У некоторых пациентов выявляется многослойность картины болезни: различные симптомокомплексы наслаиваются один на другой, подобно новым обоям, наклеенным поверх старых. По мере того как в процессе лечения снимается один слой, становится виден другой, требующий уже другого лекарства. Существующий симптомокомплекс сменяется другим, что отражает появление следующего слоя болезни: все они являются последовательными отражениями фундаментального дисбаланса или расстройства здоровья пациента. Фундаментального не в том смысле, в каком биохимическое, молекулярное повреждение или генетическая аномалия считаются более фундаментальными, чем дисфункция на клеточном уровне или на уровне психофизиологических систем. В гомеопатическом контексте подразумевается фундаментальное расстройство интегративной работы организма или личности пациента. Поэтому данное расстройство невозможно описать в терминах нарушений отдельных биологических функций. Говоря об этом более «метафизическим» языком, гомеопаты прошлого для обозначения интегрирующей и гармонизирующей способности организма употребляли термин «жизненные силы». В следующей главе будет обсуждаться роль симптомов в качестве выражения постоянно происходящей борьбы между интеграцией и дезинтеграцией. И когда мы говорим о появлении следующего слоя, то имеем в виду возникновение на каждом этапе процесса излечения нового симптомокомплекса, выражающего новую фазу процесса реинтеграции. Этот новый симптомокомплекс и определяет новое необходимое лекарство, подталкивающее пациента дальше в сторону излечения. Так происходит в случае, когда импульс от единственного лекарства оказывается недостаточным, чтобы довести процесс лечения до конца.
Различие между слоями и уровнями
Отличить «слой» от «уровня» не всегда бывает легко. Иногда два этих термина используются как синонимы, однако каждый из них несет достаточно специфическую смысловую нагрузку, так что все же неплохо четко понимать, в чем их отличия. Ряд примеров (см. табл. 4.5, рис. 4.4 и 4.5) позволит понять соотношение слоев и уровней у одного человека.
Перестановка слоев
Возникновение иного слоя не обязательно связано с появлением новой болезни. Часто оно отражает появление новых признаков уже существующей болезни, связанных с изменением набора и характера ее симптомов. Некоторые симптомы могут уменьшаться или исчезать, другие могут усиливаться или видоизменяться. С точки зрения диагностических терминов человек продолжает болеть той же болезнью, однако ее проявления могут стать сильнее, а клиническая картина совершенно измениться. (Стоит вспомнить, что отдельные синдромы или нозологии могут проявляться в виде многочисленных вариантов клинической
Таблица 4.5. Разбор случая: уровни и слои.
Пациент Н. обратился с жалобами на симптомы раздраженного толстого кишечника. Наиболее ярким в клинической картине было то, что описание своих проблем больной начал с рассказа о многочисленных несчастьях, обидах и разочарованиях. Кроме того, его жалобы также включали хронические симптомы со стороны верхних дыхательных путей (гайморовы пазухи). Совокупность симптомов указывала на необходимость назначения Natrum muriaticum. Выбор подтверждала этиологическая связь множества обид и несчастий с началом болезни, а также некоторые конституциональные черты. Таким образом, пациент был рассмотрен во всех трех "фокусах", о которых говорилось ранее. Болезнь пациента являлась отражением различных уровней болезни - настроение и эмоции, симптомы со стороны кишечника, хронические выделения из носа.
Первое назначение препарата вызвало отличную реакцию. В значительной степени улучшилось настроение, самочувствие и эмоции, симптомы синусита прошли совсем; также значительно уменьшились симптомы со стороны кишечника, однако полностью они не прошли. Улучшение симптоматики продолжалось три месяца, однако затем оно остановилось несмотря на повторное назначение лекарства.
В это время доминирующими в клинической картине стали симптомы диспепсии. Они возникали периодически и раньше, но никогда не выходили на первый план. Эти симптомы уже не укладывались в картину Natrum muriaticum. Вместе с оставшимися симптомами раздраженного толстого кишечника они стали соответствовать картине Nux vomica. Имеющиеся симптомы провоцировались тревогой и деятельностью, сочетающейся с необходимостью ответственности. При этом чувство ответственности за свою работу стало проявляться более сильно, тогда как раньше оно было выражено в меньшей степени.
На языке традиционной медицины можем сказать, что мы видим черты личности А и связанные с этими чертами психосоматические симптомы. Этот симптомокомплекс имеет проявления на разных уровнях психики и тела, однако в совокупности является новым слоем патологии, который открылся благодаря устранению слоя Natrum muriaticum, доминировавшего до этого. Клиническая картина этого слоя требовала назначения Nux vomica. Взаимоотношения между этими слоями схематично изображены на рис. 4.4 и 4.5.
Рисунок 4.4. Различные слои являются аспектами фундаментального состояния пациента.
Рисунок 4.5. Доминирующая клиническая картина, которая «смотрит на врача», наслаивается на другие слои и открывает их только по мере своего исчезновения.
картины.) Обычно под этим понимается различие клинических картин разных пациентов, однако картина может измениться и у одного и того же пациента, если у него на передний план выйдет новый слой болезни. Различные слои могут включать определенные симптомокомплексы, соответствующие разным гомеопатическим лекарствам.
Многие гомеопаты воспринимают острые болезни не как изолированные состояния, а как проявления хронических и более фундаментальных расстройств,
даже если с традиционной точки зрения эти расстройства носят субклинический характер (рис. 4.4). Тщательное изучение пациента может выявить клиническую картину этого глубинного слоя на ранних стадиях. Взаимоотношения между острыми и хроническими слоями болезни, независимо от того, являются ли последние явными или субклиническими, отражают взаимоотношения между парами острых и хронических гомеопатических лекарств. Так, Ignatia считается острым дополнением к Natrum muriaticum, действующему на более глубинные и хронические состояния. Подобное разделение лекарств на пары может натолкнуть на ошибочную мысль о том, что «острые» препараты имеют в целом более поверхностную терапевтическую роль. Это не так, и «острые» лекарства могут действовать очень глубоко при хронических болезнях. Просто сочетание «острого» и «хронического» лекарства у одного пациента очень четко показывает наличие у него нескольких слоев болезни.
Сосуществование нескольких слоев можно заподозрить при обнаружении ряда деталей симптоматики пациента, не укладывающихся в предыдущий рисунок. То есть в Materia Medica у лекарства, наиболее подобного совокупности симптомов пациента, отдельные детали могут отсутствовать. Это кусочки от другой мозаики. Возможно, что эти симптомы также являются признаками наиболее подобного лекарства, просто до сих пор это не было известно. Мы знаем, что никогда не будет написано «окончательной версии» Materia Medica любого лекарства, все они постоянно пополняются. Однако более вероятно, что эти симптомы являются проявлениями другого слоя, «проглядывающего» сквозь слой, доминирующий в данный момент (рис. 4.5). Когда верхний слой будет снят (хорошая метафора этого процесса - очистка луковицы от слоев кожуры), данные нетипичные проявления вполне могут оказаться частью новой картины, выходящей на передний план.
Концепцию слоев можно также применить к ситуации, в которой сущность проблемы не очень ярко выражена на клиническом уровне. Например, у пациента могут иметься выраженные психологические проблемы, влияющие на его жизнь, которые он не осознает. (Подобное вытеснение проблем в подсознание более характерно для мужчин, чем для женщин.) Он приходит к врачу с жалобами соматического характера, и даже самый подробный опрос, при котором он будет давать самые честные ответы, не выявит никакого психологического дискомфорта. Однако после назначения первого препарата в первое время он почувствует появление сильных психологических нарушений. Во время последующих встреч с врачом может быть вскрыт и источник этих нарушений, который скорее всего находится в его предшествующей жизни. Тогда последующий препарат сможет устранить эти нарушения, связанные с более глубинным слоем.
На первый взгляд последний пример может противоречить описанному ранее
принципу, согласно которому реакция на препарат оценивается как хорошая и ведущая к излечению только в том случае, когда более глубинный уровень болезни сменяется более поверхностным. В нашем примере создается впечатление, что мы усугубляем проблемы пациента. Ho на самом деле мы просто помогаем ему приблизиться к себе. Слой, связанный с психологическими нарушениями, лежал в основе всех его расстройств и был наиболее фундаментальным для него. Пока он не был обнаружен и не был соответственно устранен, он оказывал мощное повреждающее действие на других уровнях и не давал ему развиваться как личности. Поскольку в ходе лечения этот слой был открыт, его стало возможным узнать и таким образом устранить, что являлось ключевым условием его излечения.
Вопрос о слоях болезни достаточно сложен и требует длительного разъяснения на более продвинутых стадиях обучения. Цель данного раздела состояла лишь в знакомстве с проблемой. Здесь представлен личный взгляд, не претендующий на абсолютность формулировок, так как вопрос о слоях - один из многих вопросов в гомеопатии, требующих большей систематизации.