Данное заболевание представляет собой редкую форму наследственной атаксии, большинство случаев которой описано в северной Африке и странах Средиземноморского региона. В литературе оно нередко обозначается как «синдром AVED» (от англ. Ataxia with I itamin E Deficiency), а также как «атаксия Фридрейха с дефицитом витамина Е» вследствие ее значительного клинико-морфологического сходства с болезнью Фридрейха [Stumpf D. et а!» 1987; DiDonato S., 1995]. Тип наследования - аутосомно-рецессивпый.
Клиническая картина AVED практически неотличима от «классического» варианта болезни Фридрейха: заболевание начинается чаще всего в возрасте от 4 до 18 Лет и характеризуется прогрессирующими нарушения ми координации движений, дизартрией, угнетением сухожильных рефлексов, нарушением суставно-мышечной и вибрационной чувствительности [Harding A. et al., 1985; Stumpf D. et al., 1987; Kayden IT, 1993]. В отличие от болезни Фридрейха, при витамин Н-дефицитной атаксии лишь у 19% больных имеет место кардиомиопатия, значительно реже встречаются также скелетные деформации и другие экстраневральные проявления. При естественном течении болезни в большинстве случаев уже на 3-** десятилетии жйзЯи больные прикованы к постели и теряют способность к самообслуживанию. На секции выявляются изменения, идентичные таковым при болезни Фридрейха, главным из которых является комбинированная дегенерация проводников в задних и боковых столбах спинного мозга [Harding Л., 1984].
Даже в начальной стадии заболевания у больных отмечается резкое снижение концентрации витамина Е в сыворотке крови. Это обусловлено повреждениями гена на хромосоме 8q, ответственного за синтез микросомаль- ного белка - транспортера а-токоферола; данный белок осуществляет в клетках печени встраивание а-токофе- рола (активной молекулярной формы витамина Е) в состав липопротеидов очень низкой плотности [Ouahchi К. et al., 1995]. В норме а-токоферол в комплексе с липопротеинами очень низкой плотности представляет собой главную и наиболее стабильную фракцию витамина Е в сыворотке крови. Мутации гена приводят к инактивации соответствующего белка и нарушению печеночной секреции а-токоферола в кровь. Результатом этого является глубокий системный дефицит витамина Е в организме, несмотря на нормальную абсорбцию пищевого а-токоферола в тонком кишечнике. Предполагается, что в основе патогенеза данной формы наследственной атаксии лежит недостаточность антиоксидантной активности, реализуемой витамином Е на уровне клеточных мембран [Kayden Н., 1993; Ouahchi К. et ah, 1995].
Прямая ДНК-диагностика синдрома AVED с клинической точки зрения имеет ограниченное значение, поскольку диагноз данного заболевания обычно устанавливается на основании сравнительно простого биохимического исследования (содержание витамина Е в сыворотке крови). Выявление мутапий в гене транспортера а-токоферола может помочь в дифференциальной диагностике синдрома AVED с вторичными витамин Е-де- фицитными состояниями, характеризующимися снижением содержания витамина Е и развитием прогрессирующей атаксии (синдром Бассена -Корн цвейга, синдром мальабсорбции и др.) [Kayden Н., 1993]. Принимая во внимание сходство клинической картины синдрома AVED и болезни Фридрейха, молекулярно-генетическое обследование таких больных должно всегда предусматривать исключение экспансии GAA-иовторов в гене Х25 (генетический дефект, характерный для болезни Фридрейха). Для прямой ДНК-диагностики синдрома AVED используются стандартные методы мутационного скрининга кодирующей области гена транспортера а-токо- ферола [Hentati A. et al., 1996; Cavalier L. et al., 1998]. При установлении диагноза AVED больным назначается пожизненная заместительная терапия витамином Е в суточной дозе от 5-10 мг/кг веса, что способствует нормализации уровня витамина Е в крови, приводит к определенному уменьшению выраженности неврологической симптоматики и полностью предотвращает дальнейшее прогрессирование болезни.