Цель этой книги, и, пожалуй, самая важная, несмотря на большое значение всех остальных разбираемых вопросов, заключается в том, чтобы подчеркнуть важность одного, часто забываемого аспекта. А именно роли гомеопатии в области так называемой патографии и холографии. «Патография» дословно - подробное описание патологического процесса, изображение патологического процесса. «Холография»-термин, однокоренной с голограммой, отражающий объемное, целостное описание патологического процесса.
Патография и холография, целостное описание и изучение динамики болезни и излечения - важнейшие процессы медицинской науки и практики. Краткий обзор их достоинств дан в главе I. В последующих главах были представлены основанные на них наблюдения и перспективы, а также возникшие при этом вопросы и выводы. Какие же основные темы в результате встают перед нами?
ПЛАЦЕБО - ЧЕМ ОНО ЯВЛЯЕТСЯ? И ЧЕМ ОНО HE ЯВЛЯЕТСЯ?
Вопрос этот принадлежит David Reilly (1997), который более эффективно, чем кто бы то ни было, занимался проблемами, связанными с утверждением о том, что гомеопатия-«не более чем плацебо» (Reilly et al, 1994). Баланс формальных доказательств медленно склоняется, если уже не склонился в пользу утверждения об активном действии гомеопатических лекарств. Однако уже подчеркивалось, что ценность клинических наблюдений вовсе не определяется доказательством самостоятельной активности гомеопатических лекарств. Интерпретация и значение этих наблюдений в некоторых случаях зависят от известной нам связи между назначенным лекарством, показаниями к назначению и результатом. В других случаях такой зависимости нет. Выявление этой зависимости очевидно необходимо нам, если мы, к примеру, хотим неопровержимо доказать, что конкретные лекарства будут обязательно вызывать изменения в конкретных клинических состояниях (т. е. доказать принцип подобия). Если мы хотим изучать вопрос о том, каким образом свойства исходного вещества гомеопатического лекарства связаны с клиническим состоянием, при котором это лекарство будет показано, мы в первую очередь должны убедиться в реальном существовании этой связи. Однако, с другой стороны, нам совсем не нужно доказывать реальность действенности препаратов для изучения изменений, связанных с «законом Геринга», например. Если эти изменения сопутствуют выздоровлению и отражают процесс излечения, изучение их не зависит от природы стимула, который их вызовет. Если гомеопатия - это плацебо, она дает нам богатый и систематизированный материал для изучения плацебо-реакций, которые вполне заслуживают серьезного исследования. Если же гомеопатия оказывает специфическое действие, изучение ее может привести к еще более впечатляющим результатам.
Даже если гомеопатия - это плацебо, те из нас, кто использует ее в работе, постоянно получают результаты, превышающие традиционные врачебные ожидания от плацебо. Может быть, мы можем использовать плацебо с гораздо большим эффектом. Скорее всего правда заключается в том, что мы получаем лучшее с обеих сторон: гомеопатия - это одновременно и специфический инструмент, обладающий значительной разносторонностью, и мощный проводник пла- цебо-эффекта. В любом случае гомеопатия предоставляет нам великолепную возможность для изучения специфических и неспецифических воздействий в медицине.
СПЕЦИФИЧЕСКОЕ И НЕСПЕЦИФИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ
В этой книге уже неоднократно подчеркивались потенциальные возможности гомеопатического подхода в плане стимуляции и усиления плацебо-эффекта. Часто это утверждение считалось доводом в пользу терапевтической бесполезности гомеопатии. Однако на самом деле это довод в пользу ее терапевтической ценности. Каким бы терапевтическим методом мы ни пользовались, мы должны стремиться максимизировать пользу от любого аспекта своего воздействия, специфического или неспецифического. Неспецифическое действие любого терапевтического вмешательства достаточно мощно влияет на результат. И мы должны стремиться усилить его по мере возможности. Любой подход, дающий нам наибольший эффект, заслуживает максимального внимания и оценки.
Специфическое действие обычно связывается с использованием специфических лечебных техник или агентов, т. е. тех процедур и лекарств, которые мы используем. Неспецифическое действие является результатом общего воздействия на пациента, побочного по отношению к специфическому. Сюда относится собственно прием плацебо, а также «добавочный» плацебо-эффект, сопровождающий применение специфических воздействий. Ценность активных лекарств включает некоторый больший или меньший уровень плацебо-составляющего.
Процесс приема больного определяет большую часть неспецифического действия, не являющегося плацебо-компонентом активно действующих лекарств или процедур. Один из моих коллег, врач общей практики, выделял 35 элементов консультации, имеющих потенциальное терапевтическое действие (Huges- Games J, личное сообщение). Этот доктор также является гомеопатом, однако упомянутые терапевтические элементы типичны для приема у любого врача.
Мы должны четко понимать, что результат нашего вмешательства всегда является комбинацией специфических и неспецифических воздействий. В рутинной ежедневной практике бывает трудно или даже вовсе невозможно различить отдельные аспекты деятельности врача. Если пациенту становится лучше, это может выглядеть несущественным академическим вопросом. Однако вопрос этот может оказаться очень важным, если мы хотим доказать действенность специфичного назначения или процедуры. Он также может быть важен в том случае, если мы хотим выйти за рамки рутины и расширить наше понимание специфических и неспецифических эффектов для улучшения результативности своей работы.