ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Невозможно завершить тему о медицине, обобщающей и интерпретирующей достижения науки и практики, поскольку они непрерывны, как и сама жизнь. Возможно лишь оценить ее определенный временной этап, который, в свою очередь, должен иметь продолжение. Поэтому заключение в данном учебнике это одновременно пролог: и выводы, и введение в будущее.
Отметим, что особенно трудно формировать общую теорию о процессах жизнедеятельности человека в условиях нормы и патологии, которая должна отвечать многим общим критериям и соответственно им производить следующее:
- обосновывать меры практического воздействия на механизмы, силы, процессы саногенеза, развивая санологию, и преодоления патологии, патогенеза, меры диагностики, лечения, профилактики и реабилитации.
Не называя другие критерии и функции таких(такой) общих теорий медицины, отметим, что, как говорилось ранее, ни одна из рассматриваемых теорий не отвечает всем им. Исключение может составлять лишь детерминационная теория медицины, основанная на единых методологических принципах. Но и она, и мы это понимаем, скорее каркас, матрица и характеристика методологических основ и элементов для построения универсальной теории медицины. Значит тяжкий и многосложный труд доработки, развития такой теории будет продолжаться. Будут использоваться новейшие открытия, достижения науки, опыт науки XX столетия, ее традиции и свершения, которые вместятся в каркас детерминационной теории медицины. В этом одна из важных проблем XXI столетия.
Достижения и концепции медицины будут, прежде всего, обобщать, анализировать наиболее значимые «узлы» развития, направления, проблемы, достижения, не забывая о преемственности опыта прошлого, К числу таких узлов развития медицинской науки и здравоохранения, как можно видеть из анализа их развития в XX столетии, можно отнести, например, доказательство единых процессов, лежащих в основе патологии возникновения и развития всех и экзогенных по происхождению, и наследственных эндогенных заболеваний на субклеточном, молекулярном уровне: это интоксикация и зашлакованность патопенными агентами, продуктами метаболизма. Это принципиальное по своему значению положение подлежит более детальному доказательству и изучению, чтобы стать одним из фундаментальных законов медицины и ее теорий. Оно может стать биологической основой формирования общих мер лечения и особенно профилактики различных заболеваний любой природы, и, если пользоваться терминологией теории четырех моделей медицины, и экологических, и генетических, и онтогенетических, и аккумуляционных, т.е. всех эндогенных и экзогенных (лишь первые две группы заболеваний можно успешно предупредить мерами первичной профилактики, две другие — задержать, таким образом существенно продлевая активную жизнь и сохраняя здоровье).
Важнейшим достижением XX в., как отмечалось, является установление обшей модели или формулы обусловленности здоровья (болезней, нездоровья), в которой ведущими факторами определены образ жизни, его составные - медицинская активность, экологическая ситуация и генетический риск. Биологической основой факторов риска этой формулы можно считать именно внутриклеточное, субклеточное, молекулярное загрязнение и интоксикацию под воздействием неблагоприятных обстоятельств образа и условий жизни (более 55% всех воздействий), внешней среды (20-25%), генетического риска (15—20%). Следовательно, в конечном счете экзогенные факторы - внешнесредовые, в том числе психологические, социальные обусловливают почти 90% всех патогенных влияний. Это положение вооружает новыми исходными данными и аргументами генеральное направление охраны здоровья и оздоровления — социально-профилактическое, делает главной стратегической линией развития медицины санологию — науку и практику охраны и воспроизводства здоровья здоровых. XX в. сформировал представления и задачи санологии как теории и основанной на ее постулатах практики. XXI в. должен стать и станет веком медицины санологической, профилактической вместо медицины патологии, какой она была до этого, включая и XX столетие.
Как мы отмечали, демографический детерминизм в качестве базы ряда теорий народонаселения и здравоохранения, если и не является решающим фактором объяснения медико-демографических явлений и их регулирования, то, бесспорно, имеет немаловажное значение. Отбросив догматические и политизированные взгляды, недооценивающие или не признающие его роль, медицина XXI в. вкупе с демографией, социологией обязана объективно и взвешенно установить место демографических процессов, определяющих здоровье и болезни, способствовать определению того «оптимума населения», который будет полностью отвечать оптимуму благосостояния и оптимуму здоровья и его потенциала. Мир ждет научно обоснованной, общепризнанной меди ко-демографической теории - орудия оптимальной демографической политики.
Наряду с решением экологической, демографической и другими глобальными проблемами, программы реализации которых определены в XX в., перед человечеством, как говорилось, стоит так и нереализованная проблема питания. Общепризнанной научной теорией, объясняющей нарушения питания и, главное, пути их преодоления является концепция сбалансированного питания. Но в том виде, как она создана отечественными учеными, это пока еще формирование принципов объяснения, исправления и поддержки оптимального баланса питания на основе исследованных биохимических и других механизмов и реакций. Задача XXI в. — не только решение экономических и социальных проблем обеспечения полноценной пищей населения, но и развитие теории сбалансированного питания как важнейшего фактора здорового образа жизни, такой теории и практики, которые позволили бы определить гр а модно и достоверно индивидуальные потребности в качестве и количестве, составе, режиме, рационе в обшебиологическом и социально-психологическом плане и возможности полноценно эти потребности удовлетворять. Но для решения такой задачи, как и для диагностики состояния всех систем, органов и механизмов, реакции жизнедеятельности требуется дальнейшее проникновение во все сферы жизни организма и его связи с окружающим миром с помощью новейших технических средств и технологий. XX в. как век новых технологий в науке и практике, раскрывший возможности использования достижений точных наук, естествознания, техники в медицине и вплотную подступивший к созданию кибернетической модели человека и всех его реакций и процессов, подготовил предпосылки для реализации этого «проекта века**. Такая модель не только раскроет новые возможности определения состояния жизнедеятельности, но и даст новые факторы управления здоровьем в индивидуальном смысле и сможет более полно обосновать теорию управления службами, системами здравоохранения. АСУ здравоохранения, вся наука управления и организации здравоохранения с ее медико-статистической базой и социологической, социально-гигиенической теорией прочно встанет на почву новых технологий с их колоссальными возможностями.
Ждет своего завершения проблема генома человека, практически уже решенная. Но ее практическая реализация ставит перед наукой не только научно-технические, генетические задачи, но и этико-моральные. Разве можно предположить, какой человек может получиться путем искусственных опытов? Не случаен мораторий на продолжение исследований этой проблемы. Однако, что не вызывает сомнений, так это использование всего растущего арсенала естествознания и техники и особенно генетики для массового применения в лечении и профилактике. Вообще в XXI в, в значительно большем масштабе будут применяться и уже применяются на практике меры социально-профилактического направления в медицине, которые в большей степени чем другие, в том числе стратегические шаги, служат безопасности народа и государства.
Таковы лишь некоторые перспективы, которые могут стать реальностью при наличии главных условий — мирного развития, демократического устройства жизни на основе гуманных принципов и дружеского взаимовыгодного сотрудничества людей, стран, государств.
В этом смысле важнейшей проблемой и не только для нашей страны является так называемая политическая воля руководства. Она, как это признано в ВОЗ и других международных организациях, означает сознание, понимание роди здоровья населения и его охраны как средства безопасности и благосостояния и главное — создание условий для реализации этой задачи. Пока лишь в немногих государствах она решается положительно. В большинстве государств только начинают понимать первостепенное место здравоохранения и его политики в жизни стран и народов, но необходимые финансовые, материальные, кадровые ресурсы при этом не предоставляются. Данная задача будет решаться по мере роста благосостояния общества, его экономики. В таких условиях создание оптимальных систем и форм здравоохранения, как показывает исторический опыт, не представляет неразрешимой проблемы. Однако в условиях недостаточно обеспеченного здравоохранения для всего населения не может создаваться эффективная стратегия здравоохранения и его программы, которые требуют все растущих средств и ресурсов. Впрочем, стоит надеяться, что эта цель в большинстве стран будет решена в XXI столетии.
Отметим, что особенно трудно формировать общую теорию о процессах жизнедеятельности человека в условиях нормы и патологии, которая должна отвечать многим общим критериям и соответственно им производить следующее:
- формировать ответ на вопрос о сущности двух категорий — здоровья и болезней человека, опираясь на естественно-научные знания, философские и социологические концепции;
- исходить из диалектического, материалистического понимания социальной сущности человека, рассматривать здоровье и болезнь как проявление жизни человека, происходящей в оптимальных условиях его деятельности, выполняемых им функций при состоянии здоровья и в условиях стесненной, нарушенной, ограниченной свободы этой деятельности — при болезни;
- утверждать обусловленность здоровья воздействиями на человека факторов внешней среды (природных и социальных) и внутренних биологических — наследственных, генетических, представляющих собой, однако, внешнесредовые факторы, зафиксированные в цепочке поколений;
- доказывать непосредственное влияние на здоровье образа жизни, подчеркивать значение неблагоприятных для здоровья факторов образа жизни — факторов риска возникновения и развития заболеваний;
- для заболеваний, являющихся наиболее характерными формами патологии в современных условиях в экономически развитых странах, т.е. для преимущественно хронически протекающих болезней признавать множественность причин — факторов риска, связанных с особенностями условий и образа жизни населения;
- несмотря на многообразие причин и факторов, вызывающих заболевания и различие самих болезней, указывать на наличие фундаментальных черт механизма болезней и механизмов, поддерживающих здоровье. К числу таких черт относятся единство и целостность организма, его взаимодействие и единство с внешней средой, приспособление (адаптация) к условиям существования, поддержка постоянства внутренней среды организма;
- определять систему и механизм сохранения фундаментальных свойств, регуляции процессов жизнедеятельности, отрицать наличие какого-то одного механизма или органа управления процессами жизнедеятельности и исходить из представления о целой и целостной иерархической системы управления, включающей в себя нервную, эндокринную системы и другие механизмы и образования;
- обосновывать меры практического воздействия на механизмы, силы, процессы саногенеза, развивая санологию, и преодоления патологии, патогенеза, меры диагностики, лечения, профилактики и реабилитации.
Не называя другие критерии и функции таких(такой) общих теорий медицины, отметим, что, как говорилось ранее, ни одна из рассматриваемых теорий не отвечает всем им. Исключение может составлять лишь детерминационная теория медицины, основанная на единых методологических принципах. Но и она, и мы это понимаем, скорее каркас, матрица и характеристика методологических основ и элементов для построения универсальной теории медицины. Значит тяжкий и многосложный труд доработки, развития такой теории будет продолжаться. Будут использоваться новейшие открытия, достижения науки, опыт науки XX столетия, ее традиции и свершения, которые вместятся в каркас детерминационной теории медицины. В этом одна из важных проблем XXI столетия.
Достижения и концепции медицины будут, прежде всего, обобщать, анализировать наиболее значимые «узлы» развития, направления, проблемы, достижения, не забывая о преемственности опыта прошлого, К числу таких узлов развития медицинской науки и здравоохранения, как можно видеть из анализа их развития в XX столетии, можно отнести, например, доказательство единых процессов, лежащих в основе патологии возникновения и развития всех и экзогенных по происхождению, и наследственных эндогенных заболеваний на субклеточном, молекулярном уровне: это интоксикация и зашлакованность патопенными агентами, продуктами метаболизма. Это принципиальное по своему значению положение подлежит более детальному доказательству и изучению, чтобы стать одним из фундаментальных законов медицины и ее теорий. Оно может стать биологической основой формирования общих мер лечения и особенно профилактики различных заболеваний любой природы, и, если пользоваться терминологией теории четырех моделей медицины, и экологических, и генетических, и онтогенетических, и аккумуляционных, т.е. всех эндогенных и экзогенных (лишь первые две группы заболеваний можно успешно предупредить мерами первичной профилактики, две другие — задержать, таким образом существенно продлевая активную жизнь и сохраняя здоровье).
Важнейшим достижением XX в., как отмечалось, является установление обшей модели или формулы обусловленности здоровья (болезней, нездоровья), в которой ведущими факторами определены образ жизни, его составные - медицинская активность, экологическая ситуация и генетический риск. Биологической основой факторов риска этой формулы можно считать именно внутриклеточное, субклеточное, молекулярное загрязнение и интоксикацию под воздействием неблагоприятных обстоятельств образа и условий жизни (более 55% всех воздействий), внешней среды (20-25%), генетического риска (15—20%). Следовательно, в конечном счете экзогенные факторы - внешнесредовые, в том числе психологические, социальные обусловливают почти 90% всех патогенных влияний. Это положение вооружает новыми исходными данными и аргументами генеральное направление охраны здоровья и оздоровления — социально-профилактическое, делает главной стратегической линией развития медицины санологию — науку и практику охраны и воспроизводства здоровья здоровых. XX в. сформировал представления и задачи санологии как теории и основанной на ее постулатах практики. XXI в. должен стать и станет веком медицины санологической, профилактической вместо медицины патологии, какой она была до этого, включая и XX столетие.
Как мы отмечали, демографический детерминизм в качестве базы ряда теорий народонаселения и здравоохранения, если и не является решающим фактором объяснения медико-демографических явлений и их регулирования, то, бесспорно, имеет немаловажное значение. Отбросив догматические и политизированные взгляды, недооценивающие или не признающие его роль, медицина XXI в. вкупе с демографией, социологией обязана объективно и взвешенно установить место демографических процессов, определяющих здоровье и болезни, способствовать определению того «оптимума населения», который будет полностью отвечать оптимуму благосостояния и оптимуму здоровья и его потенциала. Мир ждет научно обоснованной, общепризнанной меди ко-демографической теории - орудия оптимальной демографической политики.
Наряду с решением экологической, демографической и другими глобальными проблемами, программы реализации которых определены в XX в., перед человечеством, как говорилось, стоит так и нереализованная проблема питания. Общепризнанной научной теорией, объясняющей нарушения питания и, главное, пути их преодоления является концепция сбалансированного питания. Но в том виде, как она создана отечественными учеными, это пока еще формирование принципов объяснения, исправления и поддержки оптимального баланса питания на основе исследованных биохимических и других механизмов и реакций. Задача XXI в. — не только решение экономических и социальных проблем обеспечения полноценной пищей населения, но и развитие теории сбалансированного питания как важнейшего фактора здорового образа жизни, такой теории и практики, которые позволили бы определить гр а модно и достоверно индивидуальные потребности в качестве и количестве, составе, режиме, рационе в обшебиологическом и социально-психологическом плане и возможности полноценно эти потребности удовлетворять. Но для решения такой задачи, как и для диагностики состояния всех систем, органов и механизмов, реакции жизнедеятельности требуется дальнейшее проникновение во все сферы жизни организма и его связи с окружающим миром с помощью новейших технических средств и технологий. XX в. как век новых технологий в науке и практике, раскрывший возможности использования достижений точных наук, естествознания, техники в медицине и вплотную подступивший к созданию кибернетической модели человека и всех его реакций и процессов, подготовил предпосылки для реализации этого «проекта века**. Такая модель не только раскроет новые возможности определения состояния жизнедеятельности, но и даст новые факторы управления здоровьем в индивидуальном смысле и сможет более полно обосновать теорию управления службами, системами здравоохранения. АСУ здравоохранения, вся наука управления и организации здравоохранения с ее медико-статистической базой и социологической, социально-гигиенической теорией прочно встанет на почву новых технологий с их колоссальными возможностями.
Ждет своего завершения проблема генома человека, практически уже решенная. Но ее практическая реализация ставит перед наукой не только научно-технические, генетические задачи, но и этико-моральные. Разве можно предположить, какой человек может получиться путем искусственных опытов? Не случаен мораторий на продолжение исследований этой проблемы. Однако, что не вызывает сомнений, так это использование всего растущего арсенала естествознания и техники и особенно генетики для массового применения в лечении и профилактике. Вообще в XXI в, в значительно большем масштабе будут применяться и уже применяются на практике меры социально-профилактического направления в медицине, которые в большей степени чем другие, в том числе стратегические шаги, служат безопасности народа и государства.
Таковы лишь некоторые перспективы, которые могут стать реальностью при наличии главных условий — мирного развития, демократического устройства жизни на основе гуманных принципов и дружеского взаимовыгодного сотрудничества людей, стран, государств.
В этом смысле важнейшей проблемой и не только для нашей страны является так называемая политическая воля руководства. Она, как это признано в ВОЗ и других международных организациях, означает сознание, понимание роди здоровья населения и его охраны как средства безопасности и благосостояния и главное — создание условий для реализации этой задачи. Пока лишь в немногих государствах она решается положительно. В большинстве государств только начинают понимать первостепенное место здравоохранения и его политики в жизни стран и народов, но необходимые финансовые, материальные, кадровые ресурсы при этом не предоставляются. Данная задача будет решаться по мере роста благосостояния общества, его экономики. В таких условиях создание оптимальных систем и форм здравоохранения, как показывает исторический опыт, не представляет неразрешимой проблемы. Однако в условиях недостаточно обеспеченного здравоохранения для всего населения не может создаваться эффективная стратегия здравоохранения и его программы, которые требуют все растущих средств и ресурсов. Впрочем, стоит надеяться, что эта цель в большинстве стран будет решена в XXI столетии.
Источник: Лисицын Ю. П., «История медицины: учебник» 2008