Насилие над учениками
Учителя манипулируют учениками
Любая школа несет в себе элемент насилия учителя над учениками. Исследование, проведенное Госкомитетом по делам молодежи, дало такие результаты: 38% школьников испытывает в школе то или иное насилие. В том числе 16% — физическое (то есть детей бьют) и 22% — психологическое.
Почти треть подростков бросают школу из-за насилия со стороны педагогов или соучеников. Психологическое насилие осуществляется в виде манипулирования.
Манипуляция «Доносчики»
Некоторые учителя (и воспитатели детских дошкольных учреждений) приучают детей докладывать, кто нарушает установленные правила (сквернословит, хулиганит, курит и т.п.). Ябед поощряют.
Мишенью воздействия является желание ребенка получить похвалу и поддержку старшего. Приманкой — поощрения и «особые отношения». Изнанкой этой манипуляции является, во-первых, ненависть, которой платят дети ябедам. Во-вторых, вырабатывается привычка к доносам, которая (в отличие, скажем, от американского общества) в нашей культуре осуждается.
Манипуляция «Любимчики»
Учителю спокойнее, когда среди учеников есть «свои», которых он подкупил тем, что более лояльно относится к их ответам и письменным работам.
Мишень воздействия и приманка здесь точно такие же, как и в предыдущей манипуляции. Пагубность наличия любимчиков в том, что дети (большинство из них) страдают от несправедливого отношения к ним. А дети относятся к несправедливости крайне болезненно. Из любимчиков же вырастают подхалимы, еще в детстве вкусившие блага от расположения лиц, обладающих какой-то властью.
Впрочем, разделение на любимых и остальных учеников может быть продиктовано и другими мотивам, о чем рассказывает следующая сценка, свидетелем которой довелось быть автору.
В автобусе разговаривают две подруги, молодые учительницы начальных классов. Одна — другой о своих учениках: «Ой, мне так нравятся мальчишки черненькие, так бы и зацеловала. А белобрысые — прямо глаза бы на них не глядели!»
Аморальность такого подхода к детям очевидна. Относиться к ранимым первоклашкам, исходя из своих сексуальных предпочтений, просто преступно. Дети, для которых любовь и доброта так важны, получают порцию нелюбви только за то, что цвет их волос не нравится учительнице. А ведь отношение к учителю они перенесут на отношение к учебе вообще, к школе. И когда мы слышим от ученика: «Не пойду в школу» — значит, ему нанесена травма учителем или ребятами.
Возвращаясь к нечаянно подслушанному разговору учительниц, хочется надеяться, что та, которая вызвала наше возмущение, не задержатся надолго в школе.
Манипуляция «Оставляю после уроков весь класс!»
Обычно учитель угрожает это сделать, чтобы обратить на нарушителей недовольство всего класса, надеясь повлиять таким образом на виновников.
Тем самым учитель перекладывает ответственность за поддержание порядка на учащихся. Но это обязанность учителя, и только его. Дети не разбираются в таких тонкостях, но интуитивно чувствуют, что здесь что-то нечестно. И возмущение свое всегда направляют на учителя.
Расписываясь в своей неспособности призвать к порядку нарушителей, учитель одновременно теряет часть своего авторитета.
Мишенью воздействия здесь является желание детей идти домой, а приманкой — беззащитность учеников перед властью учителя.
Манипуляция «Снижение оценки»
Строго говоря, учитель не имеет права снижать оценку ученику по своему предмету за плохое поведение. Есть специальные отметки за поведение, можно писать замечания в дневнике, вызывать
родителей и т.д.
Мишень воздействия — желание ученика иметь ту оценку, которую он заслужил. Приманка — фактическая невозможность опротестовать оценку, ведь разбор этого инцидента выставит ученика в еще худшем свете — вскроются его «подвиги». Попытки изменить ситуацию обречены на провал в силу корпоративной солидарности учителей. И классный руководитель, и завуч, и директор сами натерпелись от возмутителей спокойствия, поэтому определенно поддержат учителя.
Именно потому протест пострадавших от этой манипуляции не идет дальше возмущения в разговоре с самим учителем.
Манипуляция «Ты у нас самый умный»
Так реагируют некоторые учителя на трудные, для них вопросы ученика. Это одна из форм ответа, когда учитель не знает, как ответить. Возможны и другие.
Ученик: «А почему Непер положил в основу логарифмов именно число «е»?»
Учитель: «Я его об этом, не спрашивал».
Класс смеется, зная, что Непер умер давным-давно. Это «остроумие» учителя хуже вредительства: больше любознательные ученики никогда не потревожат этого преподавателя вопросами. А жаль. Ведь именно так убивается стремление к познанию.
Манипуляция «Идем в кино»
Вспоминаю случай из своего школьного детства. Однажды в одном из начальных классов наша учительница объявила, что завтра мы бесплатно идем в кино. Жили мы все тогда достаточно бедно, и посещения кинотеатра таким образом вызвало большое воодушевление. В школу пришли даже те, кто был освобожден от занятий по болезни.
Радостной ватагой отправились мы от ворот школы. Но пришли не в кинотеатр, а... к кабинету зубного врача.
Это произошло 50 лет назад. Но потрясение, тогда испытанное, помнится до сегодняшнего дня.
Мы очень любили свою первую учительницу Анну Михайловну. Я вспоминаю ее с благодарностью и сейчас. И пытаюсь оправдать ее. Да, многие боялись зубной боли, «не дошли» бы до страшного кабинета, если бы знали, куда их поведут. И распоряжение администрации провести всех детей через кабинет стоматолога было бы частично не выполнено.
Цель у учительницы была благая: зубы лечить надо своевременно. Но эмоциональный шок от обмана засел занозой в ранимой детской душе. Именно психологический ущерб детям от этой акции и служит признаком ее манипулятивности. Выигрыш учительницы был в простоте организации «мероприятия». Это избавляло от повторного похода с уклонившимися, от воздействия на родителей и т.п.; проигрыш — моральный.
Манипуляция «А кто родители?»
При наборе детей в престижные классы (школы) встречаются случаи «конкурса» родителей: стараются взять тех детей, чьи папа и мама имеют возможность что-то сделать для учителя. Раньше это связывалось с дефицитом товаров. Работники торговли имели большое преимущество перед остальными. Теперь — материальное положение родителей, их возможности регулярно «благодарить» учителя.
На непонятливых родителей воздействуют придирками к ученику. Информация подобного рода довольно быстро распространяется в коллективе, и ученики «помогают» родителям осознать необходимость подарков, а также и их стоимость. Подобное «воспитание» уродует детей.
Манипуляция «Самоутверждение»
Власть над учениками для некоторых учителей является самоцелью. Они испытывают наслаждение, помыкая детьми. Тем самым реализуют свою потребность кем-то властвовать.
Характерные признаки таких учителей: управление учениками с помощью отрывистых команд: «Встал!», «Сел!», «Пошел к доске!», «Открыли дневники!» и т.д. Дети боятся таких учителей, как огня.
Скрытое управление со стороны учителей
Щадя самолюбие
Скрытое управление детьми играет положительную роль, если имеет целью (в отличие от манипуляции) пощадить их самолюбие и достоинство.
Они относятся к скрытому управлению. Дети — и подростки, и старшеклассники — чуть ли не больше всего на свете боятся быть осмеянными классом. Вызвать смех учеников легко, ведь потребность смеяться у них огромна (и значительно превышает соответствующую потребность взрослых). И потому мало-мальски остроумный, находчивый учитель может организован» дружный смех над кем-то из учеников.
Таких учителей побаиваются: потенциальные нарушители на уроках «берегут силы» для других учителе. Таким образом, если насмешки ожидают только нарушителей дисциплины или ленивых, то претензий к такому виду скрытого управления не имеется.
Другое дело, если насмешки использует учитель для давления на учеников без особой к тому необходимости, а тем более — для унижения кого-либо из них.
«Равняйся на старшего брата»
Если старшие брат или сестра учились в той же школе и лучше младшего ребенка, то сравнение с их успеваемостью постоянно довлеет над учеником. Практика показывает, что этот способ скрытого управления со стороны учителей весьма действен, особенно если проводится неназойливо (впрочем, плохим исполнением можно испортить любую самую замечательную идею).
Довольно часто приходится слышать рассказы бывших учеников о том, как пришлось всю свою школьную жизнь догонять пятерки своего старшего брат (сестры).
Мишенью воздействия здесь является конкуренции детей в семье за право быть лучшим. А арбитрами выступают учителя и родители. Приманкой — сравнение успеваемости.
Интерес к предмету
Он вызывается и прямым, и скрытым управлением.
Мишенью воздействия является природная любознательность детей. Но чтобы пробиться к ней через сухие формулировки правил и законов, нужны действенные приманки.
И здесь все, что рассказывалось выше об аттракции, о способах привлечения и удержания внимания, годится учителю.
О законе Бернулли и не умеющих плавать
Учителю предстояло рассказать на уроке об уравнении Бернулли, по которому давление внутри движущегося потока тем меньше, чем выше скорость его движения. Тема эта абстрактна и потому трудна для учащихся, поскольку их мышление конкретно. Понимая это, учитель физики начал рассказ довольно неожиданным образом:
- Почему входящие в реку, особенно те, кто не умеет плавать, чувствуют, что какая-то сила тянет их «на глубину»? Оказывается, по той же причине, по которой произошло следующее событие.
В 1912 году в открытом море случилось чрезвычайное происшествие. Крейсер обгонял большой пассажирский пароход. Неожиданно, когда они поравнялись, крейсер развернулся и ударил в борт парохода. В пробоину хлынула вода, он стал тонуть. Моряки крейсера с трудом спасли пассажиров и членов команды парохода. Морской суд долго не мог найти причину, ведь были все доказательства, что крейсер следовал на разрешенном международными правилами расстоянии и повернул самопроизвольно, не слушаясь рулей. После долгих разбирательств капитан был оправдан. Было доказано, что судно повернуло по закону Бернулли: борта судов образовали как бы стенки трубы с движущейся между ними водой. Давление при этом тем меньше, чем больше скорость. Скорость крейсера была большей, давление около его борта меньшим, поэтому он и «клюнул» носом в сторону парохода. По этой же причине затягивает купающихся на середину реки. Не умеющие плавать чувствуют это лучше, поскольку боятся глубины.
Мало сказать, что ученики выслушали этот рассказ с интересом. Они и запомнили его надолго. А вместе с ним и закон Бернулли.
Как видим, мастерство учителя должно включать умелое использование скрытого управления.
Письма родителям
Письма из деканата родителям студентов — это, как оказалось, сильнейшее средство мотивации последних к улучшению отношения к занятиям.
Вырвавшись из-под родительской опеки (особенно те, кто уехал из дома) и пользуясь слабым контролем в вузах за посещаемостью занятий, некоторые нагуливают себе большое число пропусков и
как результат — плохие оценки в сессии.
Многие из них «берутся за ум», лишь узнав, что деканат может сообщить родителям, как их дитятко оправдывает усилия семьи по содержанию его в стенах института.
Это удачный пример скрытого управления студентами.
Включить в работу каждого
Преподаватель проводит деловые игры по своему предмету. Приз: лучшая команда получает зачет автоматически. Преподаватель замечает, что некий студент практически не участвует в командной работе, сидит чуть в стороне.
Преподаватель подходит к этой команде со словами:
- Ребята, продуктивность групповой работы зависит также и от расположения участников. Наиболее эффективна работа тогда, когда группа садится в круг. Все равны, все друг друга видят и хорошо слышат. Давайте сядем так, и у вас будет больше шансов победить.
Этим нехитрым способом преподаватель избежал необходимости делать замечание пассивному участнику. Мишенью воздействия послужило желание членов группы победить в игре. Приманкой — информация о роли размещения участников.
Интересно, что пассивный студент все понял, о чем и сообщил на одном из следующих занятий в записке, когда участникам было предложено написать об известных им примерах скрытого управления. Такое воздействие на себе он оценил положительно.