В широком смысле слова любая отрасль медицины играет тройственную роль: в качестве терапевтической системы, в качестве науки, изучающей биологические процессы, и в качестве социального и культурного феномена. В фокусе всех трех процессов находится пациент. Именно забота о пациенте, равно как и забота об обществе или группах людей, например о семье, является первостепенной задачей медицины. Люди, взявшие на себя обязанность заботиться о пациенте и сделавшие это своей профессией, несут личную ответственность перед ним (это касается и тех людей, которые непосредственно не контактируют с пациентом, но участвуют в лечебном или диагностическом процессе). В результате наша личная и профессиональная деятельность расширяется до рамок медицинской культуры в целом. Мы формируем философию, науку и политику медицины. От всего этого зависит то, как мы будем заботиться о пациенте. Эти три аспекта поддерживают и/или изменяют заботу о пациенте в зависимости от состояния общества. Все три аспекта медицины наслаиваются друг на друга и взаимодействуют друг с другом.
Непосредственные задачи заботы о пациенте требуют терапевтического взаимодействия, клинических навыков, клинической стратегии и определения наших возможностей. Под клинической стратегией подразумевается стиль использования клинических навыков в зависимости от интересов индивидуума или общества. Сюда относится использование времени, путь, по которому мы адресуем наши навыки определенным индивидуумам или типам их нужд, конкретный набор методов, которые мы будем использовать и т. д. Под нашими возможностями подразумевается наша доступность пациенту и способность ему помочь.
Медицинская наука, определяющая клинический и диагностический методы, объединяет дисциплины, изучающие симптоматику, патофизиологию, эпидемиологию, молекулярную биологию, генетику, т. е. весь спектр ответвлений, занимающихся выявлением природы, этиологии и эволюции болезней. Она определяет и терапевтический метод, включая профилактику, реабилитацию и паллиативное вмешательство. И, конечно, сюда же относятся методы исследования, благодаря которым и происходит научный поиск и рост. В целом медицинская наука заставляет нас с естественнонаучной точки зрения смотреть на сложную динамику болезни и лечебного процесса. Все перечисленные ответвления медицинской науки имеют многочисленные точки пересечения с другими биологическими и естественными науками, с социологией и антропологией.
Последние две отрасли научных знаний особенно тесно связаны с философией и политикой. Философия, социология и антропология в рамках медицины помогают нам различать недомогание, патологический процесс и развернутую болезнь. А это ведет нас к вопросу о взаимоотношении между лечением, процессом выздоровления и холизмом. А у науки есть своя философия в отношении природы и ценности эмпирики, гипотезы, доказательства и истины.
Политика в медицине бывает внешней и внутренней. Внутренняя политика определяет роль и статус различных дисциплин, их цели и внутренние устремления. Внешняя политика заставляет приноравливаться к тому, что достижимо и определяет соотношение между возможностями и задачами.
Причиной этого краткого обзора различных медицинских аспектов является желание подчеркнуть принадлежность гомеопатии к любому из них. Несмотря на катастрофически скудные ресурсы, гомеопатия активно действует в большинстве указанных направлений. Ограниченность ресурсов связана прежде всего с малым числом опытных врачей-гомеопатов, способных удовлетворить запросы медицинской общественности и предпринять доказательные исследования. Кроме того, в рамках государственной системы здравоохранения почти нет возможности для таких исследований, отчего даже способные к этому доктора не могут их предпринять (некоторые авторитеты в системе здравоохранения до сих пор не воспринимают гомеопатию как нечто достойное внимания). Для исследований не хватает академической инфраструктуры, финансирования; проблема не получает должного освещения на страницах медицинской печати. Все эти проблемы представляют мощный порочный круг, подобно тому как если бы человек не мог найти работу оттого, что он нигде не живет, и не мог бы купить жилье, потому что нигде не работает.
Гомеопатия в Великобритании на всех фронтах борется за упрочение своей клинической, академической и социальной роли. Суд общественности уже вынес положительное решение о роли гомеопатии в системе заботы о здоровье пациентов. Суд ученой медицинской общественности еще не вынес своего вердикта, хотя отношение к гомеопатии как к «лженауке» уже осталось в прошлом. Однако было бы справедливым и правильным, чтобы окончательное решение об истинности гомеопатии было вынесено лишь после того, как не только клинический опыт, но и научные исследования этого вопроса достигнут уровня, достаточно высокого для решения этой задачи.