Как и в процессе повседневного общения, когда мы пытаемся оценить и понять другого человека, в клинической оценке важную роль играют два аспекта: задача и отношения, или содержание и процесс. Первый предполагает получение необходимой фактической информации; второй же касается таких форм .взаимоотношений, как эмпатия, чувства, доверие, дружелюбие и желание сотрудничать. При этом оба компонента в равной степени важны. Однако если использованию первого компонента легче научить и научиться, то второй, хотя он и поддается описанию, нужно испытать на собственном опыте или прочувствовать в процессе развития индивидуального мастерства. Необходимость соблюдения этого порой хрупкого равновесия между задачей и отношениями является одной из причин, по которой клиническая подготовка всегда требует от специалиста практической работы с клиентами и пациентами под руководством супервизора — помимо получения теоретического образования и прохождения тренинга (АРА, 1993).

Главной задачей клинициста традиционно являлась индивидуализированная оценка, сфокусированная на отдельном человеке или группе людей. Разумеется, при сборе информации (содержания) клиницист всегда может воспользоваться стандартной батареей тестов, однако результат их выполнения всегда оказывается индивидуализированным — для клинициста им становится решение, отчет или какое-либо иное действие, направленное на отдельного человека или ситуацию. Иногда индивидуализированная оценка включает отбор и классификацию: например, если задача состоит в том, чтобы отобрать клиента в новую терапевтическую группу или отнести нового пациента к той или иной диагностической категории. Но в большинстве случаев оценка представляет собой нечто большее, чем лишь отбор и классификация; она позволяет решить, каким образом преодолеть проблемы, стоящие перед клиентом, как предотвратить или затормозить развитие новых проблем или как изменить его жизненную ситуацию. Такая оценка представляет собой рабочий образ, учитывающий уникальную биографию человека, его привычки, страхи, сильные и слабые стороны, тем самым способствуя оптимизации психотерапии или управления процессом вмешательства. Она позволяет очертить контуры уникальной жизненной ситуации пациента, а также определить имеющиеся в наличии семейные и общественные ресурсы.

Помимо содержательного компонента или ориентации на задачу существенное значение для обследования имеет социоэмоциональный, или процессуальный компонент. Какого типа взаимоотношения установились между нами? Насколько откровенно высказывает клиент свои сокровенные мысли и чувства? Как воспринимается им роль клиента или пациента в конкретном учреждении или кабинете психотерапевта? В какой мере влияет на процесс оценки этническая принадлежность клиента и клинициста? Имеют ли значение возрастные, половые и гендерные различия между обеими участниками ситуации? Какое влияние оказывают все эти факторы на процесс обследования? Как мы уже говорили выше, процесс обследования сам по себе может оказывать терапевтический либо, напротив, антитерапевтический эффект. Все перечисленные факторы могут влиять на установление раппорта между оценивающим лицом и клиентом, а следовательно, на качество и практическую полезность собранной информации. Кроме того, все эти факторы могут влиять на формирующиеся у обеих сторон образы, на тестируемые гипотезы и на решения, основанные на данных обследования. Иногда гармоничные отношения в психотерапии описываются французским термином раппорт (en rapport).

В большинстве случаев клиенты сами заинтересованы в обследовании и относятся к его проведению благожелательно, особенно когда они обращаются за помощью добровольно и придерживаются реалистичных ожиданий в отношении психологических услуг, которые могут быть им оказаны. Клиницисту всегда следует иметь в виду, что любые слова клиента естественным образом фильтруются через восприятие им ситуации и характер предполагаемой ему роли. Таким образом, одной из составляющих первичной оценки, подготавливающей почву для последующих интерпретаций, является определение установок клиента и его отношения к задачам, ставящимся перед ним в ходе обследования, а также зачастую объяснение целей и планов проведения обследования.