Арт-терапия - это особая форма психотерапии, психокоррекции и развития личности, основанная на творческом самовыражении посредством различных видов искусства (живопись и рисунок, лепка, музыка, танец, театр). Арт-терапевтические технологии широко используются при работе с детьми и взрослыми, пережившими насилие. Это обусловлено рядом особенностей арт-подхода.
Во-первых, он использует преимущественно невербальное общение, что особенно ценно при работе с жертвами насилия, которые часто испытывают трудности в артикуляции своих чувств и мыслей, после того как им пришлось пережить глубокую психотравму. Во-вторых, важнейшим механизмом терапевтического воздействия при арт-подходе является отреагирование психотравмирующих ситуаций, которое происходит хотя и в символической (создание рисунка, сказки, постановка сценки с использованием кукол и т. д.), но все же экспрессивной, а не рефлексивной форме. Это позволяет достичь катарсиса - освобождения, избавления от негативного эмоционального опыта, - дает социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам, позволяет осознать мысли и чувства, которые человек привык подавлять, и постепенно развить способность к саморегуляции. Кроме того, арт-терапия вызывает положительные эмоции, способствует преодолению апатии, подавленности, безынициативности, помогает сформировать более активную жизненную позицию.
Термин «арт-терапия» был впервые использован А. Хиллом в 1938 г. и вскоре получил широкое распространение (Рудестам, 1998). Первоначально так называли различные методы использования всех видов искусства и творческой деятельности с терапевтическими целями. Медицинское или психотерапевтическое применение арт-терапии требует основательных профессиональных знаний в соответствующих отраслях медицины и психологии.
Арт-терапевтическая работа с детьми и взрослыми, подвергавшимися насилию или перенесшими какую-либо иную травму, имеет свои преимущества. С точки зрения К. Тисдейл, задача арт-терапевтической работы - побудить участников группы учиться посредством того опыта, который они ранее не осознавали, «вскрывать» логику и причины тех или иных ранее неосознаваемых поступков. Чем лучше человек понимает себя самого и воздействие собственной личности на окружающих, тем выше его способность осмыслять нарушения собственного поведения (Копытин, 2000).
В арт-терапии диагностический и собственно терапевтический процессы протекают одновременно в контексте увлекательного спонтанного творчества. В результате тут легче установить эмоциональные доверительные отношения между сторонами, включенными в работу (Собчик, 2003).
При терапевтическом рисовании ситуация диагностики менее заметна; как правило, участники любого возраста ее не осознают, что снижает силу защитных реакций.
При групповой арт-терапевтической работе приоритетными задачами являются:
  • создание атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, безопасности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки;
  • побуждение каждого участника к самораскрытию через спонтанное творчество, к выражению отношений и эмоциональных реакций, обсуждению предложенных тем, к предоставлению обратной связи, самоанализу и анализу групповых ситуаций;
  • формирование значимых групповых норм взаимодействия, развитие социализации, улучшение межличностных отношений.

При создании подобных групп целесообразна предварительная работа: очное консультирование, психотерапия, встречи с юристами. Специалист, использующий при работе с жертвами насилия арт-терапевтические технологии, обязан уделить особое внимание созданию атмосферы психологической безопасности. Творческие задания ни в коем случае не должны прямо указывать и даже косвенно намекать на проблемы клиентов, их необходимо формулировать в образно-символической, проективной форме.
Как правило, занятие начинается с легких разогревающих упражнений типа «каракули» или «нарисуй свое состояние». Эти техники снимают страх перед красками и листом бумаги. После этого предлагается основная процедура занятия - сюжет, требующий активного участия. Обсуждение художественных образов - это преимущественно вербализация переживаний и ассоциаций к рисункам. Основными задачами тут являются усиление позиции женщин, работа с чувством вины, страха, гнева, повышение самооценки, поиск ресурсов для восстановления физического и психического здоровья, работа с будущим.
При обсуждении групповых норм обязательно обсуждаются правила, связанные с безоценочными суждениями относительно друг друга и продуктов творчества каждого. Предлагаются также следующие нормы: если нет желания, можно не комментировать свои работы или вообще отказаться от какого-то упражнения. Группа может использовать для изобразительного творчества пастельные мелки с широким диапазоном цветовых оттенков, акварель, гуашь, фломастеры, цветную бумагу, журнальные картинки для коллажа и другие материалы. Если работа не нравится автору, можно взять другой лист и начать сначала. Желательно, чтобы у каждой участницы была своя папка, где бы хранились работы в течение всего срока занятий. Некоторые упражнения могут проделывать дважды: в начале и конце работы группы. Особый терапевтический и эмоциональный эффект достигается тогда, когда женщина сама находит в папке свои прежние рисунки и сравнивает их с новыми.
Каждый цикл занятий имеет свою логику, учитывающую особенности травмы и групповую динамику.
Занятия целесообразно вести в течение пяти-семи недель по три часа в неделю, о чем группе сообщают в начале занятий. По желанию можно продолжить работу в следующем цикле арт-терапевтических занятий.
На занятии участницы обсуждают свои рисунки, что, с одной стороны, дает женщине возможность увидеть схожие чувства у других участниц, с другой - позволяет консультанту поговорить о чувстве вины, беспомощности, безвыходности и других состояниях, так что члены группы могут обсудить эти темы. Для облегчения контакта участниц между собой необходимо в начале каждого занятия дать возможность через изобразительное искусство выразить те сложные чувства, с которыми они пришли на занятия: эти упражнения прямо не касаются травматического опыта, но обращены к тем периодам жизни и ситуациям, когда женщина была в безопасности. Эти упражнения можно выполнять под музыкальное сопровождение с закрытыми глазами, левой рукой, они обычно нравятся женщинам и помогают им почувствовать себя сильнее. В начале занятия уместны и упражнения на групповую сплоченность, когда участницы группы на одном большом листе бумаги вместе рисуют свои представления, например, о безопасности. Ожидания, касающиеся работы в группе, также можно выразить изобразительными средствами и затем обсудить.
При работе со страхами женщины графически рисуют пирамиду страхов, которые расположены по степени возрастания, каждому страху присваивается свой цвет. У многих женщин в группе встречаются одинаковые страхи - связанные с собственной безопасностью и безопасностью детей, страх нищеты, страх одиночества, страх общения с мужчинами. Каждая женщина знает, что все члены группы пережили схожий травматический опыт.
У женщин, подвергшихся внутрисемейному насилию, нарушаются отношения с родственниками, детьми, сослуживцами, часто они оказываются в эмоциональной изоляции. Чувства к партнеру варьируются от страха и гнева до привязанности и даже любви. Некоторые женщины хотели бы наказать партнера, некоторые считают, что он сам себя наказывает своим поведением. На занятиях необходимо помочь женщинам выразить свои чувства и принять их, так как многие считают выражение гнева неприемлемым поведением. Большую роль в этом блоке играет обсуждение своих работ с группой.
Оптимальное число участников группы - от трех до пятнадцати человек. Арт-терапевтическое пространство организуется в соответствии с целями и содержанием работы. Занятия могут быть структурированными или неструктурированными. Для первых характерна заданность темы или изобразительных средств. Однако содержание творческой деятельности, форма воплощения задуманного, темп работы определяются самим участником. На неструктурированных занятиях участницы самостоятельно выбирают тему, материалы, инструменты.
На занятиях часто используются музыка, пение, движение, танец, драма, поэзия, сочинение историй и т. д. Такие формы арт-терапии, сочетающие различные способы творческого самовыражения, принято называть мультимедийными.
В структуре каждого занятия можно выделить две основные части. Первая - невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения - рисунок (живопись). Вторая - вербальная, апперцептивная и формально более структурированная. Она предполагает вербальную интерпретацию созданных творений и возникших ассоциаций.
Структура занятия (основные этапы)
Этапы выделены достаточно условно. Их количество может меняться в зависимости от цели, темы, темпа работы участников.
Настройка. Начало занятия - это настройка на творчество. Задача этого этапа - подготовка участников к спонтанной художественной деятельности и внутригрупповой коммуникации. Здесь используются игры, двигательные и танцевальные упражнения, несложные изобразительные техники: например, различные варианты техники «каракули», техника «закрытых глаз», «автографы», «эстафета линий». При выполнении этих упражнений снижается контроль со стороны сознания и наступает релаксация.
Актуализация визуальных, звуковых, кинестетических ощущений. Здесь также можно использовать рисунок в сочетании с элементами музыкальной и танцевальной терапии, что позволяет невербальным языком говорить о своих проблемах и чувствах, научиться понимать и анализировать свои эмоции. Продукт изобразительного творчества сублимирует разрушительные, агрессивные тенденции автора и тем самым снижает их влияние на реальные поступки.
Индивидуальная изобразительная работа (разработка темы). На этом этапе индивидуальное творчество используется для исследования чувств, проблем и переживаний. При спонтанном творчестве все подсознательные процессы, в том числе страхи, сновидения, внутренние конфликты, ранние детские воспоминания, отражаются в изобразительной продукции.
Продукты двух последних из перечисленных этапов можно использовать для косвенной диагностики. Так, некоторые дополнительные сведения об авторе можно получить при интерпретации рисунков в соответствии с устоявшимися критериями известных проективных методик. Однако тут следует избегать прямолинейных аналогий и поспешных выводов.
Активизация вербальной и невербальной коммуникации. Главная задача этого этапа - создание условий для внутригрупповой коммуникации. Каждому участнику предлагают показать свою работу и рассказать о тех мыслях, чувствах, ассоциациях, которые у него возникли в процессе творческой деятельности. Степень открытости и откровенности участника зависит от уровня доверия к группе, к арт-терапевту, от личных особенностей клиента. Если по каким-то причинам он отказывается говорить, не следует настаивать.
Можно предложить участникам сочинить историю про свой рисунок и придумать для него название. Начать рассказ можно словами: «Жил-был человек, похожий на меня...» Такое начало облегчает вербализацию и усиливает эффект проекции и идентификации. По рассказу участника можно понять, кого он осуждает, кому сочувствует, кем восхищается. Поэтому нетрудно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими.
Работа в подгруппах. Участники придумывают сюжет и ставят небольшие спектакли. Перевод травмирующих переживаний в комическую форму приводит к катарсису, освобождению от неприятных эмоций.
Рефлексивный анализ. Этот заключительный этап предполагает анализ в безопасной обстановке. Здесь обычно присутствуют элементы спонтанной «взаимной терапии» в виде доброжелательных высказываний, позитивного отношения, поддержки. Атмосфера эмоциональной теплоты, эмпатии, заботы позволяет каждому члену группы пережить чувство успеха. Участники приобретают положительный опыт самоуважения и принятия себя, у них укрепляется чувство собственного достоинства, постепенно корректируется Я-образ.
В конце занятия необходимо подчеркнуть успех всех и каждого.
Подробнее с теорией арт-терапии можно ознакомиться в работе «Групповая психотерапия» (Рудестам, 1998).
Примеры диагностических техник
Предложенные техники подходят для работы с разными проблемами и со всеми возрастными группами: от младших школьников, начиная с семи лет, до взрослых и людей преклонного возраста. Их можно применять и в индивидуальной арт-терапии.
Техника 1.«Кто я?»
Участникам предлагают дать не менее десяти вербальных ответов на вопрос «Кто я?» в сочетании со спонтанным рисунком - нарисовать образ Я и дать ему название. Два способа выполнения задания позволяют сравнить вербальные и невербальные характеристики, отражающие взаимодействие сознательных и бессознательных аспектов психики.
Техника 2.«Яблоко»
Большинство людей хотя бы раз в жизни срывали яблоко с дерева, а если и нет,
соответствующий визуальный образ существует в их воображении. Это лежит в основе техники, разработанной арт-терапевтами Л. Гантт и К. Табон (Лебедева, 2003). Обычно эта проективная методика, включающая анализ изображения.
Материалы: бумага формата А4, набор фломастеров или карандашей (12 цветов, включая серый и черный).
Инструкция к заданию - «Нарисуйте человека, который срывает яблоко с дерева» - предоставляет участникам высокую степень свободы и позволяет моделировать предложенную ситуацию по собственному желанию. Это означает, что проблема и уровень ее решения, по сути, зависят от самого исполнителя рисунка. К примеру, можно нарисовать дерево подходящей высоты с достаточным количеством яблок, растущих довольно низко, а также человека соответствующего роста.
Разнохарактерные рисунки формально можно классифицировать по следующим признакам:
  • по содержанию (сюжету), наличию заданных инструкцией объектов (человек, дерево, яблоко), полноте или фрагментарности изображения этих объектов;
  • по способу действия (что изображено - подготовка к действию, само действие или конечный результат?);
  • по результату (какие усилия приложены человеком для достижения цели, насколько успешен результат - сорвано ли яблоко?).

Такой анализ рисунка дает представление о доминирующих способах достижения целей или особых стратегиях, из которых складывается определенный стиль принятия решений. Который, в свою очередь, определяет индивидуальные достижения, а также результаты взаимодействия с другими людьми.