Единственный царь и владыка сцены — талантливый артист.
К.С. Станиславский
Две главных задачи у артистов — привлечь к себе внимание и понравиться. Выдающиеся представители сценического искусства добиваются этого благодаря своему таланту, мастерству и самоотдаче, работая так, что каждая встреча со зрителями оставляет в их душе неизгладимый след. Такие становятся легендами.
«Раскрутка»
Однако многие другие, не отягощенные талантом служения искусству, расценивают возможность выступать перед людьми лишь как средство коммерческого успеха и «красивой жизни» на виду у всех. Возможности современных средств массовой информации позволяют «раскрутить» любую пустышку, если в нее вложены большие средства.
Так, известный продюсер Айзеншпис, работавший с Виктором Цоем, а затем — с Владом Сташевским, говорил, что сегодня уже миллиона долларов не хватает на раскрутку даже хорошего «товара».
Все образы поп-звезд созданы имиджмейкерами. Им исправляют внешние данные (зубы, прическа, осанка), учат владеть литературным языком, петь, двигаться. Определяют тип машины, домашнего животного, друга-подруги. Так повелось издавна: в принципе, залюбьш громким именем стоит конкретный имиджмейкер. Мауриц Штиллер создал Грету Гарбо из стокгольмской продавщицы, Йозеф фон Штернберг создал Марлен Дитрих, Наташа Рамбова — Рудольфе Валентино. Звездам пишутся новые биографии, издаются журналы для их поклонников, распускаются выгодные для них слухи.
Барри Алибасов в своем споре с налоговой инспекцией (передача «Суд идет», НТВ, 1998, 9 мая) подчеркивал, что в имидж актера входят внешность, голосовые данные, что понятно, но также и шикарная машина, и дорогие костюмы. Последние, по его мнению, должны подпадать под производственные расходы звезды. «Суд» не внял этим доводам, но имиджелогия должна это сделать, поскольку, действительно, упомянутые компоненты являются предметом обсуждения публики.
В этом плане прогнозируется информация, которая, несомненно, попадет в СМИ и оттуда — в массовое сознание, начиная, например, с имени «Алла» на борту персонального вагона Пугачевой, или «Линкольна» примы. Следующий уровень визуального образа исполнителя — костюмы. То, как одета та или иная «звезда», никогда не будет опущено в репортаже о ее выступлении.

«Мелькание» на телеэкране
Мы уже отмечали, что частые лицезрения какой-то персоны способствуют повышению ее привлекательности. Поэтому первое средство «раскрутки» — регулярное появление на телевизионном экране.
Профессия актера стала престижной в обществе только с появлением такого средства предъявления актера массовой аудитории, как кино. До того актеры были людьми второго сорта, «шутами». Вспомним переживания «Мистера Икс» в его знаменитой арии: и презирают его, шута, и «никогда не подадут руки». А еще раньше актеров хоронили за оградой кладбища как изгоев общества.
Ошеломить публику
Для посредственных, а то и просто бесталанных исполнителей второе после мелькания перед телезрителями средство обратить на себя внимание —эпатировать публику, ошеломить необычностью поведения, скандальными выходками, нарушением общепринятых правил и обычаев.
Об              эффективности такой тактики свидетельствуют, например, неожиданный для многих успех таких шоуменов, как Шура и Боря Моисеев. Первый шокировал беззубым ртом, шепелявым «пением» и немыслимыми женскими нарядами. Второй — тем, что настойчиво афишировал свои гомосексуальные наклонности и продажность богатым любовникам, вычурными костюмами, перьями, накладными ресницами...
Характерны и высказывания «звезд». Майкл Джексон: «Дети сами прыгают в мою постель»; Маша Распутина (отвечая на вопрос о Филиппе Киркорове): «Не люблю я мужиков-артистов. Они все очень капризные, к тому же голубые»; Барри Алибасов: «Для популярности любого артиста лучше слыть голубым».
Эксплуатируется и криминальная тема. Вот названия двух интервью Михаила Шуфутинского: «Я не блатной, я — просто фраер» и «Блатную жизнь люблю, но воровать боюсь».
Всячески подчеркивается сексуальность: заголовки интервью с Владом Ста- шевским «Девушки — как смена декораций», с Пресняковым-старшим: «Мой сын — самый сексуальный певец». Сценические наряды отвечают прежде всего цели подчеркнуть сексапильность любой ценой — вплоть до эротики.
Поп-культура выставляет напоказ именно то, что может заинтересовать максимальное число людей. Один пример: Стас Намин сообщает, что следующий номер его журнала «Стас» поместит на обложке портрет Иосифа Кобзона без парика; после этого он же дает опровержение.
А «примадонна» А. Б. собрала пресс-конференцию, чтобы поделиться сведениями, что сама посоветовала Филиппу Киркорову намекать на его якобы «транссексуальность», учитывая, что «голубые» — значительная прослойка слушателей. А теперь вот опровергает: он не испытывает сексуального влечения к представителям мужского пола.
Скандалы
«Пусть лучше говорят обо мне плохо, но только не забывают» — вот принцип, который толкает многих на скандальные поступки. Даже такие корифеи шоу- бизнеса, как Алла Пугачева, не чураются подобных приемов.
«Я скандалов не придумываю и не ищу. Скандалы сами находят меня». Почему же скандалы так легко находят примадонну? Потому что это наиболее верный путь, чтобы об артисте не забыли.

Возвращение А. Б. к гастрольной деятельности (после большого перерыва) ознаменовалось скандалом: на афишах примадонна оказалась изображенной с неприличным жестом. Трудно поверить, что такой искушенный в самоподаче человек, как А. Б., могла допустить подобную «оплошность» несознательно.
Пресс-конференция звезды с «оправданиями» лишь привлекла еще большее внимание публики.
Как видим, действует чисто западная аксиоматика, в соответствии с которой не так важно, плохо или хорошо о тебе говорят, важно, чтобы при этом не перевирали твою фамилию.
Личная жизнь напоказ
Наделал шуму рекламный трюк, когда мужчина и женщина жили в течение нескольких недель в витрине магазина. Перед ней всегда толпились зеваки. Устроители этого спектакля добились цели — привлечь внимание к этому торговому заведению.
Большинство поп-звезд реализует по существу тот же сценарий: распускают слухи о своих изменах-разводах, сошлись-разошлись, беременностях и прочее, — а потом опровергают, подбрасывают новую «клубничку» и т.д.
Не хочется говорить о «поющих трусах», остановимся лишь на безусловно талантливых артистах. Достоверно известно, что доходы каждого из участников звездной пары Пугачева — Киркоров резко возросли после их театрализованного бракосочетания, по всему смахивавшего на успешное коммерческое предприятие: оно привлекло внимание к обоим персонажам. Все сразу начинают высчитывать разницу в возрасте, строить прогнозы и т.д.
Разводились «на всю страну» Николаев, с Королевой, Лолита Милявская и Саша Цекало, Валерия со своим мужем — продюсером Шульгиным.
Теперь вошла в моду демонстрация посредственными певичками на телеэкране синяков, полученных от богатого мужа, вложившего миллионы долларов в ее раскрутку.
Поп-культура целенаправленно использует слухи и скандалы. Вот мнение Михаила Задорнова: «Есть артисты, для которых это как наркотик — когда их обсуждают. Но за всем, по большому счету, стоят деньги. И у артистов на это чутье. После того как проходит какая-то серьезная сплетня о каком-то артисте, вырастают гонорары. Очень резко».
Кристина Орбакайте дает интервью под заголовком «К сплетням я привыкла»: «Есть целая система организации скандалов. Кто-то это делает специально, чтобы поддерживать свою популярность». Приведем примеры еще нескольких заголовков: Лайма Вайкуле: «Самая интересная сплетня обо мне, это...», Станислав Са- дальский: «Как делаются скандалы».
Питательной средой для возникновения слухов, сплетен является интерес публики к личной жизни публичных людей, какими являются представители шоу- бизнеса.
Найдены и вполне цивилизованные средства для удовлетворения зрительского любопытства. Пользующаяся большой популярностью передача «Пока все дома» показывает семью знаменитости, интерьер жилища, домашних животных. А передача «Смак» привлекает зрителей не столько рецептами приготавливаемых блюд, сколько возможностью понаблюдать за известными людьми «на кухне» — что они готовят, как одеты, как держатся.

С целью привлечения внимания имиджмейкеры сами конструируют события и информацию, могущие вызвать интерес публики. Например, группу «Роллинг Стоунз» постоянно сопровождал шлейф событий, которые затем разносила пресса. То девочка-подросток упала с балкона, то был сорван концерт португальского пианиста, проходивший в соседнем помещении, то шеф полиции отключает микрофоны, чтобы остановить разбушевавшуюся толпу.
В качестве другого примера приведем сообщение «Комсомольской правды» (1997, 28марта) о выпуске альбома «Flaming Pie» («Огненный пирог»): «Маккартни, две недели назад возведенный английской королевой в рыцарское звание, сказал, что пластинка посвящена памяти Джона Леннона. В1961-м году в одном из интервью на вопрос о происхождении названия группы Джон Леннон ответил, что у него было видение, в котором человек, сидящий на огненном пироге, сказал: «С этого дня вы будете называться «Битлз»! Сначала предполагалось, что название пластинки относится к деятельности Линды Маккартни по производству полуфабрикатов для вегетарианцев».
В нескольких предложениях есть и рыцарское звание, и история происхождения названия, и даже полуфабрикаты для вегетарианцев. Каждый читатель для пересказа получает свой «квант» сведений, который затем сможет вытянуть за собой и остальные порции информации. Из этого примера видно, что выпуск альбома персонализируется, он входит в нашу память с определенной эмоциональной аурой. Тем более что сообщение проиллюстрировано фотографией, где изображены Маккартни и королева с надписью (кстати, тоже «работающей») «Королева Елизавета и ее рыцарь Пол».
  1. МОДЕЛЬ САМОПРОДВИЖЕНИЯ

Истина — дочь времени.
Цицерон
Все сказанное в этой главе о самопродвижении укладывается в следующую модель этого вида влияния:
Мишень воздействия — заинтересованность адресата поддержать более компетентного и /или уже чего-то добившегося инициатора, который более способен решить насущные проблемы, волнующие адресата.
Вовлечение — демонстрация инициатором своей компетентности, успехов, привлекательности, высокого статуса и власти.
Фон — позитивная оценка адресатом инициатора как человека, достойного продвижения.
Побуждение — призыв инициатора (открытый или угадываемый) поддержать его продвижение.

Глава 14