Данный случай иллюстрирует также еще один подход к симптомам, ведущим к поиску лекарства. Симптомы могут выступать в роли элиминирующих. В данном случае врач счел увеличение селезенки настолько ярким признаком, что должен был искать лекарство, Materia Medica которого обязательно должна
была содержать этот симптом. Другие лекарства, которые в принципе могли бы быть подобными этому случаю, но не имели увеличения селезенки, были исключены.
В качестве элиминирующих может быть использован любой тип симптомов. Критерий их использования - данный симптом должен быть очень ярким и существенным, так что любое лекарство, не имеющее этого симптома, не могло бы считаться достаточно подобным. Если мы можем найти такой симптом в клинической картине, это может значительно облегчить выбор наилучшего препарата с помощью исключения тех лекарств, которые соответствуют большей части совокупности симптомов, но этого симптома не имеют. В разобранном случае ни один препарат, приближавшийся к соответствию по совокупности симптомов, не имел ключевого симптома. Это привело врача к назначению по патофизиологическому симптому, что соответствовало случаю больше, чем назначение по совокупности симптомов.
Проблема заключается в том, что Materia Medica некоторых, если не большинства лекарств, не завершена до конца. Тем не менее использование элиминирующих симптомов является неплохой методикой, если она используется с рассудительностью и осторожностью.
Критерии «хорошего симптома»
«Яркий» - это определение, лучше всего суммирующее характеристики симптома, на который можно положиться при выборе правильного гомеопатического лекарства. Симптомы, наиболее ярко выражающие переживания болезни пациентом, скорее всего приведут к правильному назначению. Черты, делающие симптом ярким,-спонтанность, четкость, интенсивность и индивидуальность.
Уже отмечалась ценность информации, спонтанно выданной пациентом. Качество спонтанности может присутствовать также и в репликах пациента в ответ на вопрос или замечание врача. Эти реплики могут выливаться в довольно свободные, живые высказывания, ничем не отличающиеся от спонтанного рассказа. Когда слова пациента окрашены подобной живой энергией, я склонен расценивать их скорее как спонтанные, даже если они прозвучали в рамках ответа на вопрос. Качество четкости объяснять не нужно. Многие симптомы описываются довольно туманно и не поддаются уточнению (с использованием пересказа и т. п.). Ярко выраженный симптом скорее всего имеет большое значение для пациента: он живо ощущается и ярко описывается им. Сила или интенсивность симптома может включать его серьезность или неприятные ощущения для пациента (увеличенная селезенка), а также ряд сходных аспектов воздействия симптома на пациента (отвращение, ужас и др.). Естественно, что при описании такого симптома пациент сделает на нем акцент.
Важность индивидуальности симптомов постоянно находится в центре нашего внимания. Если врач-гомеопат слышит что-то, абсолютно не укладывающееся в знакомую картину определенного заболевания, он радуется в отличие от традиционного врача, которого подобные вещи приводят в ужас. Скорее всего такой симптом является ярким выражением индивидуального течения болезни и будет ключевым указанием на необходимое лекарство. Как это ни удивительно, но, несмотря на необычный характер, подобные симптомы часто можно найти в гомеопатической литературе в описании какого-либо препарата. А поскольку современные компьютеры позволяют за несколько секунд производить поиск заданной группы слов во всей литературе, имеется реальная возможность данный симптом найти. Если же такой записи в литературе обнаружено не будет или подобных наблюдений будет мало, это накладывает на нас обязанность зафиксировать наблюдавшуюся связь между данным симптомом и устранившим его лекарством (если это произойдет) и добавить симптом в Materia Medica соответствующего препарата.