модальности и провоцирующий фактор могут расцениваться как своеобразные. Такие симптомы часто парадоксальны, например одышка, облегчающаяся от движения. Лекарство Penum5 получаемое из металлического железа, имеет в своей Materia Medica подобный уникальный симптом - одышка, облегчающаяся от движения и разговора.
В данном разделе я привожу личную интерпретацию концепции о странных, редких и своеобразных симптомах, так как ни в одном из авторитетных источников я не встретил ее четкого объяснения. Ганеман обрисовал эту концепцию довольно общими фразами в параграфе 153: «При таком поиске гомеопатического средства... следует иметь в виду наиболее поразительные, единственные, необычные и своеобразные (характерные) признаки и симптомы, поскольку именно они будут наиболее подобны аналогичным симптомам в перечне симптомов наиболее соответствующего лекарства и именно благодаря им данное лекарство будет считаться самым подходящим для лечения».
Представляя здесь некоторые аспекты «странных, редких и своеобразных симптомов», я хотел показать особые возможности этих симптомов в отношении индивидуализации клинической картины. Однако на практике данные симптомы необходимо рассматривать в общем контексте, наряду с остальными наиболее яркими и характерными симптомами, способными отразить уникальное переживание пациентом своей болезни.
He обязательно такие симптомы будут спонтанно исходить от пациентов. Мое первое знакомство с подобными вещами случилось при анализе одного 13-летнего мальчика с псориазом. Клиническая картина выстраивалась постепенно, в течение нескольких встреч с пациентом и его матерью, хотя прогресса в лечении не наблюдалось. И вот однажды я догадался спросить, аккуратен ли он. «Госпо- ди, - отвечала мать - он меня извел своей педантичностью!» Ее восклицание имело все качества спонтанно выраженного и абсолютно четкого симптома. Так у меня появился симптом, обладающий выраженной интенсивностью, кроме того, для 13-летнего мальчика этот симптом был вполне «странным, редким и своеобразным». Назначение Arsenicum album стало очевидным; вскоре оно доказало свою эффективность.