Данное расстройство личности известно с ХШ в. под названием «морального безумия», оно было первым формально признано в США, включалось во все классификации DSM. Основным его проявлением является систематическое игнорирование и нарушение прав других людей, нередко с применением насилия и агрессивным поведением. Расстройству личности часто сопутствуют алкоголизм и наркомания. Пациенты эгоцентричны, лживы, используют окружающих для достижения своих целей, пренебрегают интересами своих близких, в том числе и детей, для них другие являются всего лишь «инструментом» для достижения своих целей. Склонны испытывать меньшую тревогу, чем другие люди. Ярким примером такой личности является Алекс, герой фильма Стэнли Кубрика «Заводной апельсин». Основные диагностические критерии:
  1. Бессердечное равнодушие к чувствам других, неспособность к эмпатии.
  2. Отчетливая стойкая безответственность, игнорирование социальных норм, правил и обязанностей.
  3. Неспособность к поддержанию устойчивых отношений при отсутствии трудностей в их установлении.
  4. Чрезмерно низкая фрустрационная толерантность и низкий порог появления агрессивного, в том числе насильственного поведения.
  5. Отсутствие осознания вины или неспособность извлекать уроки из негативного жизненного опыта, в особенности наказания.
  6. Выраженная склонность обвинять окружающих или предлагать благовидные объяснения поведению, приводящему к конфликту с обществом.
  7. Постоянная раздражительность.

Для постановки диагноза пациент должен удовлетворять как минимум трем из вышеперечисленных признаков.
Лечение пациентов является крайне сложной задачей и должно проводиться специалистами. Из-за отсутствия совести и моральных принципов у них нет собственного желания измениться, и они обращаются на лечение под давлением окружения, вплоть до решения суда о принудительном лечении. Существует мнение, что это не болезнь, а всего лишь псевдоклиническое название для преступных элементов.
При контактах ВОП с этой группой пациентов следует соблюдать определенные меры предосторожности:
  • не стоит таких пациентов оставлять в кабинете без присмотра;
  • не хранить на виду рецептурные бланки;
  • не хранить на виду сильнодействующие лекарственные препараты;
  • с осторожностью отвечать на вопросы, касающиеся возможного применения лекарств с неблаговидными целями.

Беседа должна ограничиваться конкретными жалобами пациента и необходимым для него лечением.
В качестве психотерапии полезной может быть групповая психотерапия с правильно подобранным составом группы. Необходимо стимулировать больного к поиску более конструктивных альтернатив своего поведения, обучать его дифференциации между контролем и наказанием, между конфронтацией с реальностью и возмездием. При этом пациенты могут получать большее удовлетворение от успешной манипуляции и обмана психотерапевта, чем от собственного прогресса в психотерапии. На сегодняшний день имеются очень скромные достижения в лечении этого расстройства.