Одним из самых впечатляющих феноменов, возникающих в ходе гомеопатичес-
Таблица 5.3. Анализ случая
М-р. X. А. (64 года) обратился по поводу рефлюкс-эзофагита, которым он страдал в течение последних пяти лет. До этого у пациента много лет имелись диспепсические симптомы. Кроме того, он страдал синдромом раздраженного толстого кишечника, а исследование с бариевой клизмой выявило легкий дивертикулез толстого кишечника. На рис 5.2А и 5.2В представлены два разных паттерна симптомов. Эти рисунки представляют собой распечатки компьютерного анализа (реперторизации) ключевых симптомов пациента (CARA 1996). В каждом из них показан ряд лекарств, в Materia Medica которых имеются отобранные и представленные здесь симптомы. Степень, с которой каждый симптом выражен у соответствующего лекарства, указана в ячейках решетки. Выраженность этих же симптомов в клинической картине пациента указана слева в каждой симптоматической рубрике. Кроме того, рубрики симптомов содержат источник информации (название реперториума), локализацию или тип симптома, а затем детали самого симптома. Символ "lt;" означает "ухудшение от".
Ни один препарат не соответствовал всем ключевым симптомам; группы лекарств, лучше всего соответствующих каждому паттерну симптомов, тоже различались. Два лекарства соответствовали каждому паттерн - Causticum и Phosphorus. На рис. 5.2С представлен "странный, редкий и своеобразный симптом" - частые пробуждения около полуночи, при которых пациент сильно вздрагивал, дергался в постели, а также ряд "конституциональных характеристик". Везде лидировал Causticum, а когда анализу подверглись наиболее яркие, отличающие пациента симптомы (рис. 5.2D), выбор Causticum стал еще более очевиден. "Общая сумма выраженности" усиливает акцент на выбор индивидуального лекарства, так как учитывает относительную частоту встречаемости каждого симптома в Materia Medica. Чем у меньшего числа лекарств встречается этот симптом, тем выше "общая сумма выраженности"..
Таким образом, Causticum является тем лекарством, чья Materia Medica, или "лекарственная картина", наиболее соответствует клинической картине пациента. Это и есть то самое "подобие" - лекарство, характеристики которого наиболее подобны совокупности индивидуальных проявлений болезни, всей картине болезни у пациента.
Подобный выбор лекарства не должен быть основан на результатах одной лишь реперторизации. Его должно подтверждать более тонкое знание врачом как пациента, так и Materia Medica. Может быть необходимым дополнительное изучение Materia Medica для уточнения или подтверждения результатов реперторизации, которая может только очертить круг наиболее вероятных лекарств. Причем правильное лекарство нередко не стоит на первом месте в реперторизационном списке.
кого лечения, является временное возобновление симптомов, которые отмечались у пациента в прошлом. Это те симптомы, которые на самом деле не были излечены, хотя такая иллюзия и создавалась, а лишь были подавлены. Болезнь, которой они соответствовали, может быть совершенно отличной от той, с которой обратился пациент, и на первый взгляд такие симптомы никак не связаны с текущей клинической картиной. Однако это не так - возвращение прошлых симптомов в процессе излечения от текущего заболевания убедительно показывает, что связь между ними есть. Это доказывает, что прошлые проявления являются частью одного длительного процесса и служат выражением единого дисбаланса
Рисунок 5.2A
Рисунок 5.2. Детали анализа случая, описанного в таблице 5.3. А: Симптомы рефлюкс-эзофагита. Б: Симптомы раздраженного толстого кишечника и ди- вертикулеза. В: Странные, редкие и своеобразные симптомы (CPCC) и конституциональные признаки. Г: Наиболее яркие, отличающие пациента симптомы.
Рисунок 5.2Б
СИМПТОМЫ 117
¦ 1 1 » I Ч^^I— —
Рисунок 5.2Г
в организме, лежащего в основе и прошлого и нынешнего расстройства. Это доказывает, что излечивающий процесс, действуя на глубинном уровне, работает путем извлечения на поверхность неразрешенных проблем, являющихся частью общей картины. В результате мы можем увидеть прошлые болезни как часть эволюционного процесса, который в конце концов привел к развитию настоящего заболевания. Старые симптомы должны «вскрыться» подобно нарыву или прокрутиться назад, как пленка видеозаписи.
Самым замечательным примером этого феномена в моей практике была пациентка пятидесяти лет, которая обратилась по поводу симптомов диспепсии. После назначения лекарства у нее возникли очень четкие и крайне неприятные симптомы, которые отмечались и в раннем подростковом возрасте. В это время у нее возник острый реактивный психотический эпизод, последовавший после того, как она узнала, что она - приемный ребенок. Тогда ее лечили в основном с помощью психотропных препаратов, почти без применения психотерапии. Одним из ее симптомов в то время была неспособность узнать свое лицо при взгляде на него в зеркало. И вот после приема гомеопатического лекарства этот симптом вернулся. Неудивительно, что он поверг пациентку в ужас. Кроме того, появление этого симптома было абсолютно непредвиденным, так как, несмотря на подробное обсуждение событий и заболеваний, имевших место в жизни пациентки, об этом эпизоде она умолчала. Кроме того, на том этапе моей гомеопатической карьеры я еще не был готов к такому «обратному прокручиванию» эволюционного процесса.
Данный феномен, возможно, является одним из самых впечатляющих среди тех, которые возникают под действием гомеопатии. В литературе имеются указания (хотя подтвердить это на основании собственного опыта я не могу), что таким же образом могут возникать симптомы, имевшие место не в личном, а в наследственном анамнезе. Здесь имеются в виду симптомы, которые сам пациент не испытывал, но которые можно выявить. Например, у пациента с диабетом в наследственном анамнезе после приема лекарства могут возникнуть преходящие полиурия и жажда, хотя у самого пациента никаких признаков диабета никогда не отмечалось. Конечно, в этом случае можно думать, что у такого пациента в каком-то возрасте диабет мог начаться сам по себе. Существует определенная предрасположенность к болезням, имеющимся в семейном анамнезе, хотя точный механизм их наследования в этих ситуациях еще не выявлен. Интересно здесь то, что симптомы, возникающие под действием гомеопатического лекарства, носят преходящий характер, а само заболевание у пациента не развивается. Из этого можно сделать вывод, что наследственная предрасположенность в процессе лечения проявляется, а затем устраняется. Однако мы не можем сказать, проявилась бы эта наследственность в будущем и заболел бы пациент тем же диабетом, если бы он не принял гомеопатическое лекарство.