Осложнения при общей анестезии

  Рвота, регургитация и аспирация. Проведение общей анестезии у больных с «полным» желудком создает опасность рвоты, регургитации и аспирации. Осложнения бывают как при поверхностном, так и при глубоком наркозе. Активация рвотного центра анестетиками может привести при поверхностном наркозе к рвоте, а при глубоком наркозе снижение мышечного тонуса сопровождается пассивным поступлением (регургитация) содержимого желудка в пищевод и полость рта, а затем в трахею. Прежде всего следует опорожнить «полный» желудок. Промыть его до полной «чистоты», конечно, невозможно, особенно в экстренных условиях, но ввести желудочный зонд и удалить содержимое, сняв тем самым напряжение (давление) в желудке, целесообразно.
Методика эндотрахеального наркоза при «полном» желудке: вводный наркоз проводят с помощью внутривенного введения 4—6 мг/кг тиопентала (до засыпания) или фентанила и сомбревина. После введения сукцинил- холина анестезиологическая сестра выполняет прием Селлика (1961) (рис. 5), при этом давление на щитовидный хрящ приводит к перекрытию просвета пищевода. Искусственную вентиляцию легких не проводят до интубации трахеи и раздувания манжетки.
Интубацию трахеи производят через 25—30 сек после введения миорелаксанта — сразу после расслабления мышц нижней челюсти. Часто общее обезболивание при «полном» желудке проводят с сохранением спонтанного дыхания по правилам, описанным выше. Тогда нужно быть особенно осторожным в начале и конце наркоза, а в течение общей анестезии как можно лучше промыть желудок через зонд, который обязательно следует вставить до начала общей анестезии. При полном желудке эффективно применение трубки Дарбиняна (см. ниже).

Рис. 5. Прием Селлика.
Рис. 5. Прием Селлика.
а—давление на щитовидный хрящ; б—схема приема Селлика. 1—трахея 2 — пищевод, 3 — щитовидный хрящ, 4—надгортанник.
Эффекты аспирации желудочного содержимого. Обструкция и асфиксия. Попадание содержимого желудка в трахею и бронхи приводит к нарушению проходимости сегментарного, долевого или даже одного из главных бронхов, и как следствие ухудшается оксигенация, повышается напряжение углекислоты. При блокаде одного из главных бронхов развивается ателектаз легкого. К летальному исходу приводит обструкция трахеобронхиального дерева или рефлекторная остановка сердца.
Синдром Мендельсона. Попадание в трахею
даже небольшого количества кислого желудочного содержимого может привести к летальному астмоподобно- му синдрому. У пациента возникают цианоз, кашель, нарушение дыхания, связанное с бронхоспазмом, тахикардия. Эти симптомы развиваются и прогрессируют в течение нескольких часов после аспирации вплоть до отека легких и остановки сердца.
Лечение аспирации:
  1. Удаление из трахеи и бронхов аспирированных кусочков пищи, если возможно, с помощью бронхоскопии или отсосом.
  2. Аспирация из трахеи и бронхов кислого желудочного содержимого с помощью лаважа (промывания) бронхиального дерева 5% раствором соды. Шприцем через интубационную трубку быстро вливают в трахею 10—15 мл раствора, производят 1—2 вдоха мешком наркозного аппарата, а затем отсосом эвакуируют содержимое из трахеи и главных бронхов. Процедуру повторяют до уверенности в полном удалении аспирированных масс.
  3. Проведение искусственной вентиляции легких (желательно кислородом).

Осложнения, связанные с интубацией трахеи. При травматичной ларингоскопии или травматичном тампонировании полости рта может произойти травма слизистой мягкого неба и уздечки языка. Перед введением тампона язык следует отвести пальцем вниз, к нижней челюсти.
При трудной и травматичной ларингоскопии, при опоре клинка на зубы верхней челюсти возможна экстракция передних резцов верхней челюсти. Рекомендуется использование для ларингоскопии изогнутого клинка ларингоскопа.
Возможна закупорка интубационной трубки из-за скопления секрета в ее просвете (требуется срочная аспирация его), перегиба просвета интубационной трубки при изменении положения головы пациента, при тампонировании полости рта. Манжетка интубационной трубки может потерять эластичность после многократной стерилизации, при раздувании ее образуется «грыжевое» выпячивание, перекрывающее просвет трубки.
Для проверки проходимости интубационной трубки необходимо отсоединить ее от коннектора и в интубационную трубку произвести выдох изо рта. Если при этом воздух не поступает в легкие пациента, то следует изменить положение его головы и положение трубки. Эти мероприятия направлены на устранение перегиба трубки в дыхательных путях. Если восстановить прохо
димость трубки не удается, следует ее удалить и произвести интубацию трахеи другой трубкой. Верным признаком нахождения трубки в трахее является возможность беспрепятственного вдувания в легкие воздуха изо рта в эндотрахеальную трубку с последующим четким определением фазы выдоха.
Перед интубацией трахеи следует проверить проходимость трубки и состояние манжетки при ее раздувании.
Слишком длинная трубка нередко «проваливается» в правый главный бронх, признаком этого являются неравномерные движения (экскурсии) правой и левой половины грудной клетки. При аускультации дыхательный шум определяется лишь на правой стороне. Для того чтобы устранить этот дефект, интубационную трубку подтягивают до тех пор, пока при аускультации не появляются равномерная вентиляция легких и симметричные дыхательные движения обеих половин грудной клетки.
Могут также возникнуть осложнения при интубации трахеи, связанные с травмой слизистых покровов голосовых связок и трахеи. Длительное нахождение интуба- ционной трубки с раздувной манжеткой в трахее сопровождается нарушениями микроциркуляции и трофики слизистой [Зильбер А. П., 1978]. Ларинготрахеит, отек связок и подсвязочного пространства (особенно у детей) могут быть следствием травмы слизистых покровов. Предупреждение и лечение этих осложнений — нетравматичная интубация трахеи, раздувание манжетки лишь до соприкосновения со слизистой трахеи. Через каждые 3 ч манжетку следует освобождать от воздуха на 15—20 мин.
При явлениях отека голосовых связок или ларингот- рахеите в послеоперационном периоде проводят паровые ингаляции с содой, гидрокортизоном, эуфиллином и антибиотиками.
Нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы. Резкое снижение артериального давления и нарушения ритма сердечной деятельности вплоть до остановки сердца бывают связаны с непосредственным влиянием анестетиков, особенно во время вводного наркоза или при передозировке. При первых признаках угнетения сердечной деятельности дозировка анестетика должна быть снижена до минимальной. Внутривенно вводят препараты, поддерживающие деятельность сердечно-сосудистой системы. В некоторых случаях целесообразно сменить анестетик при общей анестезии, особенно это касается фторотана и азеотропной смеси.
Для дальнейшего поддержания обезболивания после стабилизации гемодинамики применяют небольшие концентрации анестетиков.

Источник: Т. М. ДАРБИНЯН А. А. ЗВЯГИН Ю. И. ЦИТОВСКИЙ  , «АНЕСТЕЗИЯ И РЕАНИМАЦИЯ НА ЭТАПАХ МЕДИЦИНСКОЙ ЭВАКУАЦИИ» 1984

А так же в разделе «  Осложнения при общей анестезии »