Судебно-медицинскому исследованию подлежат не только трупы с явными признаками насильственной смерти или указаниями на нее, но и трупы тех лиц по поводу которых возникает подозрение о насильственной смерти. В практике, однако, последнее показание к судебно-медицинскому вскрытию произвольно расширяется и очень часто на судебно-медицинское вскрытие направляют трупы тех' лиц, причина смерти которых не опре-
- Зак. 5452. Судебная медицина.
делена врачом. В таких случаях врачебное свидетельство о смерти отсутствует, а следовательно, невозможно погребение трупа. Поэтому возникает необходимость во вскрытии трупа и установлении причины смерти. Очень часто нет никакого подозрения на насильственную смерть и судебно-медицинское вскрытие производится с целью контроля. Такие «контрольные» вскрытия составляют значительно больше половины судебно-медицинского секционного материала и, собственно говоря, особого судебно- медицинского интереса и значения не представляют, хотя среди них встречаются и случаи насильственной смерти. Постоянное и неуклонное снижение преступности в Советском государстве, а также промышленного и транспортного травматизма сказывается на судебно-медицинском материале уменьшением количества случаев насильственной смерти. Последняя составляет меньшую часть судебно-медицинских вскрытий, производимых судебно-ме- дйцинскими экспертами.
Задачей судебно-медицинского эксперта при вскрытии трупа является установление причины смерти. Весь су- дебно-медицинский секционный материал может быть распределен по отношению к родам смерти на следующие две.группы:
а) смерть естественная, ненасильственная;
б) смерть насильственная.
Исследование трупа и документация вскрытия производятся самым подробным образом независимо от того, имеется или не имеется подозрение на насильственную смерть. Определение рода насильственной смерти, как правило, не входит в компетенцию судебно-медицинского эксперта. Это объясняется тем, что на основании только одних данных вскрытия определение рода смерти (убийство, самоубийство, несчастный случай) почти никогда сделать невозможно. Материалы следствия к моменту вскрытия трупа или собраны недостаточно или просто отсутствуют. Суждение же о роде смерти возможно лишь на ’ основании всех материалов дела, без которых окончательное заключение не может быть вынесено. Поэтому эксперт при определении рода смерти должен руководствоваться обычно следственными материалами.
Сопоставление следственных материалов с медицинскими данными, полученными при вскрытии трупа, дает возможность вынести суждение о роде смерти. Такое же
суждение о роде смерти на основании собранных доказательств может и должен вынести следователь, для которого экспертиза трупа является очень ценным, .часто самым важным, но лишь одним из доказательств. Собирание доказательств продолжается и после вскрытия трупа, когда могут быть добыты и новые материалы, иной раз опровергающие те данные, которые имелись к моменту вскрытия трупа. Поэтому определение рода смерти должно входить в компетенцию следователя, а не судебно- медицинского эксперта. Последний может лишь высказать свое мнение о роде смерти, основываясь- на имеющихся у него данных.
Преобладающую часть судебно-медицинского секционного материала составляют трупы лиц, умерших от ненасильственной смерти. Часть из них составляют лица, умершие от различных болезней, другую часть — скончавшиеся внезапно, скоропостижно. Эти виды ненасильственной смерти имеют свои особенности.
Смерть от болезней. Трупы лиц, умерших от болезней, в лечебных учреждениях подлежат патолого-анатомиче- скому вскрытию и вскрываются в больницах патологоанатомами. Однако известная часть смертей от болезней наступает дома. Одни из этих, больных находились под наблюдением районных врачей, другие не обращались за медицинской помощью. Среди умерших от болезней дома одни являются хроническими больными, состоявшими продолжительное время под наблюдением врача. Направление трупов этих лиц на судебно-медицинское вскрытие объясняется тем, что врач не присутствовал при смерти или же последний раз посещал больного, за несколько дней до смерти, на этом основании не может выдать свидетельства о смерти и труп направляется на вскрытие.
Другую группу умерших составляют люди преклонного возраста, страдающие хроническими болезнями, свойственными этому возрасту: артериосклерозом, эмфиземой легких и т. п., которые умирают дома в основном при явлениях ослабления сердечной деятельности. Обычно направление трупов таких лиц на судебно-медицинское вскрытие объясняется отсутствием врачебного свидетельства о смерти и необходимостью установления причины смерти.
Третью, незначительную, группу составляют умершие от остро развившихся инфекционных и неинфекционных
заболеваний, не госпитализированные своевременно в силу каких-либо случайных причин.
Среди этой части судебно-медицинского секционного материала встречаются и криминальные случаи насильственной смерти.
В некоторых случаях может возникнуть вопрос о несвоевременном или неправильном оказании врачебной помощи. Наконец вскрытие может обнаружить несомненные признаки или подозрение на острое инфекционное заболевание, требующее принятие срочных противоэпидемических мероприятий. В таких случаях судебно-медицинский эксперт ставит немедленно в известность районный здравотдел и санитарного врача (эпидемиолога).