Многие доктора, даже знакомые с гомеопатией, не применяют ее из-за ощущения ее нереальности. Для некоторых это ощущение связано с уверенностью, что препарат, не содержащий даже следов химического вещества, вряд ли может обладать биологической активностью. Для других камнем преткновения является необходимость подбора строго индивидуального препарата, разнообразие и субъективизм мелких деталей симптоматики, требующихся для поиска правильного лекарства. Кроме того, нереальным может казаться связь между этими деталями клинической «картины» и свойствами самого исходного материала лекарства.
Однако для многих других (а число их постепенно растет) этот скептицизм восприятия не оказывается решающим. Их не пугает также ограниченное число клинических исследований, доказывающих эффективность гомеопатических лекарств. Многие врачи, включая скептиков, понимают, что игнорирование механизма действия лекарства не является помехой для его использования. Многие важные лекарства были введены в практику задолго до того, как стал понятен механизм их фармакологического действия. Многие специалисты и большинство врачей общей практики подвержены гораздо более сильному влиянию в своей повседневной работе со стороны клинического опыта и локальной медицинской среды, нежели со стороны формальных доказательств эффективности (Fineberg, 1987, Greco amp; Eisenberg, 1993, Greer, 1988, Macnaughton, 1995, Reilly amp; Taylor, 1993). Очень большое количество факторов может вызывать изменения в поведении врача при назначении препарата, однако именно клинический опыт определяет, трансформируется ли каждое изменение в постоянную практику (Armstrong, Reyburn amp; Jones, 1996). Именно клинический опыт является тем фактором, который в первую или во вторую очередь, заставляет врачей, огромное большинство которых в Великобритании составляют врачи общей практики, применять гомеопатию (Swayne, 1987). Врачи общей практики более прагматичны, а также более склонны к эклектичности в своих подходах к тому, что имеет значение и что работает в медицине по сравнению со своими коллегами - узкими специалистами. Они более склонны основываться на «информированном целительстве» (informed empiricism) (Pinsent R., 1987, личное сообщение), разновидности профессиональной мудрости, основанной на преломлении полученных интеллектуальных медицинских знаний через призму живого опыта. Эти врачи более терпимы к тому, что кажется невозможным (хотя иногда они, наоборот, бывают совершенно нетерпимыми) и склонны попробовать гомеопатию, если она обещает им клинические преимущества. И те, кто старается получить результат, обычно получают его.
Очень привлекательным для врачей, сталкивающихся с гомеопатией, является ее клинический метод. Опрос врачей общей практики, прошедших за некоторое время до этого курсы усовершенствования по гомеопатии, показал, до какой степени это оживило и улучшило их работу (Reilly amp; Taylor, 1993). Причины, по которой гомеопатия привлекает врачей, представляются очень важными. Во-первых, ее подход вызывает к жизни клинические способности и умения, которые в современной медицине часто оказываются невостребованными. Гомеопатия не только позволяет, но и требует от врача интегративного взгляда на пациента и его болезнь. Традиционная медицина, разделяющая человека на различные системы, каждая из которых требует собственных специалистов и методов лечения, делает интегративный подход очень сложным, если вообще возможным. Гомеопатия требует от нас серьезного отношения к тому, как сам пациент ощущает свою болезнь, ко всем индивидуальным деталям, ко всем этим мельчайшим подробностям. С точки зрения гомеопатии необходимо уделять большое внимание всему тому, что пациенты хотят рассказать врачам и что обычно считается несущественным для той медицинской модели, на которой они традиционно основывают свои действия. Гомеопатия также предлагает возможность отклика на те аспекты болезни, для которых мы раньше мало что могли предложить. Все эти вещи в комплексе делают отношения с пациентом лучше, что, во-первых, создает предпосылку для хорошего ведения больного, а во-вторых, способствуют чувству профессионального удовлетворения. Все эти возможности делают гомеопатию очень привлекательной уже при первом знакомстве с нею; причем настолько, что одна врач в первый день начального курса усовершенствования сказала после двух часов занятий, что это был самый восхитительный день за многие годы. Это волнение не прекращается для тех, кто продолжает учиться и работать с гомеопатией, вдохновляя их на изменение всей своей практической деятельности.
Последние фразы могут показаться несколько преувеличенными, поэтому для убедительности я хотел бы обсудить ту же тему, но немного с другой точки зрения.