Медицинские свойства этого наркоза замечательны. Сон наступает очень быстро, а пробуждение — спустя несколько минут по прекращении ингаляции. Этот наркоз абсолютно безвреден для всех паренхиматозных огранов, легких и сердца. Он не только не снижает кровяного давления, но в отличие от большинства наркозов действует гипертонически, что создает преимущество у раненых в состоянии шока.
Показания для закиси азота самые широкие, за исключением ранений, где сама герметичная маска мешает оперировать. Необходимо еще отметить, что закись азота требует высокой концентрации газа, т. е. дается с неизбежно малой пропорцией кислорода. Поэтому эти наркозы нежелательны во всех случаях, где по роду ранения уменьшена поверхность дыхательного газообмена или объем передаточной среды, т. е. при ранении и спадении легких вследствие пневмоторакса, а также у раненых, потерявших много крови.
Из недостатков наркоза закисью азота, помимо стоимости (в 4 раза дороже эфира), основными являются сложность и громоздкость аппаратуры и необходимость квалифицированного, специально обученного наркотизатора. Оба эти недостатка резко ограничивают возможность широкого применения закиси азота в подвижных частях передовой линии фронта. Значит ли, что вопрос о закиси азота в силу этих неудобств должен со- всем сниматься в военной обстановке? Думаю, что это было бы ошиб кой. Не только в более стабильных прифронтовых госпиталях с большой оперативной деятельностью идеальные наркозы закисью азота значительно улучшают исходы вмешательств (нередко повторных) на тяжелораненых, но эти замечательные наркозы безусловно можно приблизить вместе с вспомогательными хирургическими отрядами к местам наиболее напряженной оперативной деятельности, в районы дивизий. Тут эти наркозы окажут величайшую пользу при массовой работе.
Достоинства закиси азота настолько велики, что организационные и технические трудности, связанные с ее применением, должны бы отступить на второй план. Нельзя забывать, что при массовой простуде и бронхитах, а также при явлениях шока наркоз закисью азота у раненых особенно драгоценен. Недаром американцы, вступив в мировую войну в

1916 г., привезли из-за океана не только аппаратуру и наркотизаторов, но быстро выстроили на территории Франции заводы закиси азота, которой широко снабжали союзные армии. А с той поры многие модели наркозных аппаратов очень упростили и усовершенствовали; они стали гораздо портативнее.
Труднее проблема наркотизаторов. Применение этих наркозов требует уменья и навыка. Но это — дело желания и настойчивости. Приучаться можно таким образом, чтобы вначале давать с помощью этих аппаратов смесь закиси азота с эфиром. По мере возрастания опыта подмесь эфира будет становиться все меньше и меньше.
Для лапаротомий добавления эфира избежать все равно нельзя, но доза эфира может быть совершенно ничтожной.
ЦИКЛОПРОПАН
Этот относительно новый наркозный газ за короткое время выявил столь исключительно ценные свойства, что обойти его молчанием положительно нельзя. Он обладает всеми преимуществами закиси азота, кои в циклопропане выражены еще яснее.
Сон наступает чрезвычайно быстро, без удушения и возбуждения. Это объясняется тем, что циклопропан оказывает гораздо более сильное наркотическое действие, чем закись азота. Отсюда вытекают четыре преимущества: 1) не требуются столь опытные наркотизаторы; 2) допускается смесь, гораздо более богатая кислородом, что гарантирует от цианоза и асфиксий; 3) получается релаксация мускулатуры, допускающая производство лапаротомий в хороших условиях; 4) сами бомбы с циклопропаном могут быть маленькими, ибо расход его невелик.
Хотя необходимая аппаратура требует весьма, аккуратной и тщательной конструкции, тем не менее современные модели Гайнбринга и Мак Кессона довольно портативны. Если, работая с закисью азота, мы у себя в клинике пользуемся 6—8-литровыми бомбами, то циклопропан дается из 1,5—2-литровых бомб. К тому же давление в них незначительное, ибо циклопропан сжижается при —132°.
Из недостатков циклопропана необходимо отметить его дороговизну при синтетическом приготовлении. Добыча циклопропана из естественных газов нефтяных скважин должна резко снизить его стоимость.
В Советском Союзе в газовых фонтанах Грозного циклопропана содержится до 5°/о.
Неустранимый недостаток циклопропана — его взрывчатость в смеси с кислородом. Это свойство сильно затруднит применение таких наркозов на самом фронте, сохраняя ему место в крупных прифронтовых госпиталях с большим масштабом хирургической работы. Здесь циклопропан наряду с закисью азота может сохранить жизнь многим раненым с больными легкими, на которые он никакого вредного влияния не оказывает.
Так же велико значение циклопропана и для отравленных боевыми газами, которые имеют ранения, требующие хирургических вмешательств. Тут он может конкурировать с местной анестезией и внутривенными наркозами.
ОБЕЗБОЛИВАНИЕ ЛЬДОМ ИЛИ ЛЕДЯНОЙ ВОДОЙ
Способ этот является весьма интересной новинкой, могущей найти широкое применение в действующей армии в зимнее время. Речь идет главным образом об ампутациях и вычленениях. Техника обезболивания очень проста.

Прежде чем накладывать жгут, избранное место тоже охлаждается к течение 20 минут тремя резиновыми мешками со льдом. Жгутом служиг полудюймовая резиновая трубка, с помощью которой перетягивают конечность настолько, чтобы прекратилось кровообращение. Стягивать жгут надо деликатно, избегая складок кожи. Два тура жгута желательно расположить не рядом, а один поверх другого. Концы резинового жгута фиксируют торзионным зажимом. После этого всю конечность обкладывают мелко колотым льдом, умещая его в клеенке, один из краев которой у периферического конца образует желоб для оттока талой воды.
Так охлаждают целую ногу или целую руку. Если ампутируют ниже колена или дистально от локтя, а раненый может сидеть, то охлаждение проводят просто в ведре с .битым льдом.
Для полной анестезии бедро надо охлаждать 2—27г часа, в зависимости от комплекции. Голень анестезируется достаточно за IV2—2 часа. После этого, сняв лед, быстро смазав кожу йодом и приколов стерильное белье, производят ампутацию. Полная анестезия держится в течение оцо- ло часа.
За два первых месяца испытания такого обезболивания в нашей клинике выполнено около сорока ампутаций голеней и бедер, последних свыше тридцати. Только один раз больной начал жаловаться и ему тотчас дали эфир. Во всех остальных случаях анестезия была просто безукоризненной.
Драгоценным свойством такой аналгезии является то, что она не только не усиливает травматического шока, но, наоборот, явно предотвращает его дальнейшее развитие. Мы смогли в этом убедиться на нескольких случаях тяжелейших высоких двусторонних ампутаций бедер.
Этот максимально безвредный способ обезболивания отлично проявил себя и в нескольких случаях ампутаций при артериосклеротических и эмболических гангренах у глубоких стариков с тяжелой интоксикацией и опасной сердечной декомпенсацией.