Мотивы, поводы и причины самоубийства


Очень часто смешивают или, вернее, не отличают мотивы и поводы от причины самоубийства. На самом же деле эти понятия различные и очень редко совпадают. Мотив или повод — это то последнее, обычно внешнее воздействие, которое толкнуло самоубийцу на совершение этого акта и чем самоубийца объясняет свой поступок. Причина же самоубийства лежит обычно гораздо глубже, и она-то (причина) и объясняет иной раз самоубийство, а не мотив, выдвигаемый самоубийцей в качестве причины. Вот почему мотивы самоубийства очень часто поражают своей малозначительностью, несерьезностью или легкомыслием по сравнению с совершаемым поступком.
Особенно четко противопоставление мотивов и поводов причинам самоубийства выявляется в немотивированных самоубийствах, когда самоубийца сам не в состоянии привести никаких мотивов своего поступка.
Основная масса самоубийств совершается в состоянии постоянного или временного психического расстройства, иной раз весьма кратковременного психического аффекта, так называемого реактивного состояния. Вот почему в ряде случаев самоубийство того или иного субъекта является полной неожиданностью для окружающих, -Даже очень близких.к нему людей. В других случаях самоубийство только внешне оказывается неожиданным. При расследовании обнаруживаются факты, свидетельствующие о том, что намерение покончить с собой было задумано давно.
Нужно признать, что подавляющее число самоубийц
относится к лицам с неуравновешенной психикой. Известная часть самоубийц, сравнительно небольшая, — настоящие психически больные люди с более или менее ярко выраженной картиной болезни. Основная же масса самоубийств тесно связана с психопатиями, неврозами и, главным образом, психогенными реактивными состояниями.
Не следует впадать в другую крайность и делать неправильный вывод о том, что все самоубийцы — психически больные люди. Поэтому при расследовании самоубийств или попыток на самоубийство следует прибегать к судебно-психиатрической экспертизе. Последняя проводится при законченных самоубийствах по материалам дела: письмам, рассказам близких, показаниям свидетелей и т. д.
Весьма ценным материалом при экспертизе являются письма самоубийц. Письмо, оставленное самоубийцей, подтверждает факт самоубийства, объясняет мотивы самоубийства, дает материалы для суждения о психическом состоянии самоубийцы. В письме можно найти указание на то, что намерение покончить с собой было у самоубийцы давно. Письмо иногда датировано не только несколькими днями, но и месяцами ранее дня совершения самоубийства. Одни письма чрезвычайно кратки, содержат только несколько слов относительно самого факта самоубийства, другие очень пространны и занимают несколько страниц, написанных от руки или напечатанных на машинке. Встречаются письма, изложенные в стихотворной форме. До- • казательное значение письму самоубийцы можно придавать только тогда, когда следователь убежден в подлинности письма. Известны случаи подделки писем , при инсценировке самоубийства.
Инсценировка самоубийства, т. е. умышленное создание обстановки самоубийства, производится с целью скрыть следы преступления и выдать убийство за » самоубийство. Способы инсценировки самоубийства весьма различны и могут поражать своей сложностью. Чаще всего, однако, прибегают к повешению трупа, когда «повешение» на самом деле является только подвешиванием, которое распознается по необычному положению трупа, по особенностям петли и ее узлов. Известны случаи отравления с последующим нанесением огнестрельных ранений или выбрасыванием трупа в водоемы или из окна. Что касается неоконченных самоубийств, то инсценировка здесь имеет другие цели, а именно: угрозу, шан-
таж, вымогательство — или же производится с целью са- моповреждения. И здесь прибегают к различным способам: повешению, огнестрельным, колотым, резаным ранениям, отравлению и т. п. При этом наносятся обычно поверхностные не опасные для жизни повреждения, применяются несильно действующие средства и в небольших количествах. Обстановка происшествия часто нарочито картинна и носит показной характер.
Диссимуляция самоубийства также известна, когда самоубийца по каким-либо причинам желает скрыть свое намерение и создает обстановку либо случайной смерти от несчастного случая, внезапной смерти от болезни, или даже может инсценировать убийство с ограблением и т. п. Следственные органы могут быть введены такой обстановкой в заблуждение.
Пример: Кассир, придя утром к себе на работу, вскрыл сейф, произвел в комнате беспорядок, потом нанес себе в теменной области много ран тупым предметом и перорезал бритвой шею. Прибывшие на место происшествия сотрудники уголовного розыска оценили этот случай, как убийство с ограблением, и в этом направлении стали вести расследование. В дальнейшем было установлено, что кассир совершил растрату. Кончая жизнь самоубийством и пытаясь скрыть свое преступление от родных и сослуживцев, он симулировал нападение с ограблением.
При неудавшихся попытках самоубийства субъект может скрывать истинный характер происшедшего и полученных повреждений, приводя самые различные объяснения.
Алкоголь и самоубийство. Среди самоубийств встречаются хронические алкоголики, кончающие с собой большей частью либо в депрессивном, либо в бредовом состоянии (белая горячка). У неалкоголиков-самоубийц употребление алкоголя перед совершение^ самоубийства встречается нередко. Одни пытаются в алкоголе найти силы для решительного шага, у других мысль о самоубийстве появляется в состоянии алкогольного опьянения.
Пример: К. 20 лет был с женой в гостях. Во втором часу ночи в нетрезвом состоянии он вернулся домой. Поссорившись с женой, К. ранил ее выстрелом из пистолета и хотел застрелять двухлетнего сына, но ему помешали. После этого К. выбежал) на улицу и выстрелил себе в голову.
Способы самоубийства весьма разнообразны. Однако частота отдельных способов самоубийства неодинакова. Среди способов самоубийства одни способы встречаются
чаще (например, повешение, утопление, . отравление), другие — значительно реже (падение с высоты) или в виде исключений (посредством электротока). В выборе способа самоубийства играет роль прежде всего доступность его (почему повешение стоит на первом месте среди способов самоубийства), профессия, подражание и другие моменты. Профессия имеет значение в смысле доступности того или иного средства или способа, например, ядовитых веществ дл» аптечных и медицинских работников, огнестрельного оружия у охотников, военных и т. д. Это отнюдь не означает, конечно, обязательности определенного способа самоубийства для лиц .данной профессии. Подражание-сказывается появлением иногда 'определенных способов или средств самоубийства, благодаря ' чему создается впечатление своего рода «эпидемической» вспышки. Так, перед войной 1914—1918 гг. часто наблюдались отравления карболовой кислотой; в настоящее время их совсем нет. Одно время появились случаи отравления уксусной кислотой, затем они исчезли, а появились отравления каустической содой. Подражание может относиться и к месту совершения самоубийства.
Самоубийство посредством огнестрельного оружия. Для самоубийства применяются все виды ручного огнестрельного оружия, но и не только ручного. Чаще всего применяется короткоствольное оружие — револьверы и пистолеты, реже длинноствольные—винтовки, карабины, охотничьи ружья. При применении длинноствольного оружия самоубийце приходится прибегать ко всяким уловкам и приспособлениям, чтобы нажать на спусковой крючок. Иногда это просто палочки, пруты, иногда очень сложные и хитроумные приспособления, которые сами по себе свидетельствуют о самоубийстве. Так, один субъект связал вместе пять винтовок, особым образом соединил спусковые крючки, направил винтовки себе в грудь и произвел выстрел сразу из всех винтовок. Для нажима на спусковой крючок пользуются еще пальцами ноги, для чего с одной ноги снимают обувь. Самоубийцу при этом находят с одной обутой, а с другой разутой ногами. Выстрелы из длинноствольного оружия производятся обычно в грудь или в голову (в рот, висок, подбородок).
Короткоствольное оружие применяется значительно чаще. Выстрелы производятся чаще всего в голову, реже в грудь. Но известны выстрелы при самоубийстве в'живот,
22 Зшс. 5452. Сумбнм шдшиим.
Поясничную область', спйну. На голове тЙпйчньШ МёШк является правой висок (левый у левшей), затем рот, лоб Нужно иметь в виду, что выстрелы могут быть произведены при самоубийстве в любую часть головы: темя.

Рис. 99. След от движущихся частей оружия на руке самоубийцы.
затылок, ухо, подбородок, так что необычная локализация входного отверстия сама по себе не исключает возможности самоубийства. Известны при самоубийстве выстрелы

Рис. 100. Копоть на руке Рис. 101. Брызги крови натруке самоубийцы.              самоубийцы.
в спину, живот. Выстрел чаще производится в обнаженную часть тела, но и выстрел через одежду не составляет редкости. Доказательство самоубийства сводится к возможности или невозможности нанести себе такие повреждения. Для суждения имеет значение расположение входного отверстия, расстояние, с которого произведен вы-
йрёл,направление пулевого канала й irekofoptie дбпоЛНЙ* тельные данные, которые могут подтверждать выстрелы собственной рукой, например, копоть, брызги крови на руках (рис. 99—102), повреждение от движущихся частей оружия, вычурность способа применения оружия и места выстрела (например, в ноздрю). При самоубийстве выстрел производится в упор и лишь в виде очень редкого исключения на очень близком расстоянии. Наличие нескольких огнестрельных ранений даже в области головы не исключает самоубийство.
Повешение — самый частый способ самоубийства (см. гл. VI). Материалом для петли могут быть самые разнообразные предметы. Самоубийцы часто делают петли из тех предметов, какие имеются под рукой и к которым они привыкли: из подтяжек, поясов, шарфов, кашне, чулок и др. Иногда петли сами,, по себе уже подтверждают факт самоубийства, например, петли, выложенные внутри другими материалами, ватой, полотенцем и т. д. Материал петли может указывать на самоубийство еще,и потому, что он не пригоден для нападения. В одном случае самоубийства электромонтера петля была сделана из толстого асбестового шнура, из которого очень трудно было сделать петлю. Иногда на теле можно обнаружить и другие повреждения, указывающие на попытки покончить с собой иным способом: поверхностные надрезы кожи на шее и т. п. На самоубийство может указать также сложность способа выполнения его.
Утопление — довольно частый способ самоубийства. На основании одного вскрытия невозможно решить вопрос о том, имеем мы дело с самоубийством или несчастным случаем. Самоубийцы; перед тем как броситься в воду, иногда связывают себя самым сложным образом, привязывают камни, кладут тяжести в карманы.
Самоубийство ftocp6ACfВ6М КОЛЮЩИХ, режущих орудий. Помимо обычных, распростра* ненных орудий этого рода, возможны необычные, своеобразные орудия, которые сами по себе исключают возможность убийства. В одном случае множественные, но
не глубокие ранения были нанесены самоубийцей обломками разбитого стеклянного абажура. Из режущих орудий избираются обычно острые: бритвы, острые ножи. Обычная локализация ран при самоубийстве — передняя поверхность шеи, лучезапястные, локтевые суставы, передняя поверхность груди. Раны большей частью множественные и поверхностные, но могут быть и очень глубокими, на шее, например до позвоночни- Рис. 103. Глубокая резаная рана шеи, ка (рис! 103). Кроме нанесенная бритвой. Самоубийство, таких типичных мест,
повреждения могут располагаться и на других частях тела: в подколенных впадинах, на голове, задней поверхности шеи и других частях тела. Колотые раны располагаются на груди и преимущественно в области сердца. Нередки множественные, большей ча'стью поверхностные ранения, Число которых может превышать 100. Самозакалывание встречается редко. Повреждения, как правило, наносятся в обнаженную часть тела.
Рубящие орудия редко служат для самоубийства. Однако известны все же случаи самоубийства посредством "йанесения себе множественных рубленых ран головы топором, с проломом костей черепа и повреждением мозга. Характерным для самоубийства является наличие многих, большей частью поверхностных ран иа ограниченном участке (рис. 104).
Отравление — способ самоубийства,оставляющий наибольшее количество неоконченных самоубийств. Выбор яда зависит от его доступности, профессии самоубийцы и подражания. Доступность яда может явиться следствием его небрежного или халатного хранения.
Яды с резкими ясноощущаемыми свойствами (запахом, цветом, вкусом) мало вероятны как средства для убийства (рис. 105). Незаметно же они могут быть даны детям либо при исключитель-

Рис. 104. Многочисленные ра-              Рис. 105. Ожог кожи при от-
ны головы топором. Само-              равлении азотной кислотой,
убийство.              Самоубийство.
Необычные способы самоубийства, поражая иногда своей жестокостью и бессмысленностью или необычайной сложностью в подготовке, естественно заставляют думать о психическом расстройстве самоубийцы, а иногда и о наличии у него нечувствительности (анестезии). Таковы, например, вколачивание себе в голову гвоздей, шпилек, самосожжение, самовзрывание. Один техник написал рапорт начальству о том, что он сего числа кончает жизнь самоубийством, вышел в сад, приложил к щеке кусок аммонала и взорвал себя. Взрывом ему оторвало правую кисть и голову.
Комбинированные способы самоубийства указывают на попытки самоубийцы прибегнуть к
огнестрельного ранения и утоплен?ш и другие сочетания. Комбинированные способы не редкость при самоубийстве.
Бредовые лихорадочные состояния и самоубийство-
В практике имеет место привлечение к уголовной ответственности медицинского персонала за недостаточный надзор за больными, результатом чего явилось самоубийство. Дело в том, что у лихорадящих больных, особенно при некоторых болезнях (сыпной и брюшной тифы, крупозное воспаление легких), нередко наблюдаются попытки к самоубийству. Иногда такие больные выбрасываются из окна.
Такие больные требуют постоянного наблюдения за собой. В этих случаях само действие не сознается, так как самоубийство происходит в лихорадочном бреду.
Иногда бредовые состояния и попытки самоубийства наблюдаются и в послеоперационном периоде у больных, перенесших ту или иную операцию. Бредовые' состояния могут иногда возникать совершенно неожиданно без каких-либо предшествовавших симптомов.
При вскрытии трупов самоубийц приходится, помимо частностей, раньше всего ответить на три вопроса, которые всегда почти ставятся следствием: 1) каково было психическое состояние самоубийцы, 2) принимал ли он алкоголь и 3) нет ли у него признаков венерической болезни.
Что касается первого вопроса, то нужно сказать, что судебный медик редко находит при вскрытии трупа органические изменения в мозгу, которые позволяли бы высказать предположение о возможности нарушения психической деятельности у самоубийцы. Многие психические заболевания не сопровождаются заметными изменениями центральной нервной системы. И поэтому чаще всего первый вопрос остается без ответа, так как судебный медик на него ответить не может, а скорее на этот вопрос дает ответ посмертная судебно-психиатрическая экспертиза. Иногда указание на психическое заболевание можно обнаружить при микроскопическом исследовании центральной нервной системы, которое при самоубийствах нужно производить обязательно.
Второй вопрос разрешается легко либо тут же на вскрытии, либо химическим исследованием.
Третий вопрос о венерической болезни, которому следователи иногда придают большое значение, на самом деле не играет существенной роли. Венерическая болезнь как мотив самоубийства встречается чрезвычайно редко.
Свежее заболевание (гоноррея, сифилис, мягкий шанкр) может быть распознано легко. Хроническую го- норрею и сифилис в скрытом периоде на вскрытии распознать нельзя. В таких случаях приходится прибегать к дополнительным методам исследования (гистологическому, серологическому).

Источник: М. И. АВДЕЕВ, «СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА» 1950

А так же в разделе «Мотивы, поводы и причины самоубийства »