Повреждения пассажиров и водителей внутри автомобиля возникают преимущественно при столкновении автомобиля с другими транспортными или неподвижными предметами. Внезапная остановка машины сопровождается наклоном тела и нередко выбрасыванием его вперед. Нижние конечности, грудь, голова водителя и пассажира ударяются о части и механизмы кабины, кузова автомобиля. В момент удара возникает основное количество контактных повреждений, так же изменений, обусловленных сотрясением тела (см.табл. 7.3).
Характер повреждений пассажиров и водителя зависит от вида происшествия, типа, марки и конструктивных особенностей транспортного средства, скорости его движения и местонахождения потерпевшего, положения тела и особенностей одежды на нем. Отмечено значение и ряда индивидуальных факторов: состояние сна, алкогольное опьянение, "фактор внимания” (Л.Е.Роенко, 1970). Выбрасывание водителя или пассажира из из машины увеличивает вероятность их гибели в 5 раз.
Наиболее часто получают повреждения пассажиры переднего сидения ("сидение смерти") - в 7 раз чаще чем водитель и в 5 раз, чем пассажиры заднего сиденья.
Водитель плотно фиксирует свое тело: упирается ногами на педали, руками за рулевое колесо, что в известной степени ограничивает смещение его тела при неожиданном и резком торможении. Тело пассажира в кабине менее устойчиво. При резких толчках оно легко смещается, сильнее ударяется о части кабины и получает при этом большее число повреждений.
Повреждения у водителей и пассажиров внутри автомобиля могут быть специфическими, характерными и нехарактерными (табл. 7.3).
Специфические и характерные повреждения в большинстве случаев с достоверностью определяют вид травмы и место, занимаемое пострадавшим в автомобиле в момент происшествия. Повреждения мягких тканей у водителей и пассажиров в кабине, как правило, располагаются на голове, лице, туловище и нижних конечностях, чаще - на левой стороне у водителя, на правой - у пассажира и крайне редко - на задней поверхности тела. От удара о рулевое колесо, ветровое стекло, его раму, панель щитка приборов управления, стойки и другие части кабины на лице и голове возникают многочисленные ушибленные и резаные раны, в глубине которых обнаруживают осколки стекла.
Иногда от удара о панель щитка у пассажиров на передней поверхности шеи возникают ссадины, кровоизлияния в глубокие мышцы, переломы подъязычной кости, хрящи гортани, повреждения органов шеи. Повреждения мягких тканей грудной клетки у пассажиров возникают реже, чем у водителей от удара о рулевое колесо и рулевую колонку. У водителей и пассажиров почти одинаково часто наблюдаются повреждения мягких тканей на передней поверхности коленных суставов или верхней трети голеней от удара о щиток приборов управления. Они имеют вид поперечно расположенных прямолинейных ссадин, иногда с кровоподтеками вокруг, реже ушибленных ран разной формы. Эти повреждения иногда сопровождаются переломами надколенника и мыщелков большеберцовой кости. У пассажиров встречаются множественные резаные раны мягких тканей головы, пальцев кистей и предплечья от осколков ветрового стекла или дверцы. В глубине таких ран обычно обнаруживаются осколки стёкол.
Переломы костей черепа у водителей и пассажиров наблюдаются довольно часто. Местом удара чаще является лобная или лобно-височная область. Повреждаются не только кости свода, но и основания черепа. Нередки переломы костей лицевого скелета, зубов, открытые переломы нижней челюсти. У пассажиров переломы костей черепа всегда более обширные, чем у водителя, что объясняется особенностями их положения в автомобиле.
Повреждения позвоночника у пассажиров наблюдаются в 1,5 раза чаще, чем у водителей. Преобладают повреждения остистых и поперечных отростков грудного и шейного отделов. Повреждения шейных позвонков происходят от чрезмерного сгибания или разгибания шеи при движении головы по инерции вперед или назад. Это так называемые хлыстообразные повреждения.
Повреждения грудной клетки у водителей и пассажиров по частоте находятся на втором месте после повреждений головы. Травмирование мягких тканей у водителя наблюдается примерно в 1,5 раза чаще, чем у пассажиров. Наибольшее значение имеют переломы рёбер и грудины. Переломы рёбер у водителей встречаются реже, чем у пассажиров, располагаются они по окологрудинной, среднеключичной и реже - передней подмышечной линиям с одной или с обеих сторон по шипу прямых переломов. На левой половине обычно повреждается большее число рёбер, чем на правой. Преобладают повреждения I-VI рёбер.
У пассажиров чаще бывают множественные, двусторонние переломы рёбер, преимущественно по боковым поверхностям грудной клетки, больше справа. В момент удара грудью возникает прямой поперечный перелом грудины на границе тела и рукоятки или в области тела. Он сочетается с повреждениями хрящей 2-4 рёбер, ключиц и грудино-ключичных сочленений (табл. 7.3).
Механизм и особенности повреждений внутренних органов у водителей и пассажиров во многом сходны. Повреждения внутренних органов у водителей происходят от удара и сдавления грудной клетки и живота. Они всегда более резко выражены, обширнее и тяжелее, чем у пассажиров.
Переломы костей таза у пассажиров чаще изолированные в переднем отделе тазового кольца, у водителей - сочетанные переломы переднего и заднего отделов тазового кольца. Наиболее характерные повреждения - оскольчатые переломы стенок, дна, вертлужной впадины, вывихи головки бедра. Они возникают при ударе о щиток управления коленными суставами. При этом если:
  1. бедро приведено - головка вывихивается вверх и кзади (задневерхний вывих);
  2. бедро отведено - головка обычно внедряется в вертлужную впадину и возникают переломы тазового кольца;
  3. бедро в среднем положении - происходит откол заднего края вертлужной впадины и вывих (переломо-вывих). Но непрерывность тазового кольца обычно не страдает.

При ударах о переднюю панель и щиток управления могут отмечаться переломы мыщелков большеберцовой и бедренной костей.
Таким образом, к повреждениям специфическим для водителя считается наличие:
  • ссадины на груди кольцевидной, полукруглой или дугообразной формы с кровоподтеками по краям;
  • ссадин, кровоподтёков и ушибленных ран на груди круглой или овальной формы от воздействия втулки рулевого управления;
  • повреждений мягких тканей на передне-внутренней поверхности бёдер в виде кровоизлияний, в сочетании с переломами бедренных костей при наличии в области перелома признаков двух точек сжатия (на передней и задней поверхности кости). Иногда наблюдается тройной перелом одной из бедренных костей (чаще левой) опять же с признаками двух точек сжатия в области перелома в средней трети бедра.

Согласно исследованиям А.П.Ардашкина и Г.И.Юрасова (1983) механизм возникновения этих повреждений следующий:
Первая фаза - в результате удара коленным суставом о приборную доску возникают силы продольного сжатия, кость изгибается, образуя угол, открытый сзади. При этом на передней поверхности кости действуют силы растяжения, а на задней - сжатия. Формируется оскольчатый перелом.
Вторая фаза - вследствие смещения туловища и конечностей вверх и вперед водитель ударяется передней или передне-внутренней поверхностью бедра о нижний край рулевого колеса. Возникает кровоизлияние и в результате действия дополнительной силы, направленной спереди назад, возникают признаки сжатия на передней поверхности кости и, соответственно, растяжения на задней. В месте первичного сжатия на задней поверхности кости возникают крупные осколки, напоминающие в профиль полуовал или треугольник. Края их крупнозубчатые, нередко сколоты.
В месте вторичного сжатия края переломов пологие, имеют сколы наружных слоев и выкрашивания; иногда можно видеть многочисленные небольшие осколки в профиль напоминающие треугольник, основанием обращённым к передней поверхности. Здесь же в краях переломов наблюдаются продольные микротрещины.
К характерным для водителя повреждениям можно отнести обра-
зование:
  • большего числа повреждений и большей их тяжести на левой боковой поверхности тела (при левостороннем расположении рулевой колонки);
  • ушибленно-рваных ран в межпальцевых промежутках первого-второго пальцев рук от воздействия рулевого колеса;
  • ссадин и кровоподтеков на внутренней поверхности плеч от воздействия рулевого колеса;
  • ссадин, кровоподтеков и ран на задней поверхности верхней трети левого предплечья с переломом отростка левой локтевой кости

и вывихом головки лучевой кости. Такие повреждения образуются чаще в теплое время года. Повреждения мягких тканей имеют вид ушибленно-рваных ран треугольной или овальной формы, располагающихся поперечно. Чешуйки эпидермиса смещаются чаще всего в дистальном направлении. Линии переломов имеют поперечное или косое направление с выкрашиванием и дефектом кости по задней её поверхности, капсула локтевого сустава обычно повреждена (Ардашкин А.П., 1984).
Аналогичные повреждения, только на правом предплечье, возникают и у пассажиров переднего сидения, но несколько реже чем у водителей. У пассажиров заднего сидения автомобиля таких повреждений не возникает (Ардашкин А.П.,              1984).
Дифференциальная диагностика повреждений у водителей и пассажиров представляет определенные трудности. При экспертизе необходимо основываться на совокупности данных, полученных при исследовании трупа, одежды, осмотре автомобиля, места происшествия с учетом имеющихся материалов дела. Только в этом случае удается правильно определить лицо, управлявшее автомобилем в момент происшествия.