Трудно найти адекватный перевод английского слова screening. В большинстве западных стран со скринингом ассоциируют «раннюю диагностику» и «вторичную профилактику рака», включающие тестирование людей по специальным программам для выявления преклинических и асимптомных форм заболевания. К методам скрининга предъявляются строгие требования. Метод должен быть эффективным и специфичным, удобным в применении, приемлемым для пациентов, недорогим, стандартным и т. д.
Не все опухоли целесообразно выявлять с использованием скрининговых программ. Не имеет смысла обследовать все население, если опухоль на данной территории является редкой, или организовывать поиск тех опухолей, лечить которые онкологи пока не могут (например, рак печени или поджелудочной железы). И наоборот, если опухоли предшествует длительная доклиническая фаза и ее относительно легко лечить в ранних стадиях, она должна быть объектом скрининга. Таким образом, критериями разработки скрининговых программ обычно являются характеристики опухолей. Рак легкого может быть обнаружен рано, до появления симптомов, но большинство его низкодифференцированных форм к этому времени уже имеют метастазы.
Нам представляется, что наиболее успешной является реализация скрининговых программ по выявлению рака молочной железы, шейки и тела матки, толстой и прямой кишки, в определенной мере — малигнизированных пигментных невусов, некоторых форм рака легкого, простаты, щитовидной железы, мочевого пузыря, желудка, яичников, ротоглотки, яичек и лимфатических узлов.
Очевидно, что важным для клиницистов является не только знание возрастного периода, в котором опухоль с наибольшей вероятностью проходит доклиническую фазу развития (ДФРО), но и оптимальные сроки применения скрининговых тестов (ОСПСТ) (рис. 5).
Для большинства опухолей оптимальные сроки применения скрининговых тестов — возраст пациентов 35—55 лет (с индивидуальными колебаниями для отдельных видов опухолей).
У женщин в возрасте от 40 до 60 лет чаще всего встречается рак молочной железы, затем — желудка. Рак тела и шейки матки почти
Рис. 5. Период развития рака и оптимальные сроки применения скрининговых тестов (ОСПСТ) до появления метастазов
во всех возрастных группах занимает 3—4-е место. Происходит увеличение частоты заболеваемости раком щитовидной железы, яичников и тела матки. Поэтому все женщины старше 40 лет должны проходить маммографию 1 раз в 2 года, а старше 50 лет — ежегодно. Не реже 1 раза в год на территории проживания все женщины должны проходить обследование в смотровых кабинетах поликлиники или женских консультациях. Специально подготовленные акушерки в состоянии выявить не только опухоли гениталий, но и предопухолевые и опухолевые заболевания молочной железы, кожи, щитовидной железы, прямой кишки. Осмотр женщин должен обязательно сочетаться с цитологическим исследованием соскоба с шейки матки.
В возрасте старше 40 лет часто поражаются ободочная и прямая кишки (частота встречаемости этой разновидности рака за последнее десятилетие увеличилась вдвое). У мужчин старше 60 лет отмечается повышенный риск развития рака предстательной железы. У мужчин старше 40 лет обязательными являются пальцевое исследование прямой кишки и предстательной железы, анализ кала на скрытую кровь (гемокульттест или ВМ колон-тест альбумин). Перспективным направлением скрининга являются исследования с использованием опухолевых маркеров (см. Приложение 1).
В связи с неуклонным ростом частоты рака легких особую значимость приобретает использование и совершенствование флюорографического метода, хотя число ошибок при чтении флюорограмм остается высоким.
Распознавание раннего рака желудка требует широкого применения хромогастроскопических исследований с морфологической оценкой состояния слизистой, которые трудно осуществлять на этапе общего скрининга. Для решения этой задачи необходимо формирование и регулярное обследование групп повышенного риска.
На всех этапах выявления злокачественных опухолей и формирования групп повышенного риска анамнез (анкетный опрос) и клинический осмотр играют ведущую роль.