Обучение навыкам саморегуляции может проводиться в различных условиях, наилучшее из которых — специально оборудованный и оформленный «кабинет психологической разгрузки» (Филимонен-ко, Тимофеев, 1991).
В соответствии с данными, приводимыми в научной литературе советского времени, кабинеты психологической разгрузки (КПР) были снабжены нужным оборудованием и успешно работали, например, на одесском заводе «Стройгидравлика», в структуре психофизиологической лаборатории Люберецкого коврового комбината, на Владимирском тракторном заводе, в Самборском районном объединении «Сельхозтехника», на Херсонском судостроительном заводе и в ряде других мест (Сочнева, 1985). Делались также попытки рассчитать экономический эффект от внедрения КПР (Марголин, Чукович, 1983).
Обобщение такого опыта показывает, что оборудование и оформление КПР только как места, где проводятся занятия AT нецелесообразно. Кабинет должен быть таким, чтобы там оказалось удобно вести разнообразную психологическую работу: психодиагностику Wконсультирование, сеансы мышечной релаксации, занятия социально-психологического тренинга, деловые игры и т. д.
Если говорить только о задаче обучения и использования навыков мышечного расслабления, то весьма желательно иметь в КПР хорошую звукозаписывающую и воспроизводящую аппаратуру, диапроекторы, систему плавного включения и выключения света. Непосредственно для использования в сеансах релаксации разрабатывались специальные технические устройства.
Так, например, описан прибор и метод для нервно-психической релаксации, предполагающий плавное и незаметное для обучаемого изменение вибрации звука и света, под которые тот должен подстраивать свое дыхание (Мельников, Еникеев, 1978). Первоначально задаваемый ритм вибрации соответствует учащенному дыханию, затем нормальному и, наконец, дыханию спокойно спящего человека. Была даже изложена схема светозвукового релаксатора (Мельников, 1980). Этот прибор воздействует на обучаемого трояко: ритмичной пульсацией световой панели, шумом морского прибоя, звуком метронома (72 удара в минуту). Сообщалось о создании программатора «Оптимист-1» (Алиев, 1984), который делает возможным систему теплового, аудиосветового и электрического воздействия на обучаемого, сопряженную с помощью микроЭВМ с системой магнитной записи. Нетрудно заметить, что во всех этих перечисленных устройствах моделируются монотонные воздействия на различные органы чувств, как это принято в классической методике вызывания гипнотического сна.
Чтобы групповое обучение проходило эффективно, сам ведущий (специалист кабинета психологической разгрузки) должен владеть навыками саморасслабления на уровне достижения эффектов «успокоения» и «восстановления». Подготовка к ведению обучающих занятий может осуществляться самостоятельно, а также с помощью магнитофонных записей обучающих занятий AT Ведущему целесообразно использовать записи для развития и закрепления своих собственных навыков релаксации. Прослушивая их, можно познакомиться с вариантами дикторского исполнения и музыкально-шумового сопровождения занятия.
Однако формы работы других специалистов не следует абсолютизировать: в конечном итоге ведущий должен выбрать такой стиль ведения, который будет максимально соответствовать его опыту, темпераменту и личности как руководителя обучения. Здесь по аналогии с гипнозом можно выделить три типа демонстрируемого отношения ведущего занятия к обучаемым:
  1. «Отцовское» отношение: разноплановое подчеркивание своей профессиональной компетентности, уверенность в своей способно-) сти вызвать у обучаемых релаксацию, научить навыкам саморегуляции. При таком типе отношения важно не столько то, чтобы ведущий был таковым, сколько то, чтобы обучаемый его так воспринимал.
  2. Партнерское отношение: настойчивое утверждение внутренних, а не гетерогенных источников тех изменений в самоощущениях, которые происходят по ходу релаксации; подробное разъяснение психофизиологических механизмов релаксации; акцент на убеждении и совместном с обучаемыми поиске ответов на встающие при выполнении упражнений вопросы.
  3. «Материнское» отношение: демонстрация сочувствия, стремление помочь обучаемым, чуткое реагирование на поведение и со стояние обучаемых.

Все типы отношений в равной мере эффективны при обучен: релаксации. Ведущему важно сначала выбрать тот из них, который наиболее соответствует его возможностям и склонностям, а затем с временем научиться работать и в иных «ролях».
Оптимальным оказывается положение, при котором ведущий посредственно ведет занятия AT, т. е. сам проговаривает словесную программу расслабления. Этим создается более сильная мотивации к овладению саморегуляцией у обучаемых, повышается престиж специалиста КПР, обозначается область именно его профессиональной компетенции. На первых порах он может просто зачитывать тексты формулами. Однако с самого начала нужно пояснить: конкретны словесный состав программ допускает изменения. Их язык должен быть субъективно близок ведущему, а их содержательная часть соответствовать условиям и целям обучения.
Есть несколько правил, касающихся того, какое проговаривай текстовой части занятая ведущим допустимо:
1. Речь ведущего должна быть естественной. Не следует увлекаться обыденными и далекими от действительности стереотипами, почерпнутыми из кинофильмов, — не надо говорить «гипнотическим голосом»: очень медленно, многозначительно, с затягивание ем звуков и «подвыванием». В значительной степени роль ведущего заключается в том, что на время занятия он становится как бы вынесенной вовне памятью обучаемых. В каком-то смысле он просто перечисляет для них порядок и содержание действий по расслаблению.
  1. Ритмический рисунок речи целесообразно соотносить с ожидаемой глубиной расслабления обучаемых. В самом начале занятия речь ведущего (по темпу и интонационному рисунку) должна звучать совершенно обычно. По мере последовательного выполнения релаксационных упражнений ее следует замедлять, вплоть до одного слова на каждом выдохе. Одновременно с этим целесообразно увеличивать длительность пауз между отдельными формулами и словами внутри формул. На этапе выхода из состояния расслабления скоростные характеристики речи нужно восстановить до привычных.
  2. Желательно присутствие умеренной эмоциональной окрашенности речи. Неоправданно значительное усиление эмоциональности, к чему невольно стремятся ведущие в заключительной части занятия. Однако также нежелательна и нейтральность, бесстрастная монотонность. Интонация должна выражать приятное долгожданное облегчение при расслаблении и тихую радость при переходе от релаксации к умеренной активности.

Если ведущий планирует использовать магнитофонные записи для обучения других людей, то в его обязанности входит: изложение обучаемым информационной части занятий; плавное выключение освещения; включение вместе с магнитофоном диапроектора; демонстрация по ходу вводной части занятия серии из 3—7 слайдов, увеличение масштаба изображаемого; включение освещения по окончании сеанса; ответы на возможные вопросы.
Курс обучения релаксации может включаться в график работы организации тремя разными способами:
1. Руководитель организации приказным порядком предписывает тем или иным категориям работников в соответствии с утвержденным графиком посещать занятия в КПР. При этом к работе кабинета у людей изначально формируется отрицательное отношение, как ко всякому начальственному насилию. Улучшение состояния после занятий AT, естественно, оказывается минимальным или отсутствует вообще.
2- Упор делается на пропаганду положительного влияния AT на настроение, состояние здоровья и работоспособность, после чего формируются группы работников, проявивших добровольную заинтересованность в обучении. «Рекламировать» AT нужно исходя из основных эффектов действия релаксации на состояние человека (успокоение, восстановление, программируемость) и соответственно выделяя людей напряженных, тревожных, эмоционально неустойчивых, с различными заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Кроме того, полезно учесть некоторые социологические характеристики людей, наиболее охотно и устойчиво участвующих в различного рода психологических мероприятиях: возраст 20-50 лет, преимущественно женщины, преимущественно инженерно-технические работники, люди с высшим или средним образованием. Их основными личными мотивами посещение занятий, как правило, являются: самопознание и самовоспитани (48% всех обследованных), управление своим состоянием (44%) накопление знаний для работы с людьми (37%). После комплексных психопрофилактических мероприятий обучаемые отмечаю у себя улучшение психического и физического состояния (47%), улучшение отношений с людьми (29%), повышение работоспособности (2%).
3. Наиболее эффективный, по нашим наблюдениям, путь. Для категорий работников, регулярно проходящих дополнительную профессиональную подготовку (курсы лекций, развернутое инструктирование или контроль знаний и навыков по специальности и т. д.), занятия AT включаются как элемент учебного плана такой подготовки. Тем самым обеспечивается естественная установка н необходимость обучения вообще и обучения AT в частности. Это хорошо воспринимается учебными группами, оказывается успешным, потому что в памяти обучаемых надежно фиксируется ка" процедура расслабления, так и положительное к ней отношение.
Благоприятное отношение инженерно-технического персонала занятиям по саморегуляции отчасти объясняется их более высоким образовательным уровнем по сравнению с рабочими, но прежде всего оно связано с рядом специфических особенностей труда этих работников. К таким особенностям относятся:
  1. Менее явная зависимость между результатами труда, его оплатой и временем пребывания на рабочем месте (поэтому для служащих проще организовать обучающие занятия).
  2. Высокая вероятность возникновения в ходе работы нервно-психической напряженности, поскольку нечеткими оказываются критерии распределения и оценки их труда (напомним, что первый и наиболее выраженный эффект релаксации — «успокоение»). 3. Незначительный объем физической активности как главного звена разрядки эмоциональной напряженности (см. материал о работе вегетативной нервной системы), большая вероятность расстройств сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта.

Так, при пропаганде посещения КПР среди инженерно-технических работников, а также работников управления целесообразно доводить до них следующую информацию. По данным Всемирной организации здравоохранения, люди преимущественно умственного труда составляют около 84-90% от общего числа больных инфарктом миокарда. В 1,5-2 раза чаще, чем занимающиеся физическим трудом, они страдают гипертонией. И наконец, по данным Санкт-Петербургского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, уровень полученного образования прямо соотносится с вероятностью появления невротических расстройств: 77% пациентов отделения неврозов имеют высшее образование, 21% — среднее и только 2% — неполное среднее образование.
Группу добровольцев AT не рекомендуется делать слишком большой по численности. Оптимальный ее размер — 10-12 чел., при котором на каждом занятии можно учитывать и контролировать состояние всех участников. При добровольном наборе обучаемые постепенно отсеиваются, некоторые отказываются проходить обучение до конца. Исследователи свидетельствуют, что преждевременно прекращают обучение около 20-30% первоначально записавшихся (Райков, 1973; Konig W., G. Di Pol amp; Schaeffer G., 1979). Относиться к этому нужно спокойно, ибо уходят те, кто не имеет действительной необходимости в специальном «успокоении» и «восстановлении», а также те, кому по каким-то причинам не подходит данная (релаксационная) методика саморегуляции.
При переходе от обучающих занятий к разгрузочным количество Добровольных участников групп AT продолжает постепенно сокращаться. Занятия оставляют те, кому опыт занятий помог нормализовать свое психофизиологическое состояние. В итоге сохраняется небольшая группа людей, постоянно посещающих кабинет. Есть основания полагать, что им необходима более глубокая и серьезная психотерапевтическая поддержка, чем предоставляемая в рамках производственного варианта мышечной релаксации.