Общий подход, принятый в гомеопатии, - необходимо побуждать больного описывать свою проблему и самих себя максимально спонтанно и свободно. Однако в отношении частностей разные врачи придерживаются разной тактики опроса. Приходится приспосабливать методы опроса к разным обстоятельствам и личностным особенностям пациента. Встречаются две крайности в этом отношении. Некоторые врачи вообще не задают прямых вопросов, а только стимулируют пациента рассказывать о себе в стиле свободных ассоциаций. Этот стиль основан на убеждении, что ключевые особенности проблемы и наиболее индивидуальные черты пациента не могут не всплыть при таком рассказе. Другая крайность, когда врачи используют стандартизованные методы опроса, чтобы обезопасить себя от возможности упустить какой-то аспект случая. И между двумя этими полюсами находится бесчисленное количество вариантов стилей и методов, отвечающих личным свойствам врача и конкретным особенностям каждой ситуации.
Важно иметь некоторую гибкость в подходах к опросу пациента. Иначе мы рискуем не дать раскрыться индивидуальным их проявлениям и никогда не узнаем, что им нужно. В этом случае мы никогда не сможем хорошо вести и лечить их. Мы должны воспринимать любую манеру рассказа, используя пересказы своими словами слов пациента и дополнительные вопросы для более полного раскрытия того, что нам говорится, и для побуждения пациента сказать больше, когда тот замолкает. Мы должны быть готовы к отступлениям в сторону оттого вопроса, который был задан, равно как и к использованию метода структурированного опроса, который должен быть в голове и который на поздних стадиях поможет вернуться при необходимости к прежней теме. Структурированный и отпечатанный бланк записи опроса пациента может помочь нам двигаться за рассказом больного, делая отметки то в одной рубрике, то в другой. Некоторые врачи считают необходимым использовать стандартный отпечатанный бланк опроса. Другие предпочитают чистый лист бумаги, на котором важные моменты выделяются по мере необходимости. Иногда такие записи могут показаться беспорядочными и обрывочными, где информация о сложных межличностных взаимоотношениях следует вперемешку с указаниями на работу кишечника и непереносимость сильного ветра. Подобный подход требует последующей аккуратной систематизации и тщательной перепроверки всех деталей и подробностей во время дальнейшего наблюдения за больным. Преимуществом этого подхода является возможность более быстрого проникновения в суть дела, что компенсирует кажущуюся хаотичность записей. Каждый из нас должен экспериментировать и находить наиболее подходящий ему метод. Отдельный раздел будет посвящен электронной записи историй пациентов.
Из сказанного может создаться впечатление, что гомеопатический опрос должен быть крайне утомительным, однако это вовсе не так. В сущности, это зависит от конкретных клинических обстоятельств, которые могут способствовать или не способствовать подробному опросу. Ясно, что в остром состоянии было бы глупо вдаваться в подробности всех аспектов здоровья пациента и обстоятельств его жизни. Это может потребоваться позже, для предотвращения каких- либо длительных осложнений болезни, но не в острый период. В другой ситуации, даже в хроническом случае, прием может не потребовать долгого времени, так как пациент окажется в состоянии описать столь яркие признаки определенного лекарства, что дальнейшего опроса не потребуется. Это еще одно подтверждение тому, что гомеопатия не обязательно требует долгих и утомительных консультаций, о чем говорилось ранее.
Какой бы стиль или метод мы ни выбрали для общения с больным или для записей случая, мы всегда должны держать в памяти концептуальный каркас той картины, которую собираемся выстроить. Для начинающих может быть полезно постоянно иметь перед глазами написанные основные пункты, по которым мы должны строить свой опрос, хотя в процессе беседы можно от этих пунктов отклоняться. Определенная дисциплина необходима для обеспечения четкости получаемой информации, аккуратности анализа и последующего синтеза, который выражается в выборе лекарства. Когда такая дисциплина станет нашей второй натурой, нам уже не нужно будет постоянно помнить о ней, однако, чтобы достигнуть мастерства, нужно начинать практику с привычки к дисциплине.