Концепция эволюции болезни достаточно привычна для традиционной медицины, хотя в ней этой проблеме, может быть, уделяется не так много внимания. Имеются синдромы и болезни, которые по-разному проявляют себя на разных стадиях своего развития. Один из примеров - системная красная волчанка. Ранние проявления болезни - пурпура, плеврит или синдром Рейно могут быть связаны с основной болезнью лишь позже, на фоне развернутой картины при ретроспективном анализе. Изменение клинической картины при данных заболеваниях может быть следствием прогрессирующе деструктивной природы их самих или их осложнений. Другой пример таких прогрессирующих деструктивных болезней - сифилис. Ревматизм и сахарный диабет - примеры процессов, эволюция которых связана с развитием деструктивных осложнений. Другая картина развития процессов связана с ролью одного этиологического фактора в развитии разных болезней. Курение - печально известная причина множества различных заболеваний (респираторных, желудочно-кишечных, сердечно-сосудистых), возникающих последовательно у одного и того же пациента.
Таким образом, возможность эволюции болезней у пациентов хорошо известна в медицине, и тем не менее обычно разные болезни - звенья этой эволюции - привычно воспринимаются традиционными врачами как абсолютно изолированные состояния. С другой стороны, в гомеопатии эволюционный взгляд всегда крайне важен.
Все хронологически независимые эпизоды, захватывающие разные органы и
Таблица 4.6. Разбор случая: эволюция.
Рисунок 4.6 иллюстрирует медицинский анамнез пациентки в течение всей ее жизни. Она обратилась к врачу в 60-летнем возрасте с жалобами на болезненность в области ануса, которая беспокоила ее последние 15 лет и не облегчалась от традиционного лечения. У нее отмечался ранний аллергический анамнез, начавшийся в детстве с экземы, прошедшей, а затем вновь возобновившейся в середине жизни. После тонзиллэктомии у нее началась астма, которая, в свою очередь, прошла в 20 лет, но сразу после этого возникла мигрень. Во взрослом возрасте у пациентки возникли гинекологические проблемы, которые нарастали вплоть до удаления матки. Аллергическую линию после астмы и экземы продолжила сенная лихорадка. Вагинит существовал некоторое время после удаления матки, а затем постепенно перешел в перианальную болезненность, которая возможно была связана с ее экземой.
Семейный анамнез демонстрирует наличие ряда предрасполагающих факторов. (Этиологическая значимость этих факторов и их влияние на выбор препарата еще будут обсуждаться в этой книге.)
При взгляде на картину в целом видно, что на разных стадиях ее жизни доминировали разные состояния. Астма прошла, но практически сразу сменилась мигренью, менее угрожающим состоянием. После удаления матки произошло общее смещение картины к более поверхностным и мягким проявлениям болезни, и пациентка отметила постепенное улучшение общего самочувствия в средние годы. Другими словами, анамнез демонстрирует "правильное направление" лечения.
Вопрос о направлении лечения более полно будет обсужден в последующих разделах. Речь пойдет о том, какая последовательность изменений клинической картины в ответ на гомеопатическое лечение будет считаться правильной. В этом же случае мы видим, что все лечебные воздействия на пациентку до ее обращения к гомеопату в 60 лет были традиционными. Нужно сказать, что в среде приверженцев комплементарных методов лечения считается, что все традиционные воздействия приводят к "неправильному направлению лечения". Данный случай свидетельствует, что это утверждение необходимо критически пересмотреть. На динамику болезни и ее эволюцию могут влиять многие воздействия и разные обстоятельства. Можно рассуждать о том, что именно привело к улучшению здоровья у данной пациентки. Детальная патография может дать некоторые ключи к ответу на этот вопрос. Если интересоваться этим постоянно, в конце концов наше понимание процессов болезни в целом увеличится.
проявляющиеся в разных болезнях, с точки зрения гомеопатии являются взаимосвязанными ступенями развития болезни (табл. 4.6). Эти независимые элементы необходимо связать в единую последовательную клиническую картину, точно так же как если бы они были разнесенными во времени элементами одной сложной нозологической формы, системной красной волчанки, например. Таким образом, при подобном подходе одинаково важны как существующие в данный момент проблемы, так и имевшие место в прошлом. Это дополняет диагноз и позволяет лучше строить стратегию лечения. В традиционной медицине даже при наличии указания на этиологический фактор, например при психосоматической болезни, мы не можем сделать столь же целостный взгляд на анамнез пациента. С традиционной точки зрения нельзя связать повторные простуды и
Рисунок 4.6. Эволюция состояния здоровья у пациентки.
Рисунок 4.6. Эволюция состояния здоровья у пациентки.


аденоиды в детстве, мигрень в старшем подростковом возрасте, с ревматоидным артритом в зрелые годы. Ав гомеопатии мы всегда видим эти связи.
Другое состояние, которое мы можем рассмотреть с интегративной точки зрения в традиционной медицине, - это аллергические болезни. Если не брать различие в патологических проявлениях, традиционные врачи понимают, что чередующиеся или сосуществующие астма и экзема являются проявлением исходной предрасположенности, и мы вполне можем найти проявления этой же предрасположенности в семейном анамнезе. Это хороший пример того, что и в традиционной медицине можно встретить понимание феномена, широко известного в гомеопатии: в основе различных болезней в настоящем и прошлом пациента, а также в его семейном анамнезе лежит некая предрасположенность, связывающая все эти болезни между собой.
Все это можно расценить как статический взгляд на взаимоотношения между различными болезнями в течение жизни пациента. Ho эволюция - процесс динамический, и нас интересует не только возникновение различных болезней, но и процесс смены одних болезней другими. Нас интересует типы болезней, возникающие у пациента в настоящее время или периодически, связь между ними и пере
ход из одного в другой. Смена симптомокомплексов, изменение уровней и возникновение различных слоев - связанные с этим вопросы.
Эволюция болезни может привести нас к препарату. Дело в том, что патогенез лекарства демонстрирует ту же эволюцию, и здесь опять начинает работать «закон подобия». Мы можем узнать это двумя путями. Экспериментальный или естественный патогенез либо токсикология исходного вещества, из которого изготавливается препарат (см. главу 2), могут демонстрировать ту же динамику и последовательность смены симптоматики, как и те изменения патологии, которые мы видим у пациента. Либо клинический опыт применения данного препарата демонстрирует его полезность в ситуациях, когда имело место такое же изменение клинического состояния.
Таким образом, эволюция случая - это динамическая взаимосвязь между эпизодами болезни в течение жизни пациента и в его семейном анамнезе, кульминацией которой является настоящая клиническая картина пациента.