Сильное разведение гомеопатических препаратов нередко выходит за пределы нахождения в растворе малейших химических следов растворенного вещества. Если эти растворы тем не менее остаются активно действующими агентами, то это по меньшей мере требует кардинальных изменений в нашем понимании биофизических процессов. По контрасту с этим терапевтическое понимание последствий назначения гомеопатических средств не требует такой кардинальной перестройки мышления и не сильно отличается от представления об этих лекарствах как о плацебо. У гомеопатических препаратов нет тех свойств, которые позволили бы им биохимически контролировать и манипулировать функциями организма в отличие от фармакологического действия обычных лекарств. К примеру:
  • наблюдаемые результаты действия гомеопатических лекарств не связаны с обязательным регулярным повторением дозы или с поддержанием их «уровня в плазме крови» (да это и невозможно, так как в первую очередь в препарате отсутствует химическое вещество);
  • на пациента будет действовать только точно подобранный или близкий к нему препарат;
  • на препарат отреагирует только тот пациент, который восприимчив к действию лекарства («нуждается в нем») вследствие подобия индивидуальных характеристик его жалоб, характерных симптомам лекарства (кроме того, см. обсуждение в главе 10, «Ухудшение»);
  • количество принятого однократно лекарства (одна таблетка или 50 таблеток) не имеет значения. В этом смысле невозможна передозировка;
  • и, наконец, реакция пациента крайне диффузна. Она часто сопровождается психическими и соматическими изменениями, второстепенными по отношению к исходным жалобам или вообще не связанными напрямую с имеющимся заболеванием.

Ни один из этих пунктов не может относиться к обычным лекарствам. Для них решающее значение имеет их концентрация в плазме крови. Единственная связь между характеристиками лекарства и состоянием пациента находится в области биохимического влияния лекарства на определенный орган, систему или патологическое образование.
Гомеопатические лекарства как будто бы оказывают стимулирующее действие на психику и тело пациента, но они не используются как обычные стимуляторы и действие их не зависит от их «присутствия» в обычном смысле этого слова. Фактически в них ничего нет. Нет фармакокинетики, фармакодинамики, нет ничего того, что обычно связывают с поведением лекарств в организме. Возможно, только это оправдывает определение гомеопатии как «естественной» медицины. Реакция на гомеопатический препарат обусловлена процессом саморегуляции психических и соматических функций. Гомеопатические лекарства стимулируют (мобилизируют, укрепляют, интегрируют) эти саморегулирующие процессы. Другими словами, это напоминает реакцию на плацебо; реакции на гомеопатический препарат и на плацебо очень близки, даже когда нам удается неопровержимо продемонстрировать их отличие по силе воздействия (Boissel et al, 1996, Kleijnen, Knipschild Sc ter Riet, 1991, Reilly et al, 1994).
В любом случае, оказываясь эффективным или неэффективным, гомеопатическое лекарство проявляет свое действие с необыкновенной четкостью - нужно лишь тщательно наблюдать. Сущность гомеопатического клинического метода в скрупулезном, тщательном наблюдении, равно как и в не менее тщательном изучении эволюции болезненного процесса до назначения гомеопатического препарата.