Механизмами и особенностями повреждений при травме водным транспортом занимались А.А.Лукаш (1959), К.П.Хансон (1966),
В.В.Ушаков (1966), Л.Г.Богусловский (1967), Ю.П.Будрин (1976).
Но все публикации обычно носят характер отдельных сообщений и личных наблюдений из практики. Каких-либо обобщающих ра-

бот, посвященных данному виду транспортной травмы, до настоящего времени не имеется.
Повреждения водным транспортом (речными и морскими судами) чаще всего причиняются их корпусом или гребными винтами. По своему характеру это обычно несчастные случаи. Пострадавшими могут быть купающиеся, рыбаки,(при перевёртывании лодок от волн или столкновения с кораблём), пассажиры упавшие за борт и другие лица, находящиеся в воде по курсу движения судна. Кроме того, повреждения могут причиняться и посмертно, например, трупам утопленников. При этом замечено, что на трупах мужчин эти повреждения чаще локализуются на задней поверхности тела, а у женщин - на передней. Это связано с особенностью положения трупов лиц, погибших в воде:              мужчины обычно плавают лицом вниз, а женщины -
лицом вверх.
Различают повреждения:
  1. От ударов частями корпуса корабля или моторной лодки. Они чаще наносятся носовой частью судна. В зависимости от скорости движения корабля на теле возникают обширные ссадины, кровоподтёки или ушибленные раны в сочетании с оскольчатыми переломами костей скелета. Расчленения тела обычно не бывает.

К особой группе относятся повреждения, образование которых связано с воздействием на тело пострадавшего подводных крыльев кораблей и катеров. Возникающие при этом повреждения носят более выраженный и грубый характер - вплоть до полного расчленения тела, напоминая железнодорожную травму. Но, в отличие от последней, на коже по краям ран выраженность осаднения незначительная, а иногда может и вовсе отсутствовать.
  1. Повреждения гребными винтами.

Гребной винт корабля состоит из ступицы и лопастей. Число лопастей и их форма бывают различными в зависимости от назначения судна. Например, у буксирных судов для создания большого тягового усилия лопасти винта делают широкими. На быстроходных судах чаще ставят трехлопастные винты. На больших одновинтовых грузовых кораблях обычно ставят четырёхлопастные винты (Антонов А.А., Недра Р.Ф., 1968).
Повреждения гребными винтами наносятся в определённой последовательности. Количество, локализация, характер и тяжесть
повреждений варьирует в зависимости от направления вращения, шага, диаметра, количества лопастей винта, скорости его оборотов и положения тела пострадавшего.
Для ударов ребром лопастей гребных винтов морских судов, вследствие их большого шага, значительного диаметра и массивности (в отличие от действия винтов речных судов и теплоходов на подводных крыльях) характерно "ушибающе-дробяще-разрывное действие - размозжение" (Будрин Ю.П., 1976) мягких тканей, переломы и раздробление костей, образование множественных ран, в том числе и от действия костными отломками. Такая травма, как правило, тяжела и обширна. Она характеризуется грубыми повреждениями головы, позвоночника и отделением конечностей. Могут встречаться и полные расчленения тела.
Формирующиеся раны имеют удлиненную, овальную, лампасовидную, реже подковообразную форму. Края их неровные, волнистые, слегка осадненные и лоскутообразные. Концы ран закруглённые, глубина их неравномерная, а дно -- размозжённое. Лоскуты по краям ран отклонены в сторону вращения винта. Поверхность стенок у повреждений в мягких тканях и на костях неровная. На коже вокруг ран могут быть косо расположенные ссадины и неглубокие раны ("насечки"), располагающиеся со стороны действия винта.
Поврежденные длинные трубчатые кости имеют раздробленные концы и дефекты коркового слоя. Переломы рёбер характеризуются зубчатыми краями.
При воздействии винтов более мелких судов, вращающихся с большей скоростью, но имеющих меньшую массу, образующиеся повреждения имеют "веерообразное" расположение и несколько меньшую глубину (чем от винтов крупных судов). Линия расчленения зубчатая, определяются многочисленные косые "насечки" в виде небольших лоскутных ран, длиной около 2-5 см.
Смерть пострадавших в результате травмы вращающимся гребным винтом обычно наступает очень быстро, поэтому реактивные изменения в краях ран обычно отсутствуют. Кроме того, даже в случае возникновения кровоподтёков, иногда и выраженных, они могут вымываться водой при длительном нахождении в ней трупа или его частей. Это существенное обстоятельство следует иметь в виду при решении вопроса о прижизненности повреждений. Кроме того, необходимо помнить, что вид повреждений может изменяться и в результате воздействия различных обитателей рек, озер и, особенно, морей.
Большое значение в диагностике водно-моторного травматизма имеют лабораторные и специальные методы исследования одежды и тела пострадавшего. Сюда относятся: непосредственная стереомикроскопия, исследования в УФЛ и ИКЛ, в рентгеновских лучах, метод цветных отпечатков, спектрография, гистологические исследования и проч. (те же, что и при других видах транспортной травмы).
Таким образом, транспортный травматизм объединяет в себя группу разнообразных по механизму и особенностям повреждений. Некоторые из них являются специфическими или характерными для того или иного вида транспортной травмы. Такие повреждения имеют большое значение для постановки судебно-медицинского диагноза и обоснования выводов эксперта (главным из которых является ответ на вопрос следователя - могли ли образоваться имеющиеся у пострадавшего телесные повреждения при конкретных обстоятельствах транспортной травмы). Поэтому, в ходе судебно-медицинского исследования трупов лиц, погибших при обстоятельствах, подозрительных на транспортную травму, эксперт должен весьма внимательно и целенаправленно изучить все имеющиеся у пострадавшего повреждения, а также и одежду, в которую он был одет в момент происшествия, с целью выявления комплекса признаков, позволяющего ему прийти к обоснованному выводу о виде и механизме травмы. Большую помощь в этом вопросе может оказать осмотр места происшествия, транспортного средства, предоставляемого следователем, проведение экспертного эксперимента и участие в следственном эксперименте.