Основной его характеристикой является недоверие и подозрительное отношение к другим людям, со склонностью перекладывать ответственность за происходящее, и в особенности собственные промахи и неудачи, на других. Подозрительность и поиск скрытых враждебных мотивов в поведении окружающих сохраняются даже в благоприятных ситуациях. Себя эти пациенты воспринимают как добродетельных, борцов за справедливость, которые страдают от недоброжелательности окружающих. При этом другие люди представляются как враждебные, манипулирующие, стремящиеся к заговорам и тайным коалициям против пациентов. В ответ на эти представления на эмоциональном уровне часто возникают тревога относительно скрытой угрозы и гнев в ответ на «неблаговидные поступки» других. Такое поведение нередко вызывает в ответ отвержение и враждебность со стороны окружающих, что подтверждает обоснованность подозрений, формируется порочный круг. Пациенты часто не доверяют действиям врачей, считают, что они относятся к ним недостаточно внимательно и имеют намерение использовать пациента для достижения собственных корыстных целей. В клинической беседе часто обеспокоены тем, насколько сообщенная информация может быть доступной для других, сохранится ли «врачебная тайна», нередко пытаются устроить врачу «небольшой экзамен» для проверки уровня его компетентности, также часто обращаются с жалобами в вышестоящие инстанции или суд. При работе с этими пациентами рекомендуется особенно тщательно вести медицинскую документацию, подробно рассказывать о характере проводимых медицинских процедур и возможных осложнениях, предоставляя пациенту самому принимать решение на основе полученной информации. Необходимо соблюдать достаточную дистанцию в отношениях врач - больной, с ограниченным проявлением эмоционального сопереживания. Пациенты, как правило, реагируют усилением тревоги в ответ на возможную близость. Врач должен демонстрировать компетентность, давать ясные однозначные ответы. Имеет смысл сразу признавать ошибочные суждения, избегая защитных, путаных объяснений. Основные диагностические критерии:
- Чрезмерная чувствительность к ситуациям фрустрации.
- Больной испытывает неприязненные чувства и не прощает обид и оскорблений, реальных или воображаемых, при этом сам склонен высокомерно относиться к другим.
- Подозрительность со склонностью к искажению фактов и поиску враждебных намерений в нейтральных или дружественных действиях других людей.
- Пациент стремится бороться за свои права и часто чувствует себя ущемленным, вне зависимости от характера ситуации.
- Повторные и неоправданные подозрения относительно сексуальной верности партнера.
- Стойкое переживание своей повышенной значимости с тенденцией относить все происходящее вокруг на свой счет.
- Увлеченность несуществующим «скрытым смыслом», интерпретацией событий, происходящих с данной личностью или в целом, в мире, стремление во всем видеть «тайный заговор».
Для постановки диагноза пациент должен удовлетворять как минимум трем из этих критериев.
Наиболее оправданной для пациентов является длительная поддерживающая индивидуальная психотерапия с возможным включением в группы при достижении необходимого прогресса в лечении. Пациенты плохо реагируют на методы релаксации, которые могут успешно применяться ВОП в других случаях. Необходимость пациенту закрыть глаза в присутствии другого человека является для них стрессовой ситуацией, вызывающей усиление тревоги, что может служить дополнительным косвенным признаком, позволяющим заподозрить параноидное расстройство личности. Суггестивные методы также противопоказаны таким больным. При проведении психотерапии имеет смысл предоставлять большую свободу пациентам относительно выбора времени, частоты сессий, иногда оптимальным для них оказываются встречи один раз в 2 недели. В психотерапии рекомендуется сфокусировать лечение на повышении чувства самоэффективности и навыках проблемно-решающего поведения, а также формировании более реалистичного представления о других людях, их намерениях и чувствах. Чрезмерная настороженность и бдительность пациентов определяет потребность не допустить ситуации, где пациент, не имея необходимых навыков, может потерпеть фиаско и оказаться беспомощным. Уверенность в своих силах ведет к ослаблению параноидных тенденций. В ходе психотерапии необходимо признание того, что часть людей из окружения пациента действительно могут испытывать к нему негативные враждебные чувства, что необязательно имеет катастрофические последствия. На начальных этапах следует избегать исследования чувств больного, так как это лишь усиливает тревогу и защитные реакции, необходимо также избегать открытой конфронтации. Наиболее эффективной является рациональная психотерапия, в частности сократовский диалог, и другие приемы, позволяющие пациенту проявить инициативу и самому сделать нужные выводы. Врач должен помочь пациенту более реалистично оценивать поступки и намерения других людей и лучше понимать позицию окружающих.