Гомеопаты считают, что все изменения, следующие за гомеопатическим вмешательством, возникают только вследствие действия самого гомеопатического лекарства. Даже когда прочие факторы обусловливают большую или меньшую степень реакции у конкретного пациента, специфическое действие гомеопатических лекарств само по себе вполне способно вызвать весь спектр изменений, описанных у многих пациентов. Все изменения - потенциально специфичны. Кроме того, гомеопаты считают, что получаемые изменения достигаются за счет стимуляции механизмов саморегуляции и самоизлечения, заложенных в самом организме. Это те же самые механизмы, которые активируются, когда организм спонтанно начинает бороться с повреждением или болезнью. Это одни и те же механизмы независимо оттого, какие стимулы их активируют.
Из сказанного можно сделать два вывода. Во-первых, если механизмы одни и те же, мы не можем с помощью одного наблюдения отличить результаты специфического действия лекарства от результатов неспецифических воздействий отдельных элементов работы с пациентом. Фактически, когда будет бесспорно доказана биологическая активность гомеопатических лекарств (если она будет доказана), понадобятся сравнительные исследования гомеопатических и плацебо/неспецифических реакций для того, чтобы окончательно понять - это разные феномены или один и тот же. Мы можем обнаружить, что гомеопатическое излечение идет по несколько иному пути, нежели процессы, вызванные другими тонкими стимулами. Во-вторых (с той же оговоркой), какие бы стимулы ни вызвали реакцию, наблюдаемые нами изменения в любом случае отражают ход процесса излечения.
Каким бы ни было окончательное выяснение данного вопроса, гомеопатия уже сейчас может дать нам тщательно выполненное изображение процесса излечения в ответ на стимуляцию. Как механический микроскоп позволяет нам увидеть процесс излечения в виде ухода воспалительных изменений в ткани, так же и гомеопатический метод может послужить нам «клиническим макроскопом», с помощью которого можно увидеть мельчайшие детали процесса излечения на самых высоких уровнях интеграции. В сущности, клиницисты пользовались таким «макроскопом» в течение тысячелетий. Просто в гомеопатии он сохранился лучше, чем где бы то ни было.
До окончательного решения о разделении специфического и неспецифического действия мы не можем с абсолютной уверенностью интерпретировать полное значение того, что мы наблюдаем. Тем не менее мы можем начать определять некоторые темы.