Из предыдущего раздела следует, что анализ содержания мотива не дает возможности узнать, почему Ян, например, поступил так, а не иначе, а устанавливает только то, как Ян обосновал свое поведение. Можно сделать вывод, что мотив не всегда является точным отражением в сознании фактора, влияющего на возникновение деятельности. Вероятно, ряд факторов может затруднить правильное осознание причин собственного действия. К ним относятся, кроме уровня умственного развития, определяющего границы познавательных возможностей личности, также факторы эмоционального характера, связанные с предшествующим опытом человека и существующим у него в данный момент взглядом на мир.

Но если знания мотивов поведения человека недостаточно для понимания его поведения, возникает необходимость в дополнительных источниках информации, чтобы понять, почему Ян поступил так, а не иначе.

Первым шагом должно быть, очевидно, расширение информации о самом мотиве и о ситуации, в которой он возник.

Вопрос, поставленный в начале работы, звучал: «Почему Ян поступил так, а не иначе?» Отвечая на него, мы получили формулировку, которую определили как мотив. Мы оценили его роль в возникновении и ходе деятельности, но вместе с тем признали, что этого недостаточно для ответа на наш вопрос. Знание мотива позволяет оценить деятельность только с моральной и правовой точек зрения. Теперь необходимо перейти к следующим вопросам. Предлагаю шесть, по моему мнению наиболее целесообразных, вопросов из того множества вопросов, которые ставятся в подобной ситуации.

1. «Как Ян обосновывает выбор именно такой программы деятельности, которую привел в мотиве?»

Ответ на этот вопрос позволит лучше понять выбор мотива, поможет раскрыть обман или выявить нротиворечие между целью и программой действия, если оно существует.

2. «Как Ян осуществлял или осуществляет свою деятельность?»

Ответ на этот вопрос можно получить уже не только со слов Яна, но и на основе наблюдения за его поведением. Он углубляет информацию, полученную в ответе на первый вопрос, и служит основной предпосылкой ответа на третий вопрос.

3. «Привела ли реализация Яном этой деятельности к цели, указанной в мотиве?»

Вопрос этот можно, пожалуй, сразу поставить вторым. Тем не менее практика показывает, что полезнее этот естественный вопрос поставить только после углубления задачи. Случается, что простой на первый взгляд ответ может предстать в совершенно ином свете, особенно после отрицательного ответа на следующий вопрос.

4. «Прекратил ли Ян эту деятельность?»

Ян достиг цели, но, несмотря на это, продолжает в общих чертах реализацию программы деятельности, установленную в мотиве. Нечто подобное происходит с сутягами. Например, Ян хотел путем скандала вынудить соседей отказаться от пользования общей кухней. Цели он достиг достаточно быстро, но скандалы не прекратились. На этот раз поводом для них могут служить игры детей.

Когда ответ на третий вопрос положителен, а на четвертый отрицателен, можно уверенно утверждать, что направление действия Яна не совпадает с целью.

Для понимания общей картины большое значение имеет ответ на пятый вопрос.

5. «Могут ли (или могли ли) использованные средства действия, в общем, привести к цели?»

Суммированием вопросов и предпосылкой для оценки мотива на фоне общего действия является ответ на шестой вопрос.

6. «Каковы будут (или были) последствия такого поведения?»

Эти шесть вопросов построены так, чтобы можно было охватить проблему во всей полнооте, застраховавшись таким образом от потери какой-либо важной информации.

Приведу примеры практического применения этих вопросов.

Студентка Р. М. не сдает подряд третьего экзамена. До этого времени считалась способной, интересовалась учебой. Р. М. объясняет факт провала на экзаменах тем, что поступила намеренно, обдуманно. Она не предполагает работать. Пошла учиться, чтобы успокоить родителей. В настоящее время у нее есть жених, она хотела бы побыстрее выйти замуж и иметь ребенка, при этом она боится, что через три года, которые остались до конца учебы, может быть уже поздно. Семья настаивает на окончании университета. Р. М. решила «провалиться» на всех экзаменах, чтобы показать родным, что продолжение занятий не имеет смысла и даже при ее желании учиться это было бы уже невозможно. Жених поддерживает ее в этом. Он подтвердил ее объяснение.

Каков мотив Р. М.?

Следует добиться исключения из университета, чтобы склонить семью согласиться на брак. Таким способом Р. М. сможет соединиться с любимым, иметь ребенка и заняться домашним хозяйством, что более привлекает ее, чем работа по специальности.

1. Чем Р. М. обосновывает выбор средств?

Тем, что она исчерпала уже все другие аргументы и остается только этот способ или же она вынуждена будет поставить семью перед свершившимся фактом, а этого она, как любящая дочь, делать не хочет.

2. Как Р. М. реализует программу своей деятельности?

Согласно своему решению, она не сдала экзаменов.

3. Привело ли ее действие к поставленной цели? Да.

4. Остановилась ли она на этом? Да.

5. Могли ли примененные средства привести к цели? Да, хотя возникает вопрос, были ли это единственно возможные средства.

6. Каковы были последствия такого поведения?

Они соответствовали цели. Прекращение учебы и брак с согласия семьи.

С обычной точки зрения эту ситуацию можно считать выясненной уже после третьего и четвертого вопросов.

Мы знаем, что Р. М. прибегла к обману, чтобы реализовать то, что хотела. Своей цели она достигла. Считает, что поступила правильно, в настоящее время удовлетворена своим поступком. И на этом проблема оказалась решенной. Бывают, однако, к сожалению, случаи значительно более трудные. Человек формулирует мотив, реализует программу, но, несмотря на это, остается неудовлетворенным, находится в напряжении, изменяет программу, чувствуя, что получается «снова плохо», становится нервным. Ясная в начале ситуация начинает запутываться. Возникает так называемое безвыходное положение, когда никто не знает, что, собственно, следует сделать, чтобы разрешить нарастающие (неизвестно по какой причине) конфликты.

Большое значение в это время приобретает ответ на пятый вопрос: могли ли примененные средства действия привести к цели, указанной в мотиве?

Покажу это на примере.

Молодой (супруг С. Л. (Жалуется на плохие отношения со своей женой, преждевременно состарившейся, кроткой женщиной, «матерью единственного ребенка. В доме много месяцев происходят шумные ссоры. Наступающей стороной, как оказывается, является С. Л., который свое постоянное брюзжание и язвительные замечания, получившие уже форму издевательства, обосновывает тем, что должен найти наконец общий язык с женой, что такая жизнь дальше невозможна, что он, хотя бы это ему и дорого обошлось, принудит жену к выполнению определенных норм совместной жизни и порядка. Спрошенный о «вине» жены, он отвечает общими фразами, приводит какие-то несущественные мелочи, свидетельствующие, пожалуй, о том, что женщина боится его и старается ему угодить, хотя и не всегда умеет скрыть раздражение, вызванное создавшейся обстановкой. На сделанное ему замечание — не думает ли он, что, может быть, именно его педагогические методы вызывают такую атмосферу в доме, он отвечает с возмущением, что это исключено, что, наверное, «жена что-нибудь наболтала», а он как раз стремится к ликвидации напряженной атмосферы в доме, чему препятствует «глупое упорство жены».

Каков мотив С. Л.?

Путем поучений привести к установлению более сносных отношений в семье, что в свою очередь должно ликвидировать источник ощущаемого С. Л. неудовлетворения жизнью, постоянного раздражения и дать ему сознание исполненного долга.

1. Чем С. Л. обосновывает выбор этих средств?

Он считает, что только совместное обсуждение этих вопросов имеет шансы на успех, а инициатива должна принадлежать ему, поскольку он является стороной с более высоким интеллектуальным, уровнем и знает, чего хочет.

2. Как С. Л. реализовал свою деятельность?

Используя постоянные поучения и вызывая скандалы из-за мелочей, которые в его глазах вырастают до величины проблем.

3. Привело ли это действие к реализации поставленной цели?

В настоящее время нет, а наблюдение показывает, что цель эта все более отдаляется.

4. Остановился ли он на этом?

Нет, и постоянно считает, что цель не достигнута.

5. Могли ли примененные средства привести к цели, указанной в мотиве?

Нет, не могли. Таким методом никого не воспитаешь.

6. К какому следствию приведет реализация деятельности СЛ.?

Здесь возможны три вида следствий: а) полная тер-роризация жены; б) С. Л. будет иметь основания для ухода от жены после какого-нибудь резкого столкновения; в) оба возненавидят друг друга и будут мучить себя, не имея возможности расстаться.

Такое выраженное противоречие между программой деятельности и целью у человека с нормально развитыми умственными способностями должно возбудить сомнения. Почему С. Л. избрал такой мотив поведения и каково, в сущности, направление его действия, какой оно имеет скрытый смысл?

Ответы, приведенные выше, показывают, как мало мы преуспели в попытке объяснить поведение С. Л. Оно и далее остается непонятным, несмотря на то что проанализирована ситуация, содержание словесных высказываний исследуемого, собрано определенное количество данных наблюдения. Можно даже сделать предварительные выводы: 1) мотив у С. Л. играет защитную роль; 2) направление действия С. Л., по-видимому, не согласуется с целью деятельности; 3) средства, применяемые С. Л., не могут привести к поставленной цели и 4) обоснование выбора этих средств неубедительно. Сделана попытка также предположить, к чему это действие может привести. Однако весь ход событий не помогает понять, каковы были, по существу, причины того, что С. Л. сформулировал именно такой мотив, и мы не знаем, в каком направлении должна развиваться программа его деятельности.

Мы собрали только группу фактов и допугцений, помогающих определить исходную точку поиска причин именно такого поведения. Здесь мы приблизились к одаой из наиболее сложных проблем в психологии, к вопросу об основных потребностях человека.

Позволим себе заметить, что вопреки тому, что мы ранее решили, не только вопрос С. Л., но и поступки студентки Р. М. требуют дальнейшего объяснения. Ответ типа: «Я сделала так, ибо хотела иметь мужа и ребенка и стремилась избежать конфликта с родными» — не может удовлетворить психолога. Возникает следующий вопрос: «А почему хотела иметь ребенка?» Другие девушки в ее возрасте от такой возможности уклоняются, почему же она, только имея ребенка, почувствовала бы себя удовлетворенной? Может быть, Р. М. ошибается? Возможно, кто-то ей внушил взгляд, который является ложным и не соответствующим ее действительным интересам? Может быть, она должна была следовать именно советам родных и получить образование? Психолог спрашивает таким образом о сущности потребности Р. М. Правильный ответ на этот вопрос — это возможность указать человеку правильный жизненный путь. Тут нельзя надеяться на «чутье». Потребности становятся, таким образом, для советчика-психолога самой серьезной проблемой.

Этой важной, но трудной темы мы коснемся, однако, только в дальнейшем, а теперь суммируем наши выводы.

Как я упомянул выше, несмотря на ответы на поставленные шесть вопросов, а скорее даже благодаря им, четко обрисовались другие пробелы в нашем понимании поведения исследуемых лиц. Мы уже знаем, что должны понять, а это не такое уж частое событие в работе исследователя. То, что мы стремимся узнать, будет ответом на два следующих вопроса, дополняющих перечень из шести вопросов на стр. 40—41.

7. Почему Ян сформулировал именно такой мотив?

8. К чему ведет его программа или каково, собственно, направление его действия?

Эти вопросы можно задать только теперь, после предварительных разъяснений. К сожалению, однако, ответы на них не будут столь простыми, как ответы на предшествующие вопросы. Механизмы, связанные с выбором мотива и с направлением действия, достаточно сложны. Им следует уделить внимание. При этом мы введем несколько новых понятий.

Как я попытаюсь показать, соответствующим понятийным инструментом для получения ответа на сешьмой вопрос будет термин «установка», а на восьмой вопрос — термин «потребность». При этом проблема потребности (ключевая для понимания направления действия) может быть представлена более ясно только после рассмотрения некоторых вопросов, связанных с установками. Следующие главы, таким образом, будут целиком посвящены проблеме установок и потребностей, и нам придется прокладывать путь среди массы понятий, родившихся в результате бесчисленных попыток определить сущность отношений людей друг к другу и к миру, который их окружает.