Проблемам психологии и деонтологии в онкологии всегда отводили важное место. Не случайно одним из основоположников клинической онкологии Н.Н. Петровым в книге «Вопросы хирургической деонтологии» проблемы онкологической деонтологии рассматриваются весьма подробно.
Страх населения перед раком чрезвычайно велик. Первичная эмоциональная реакция больных на одно только направление их к онкологу, по нашим данным, заключается в паническом страхе более чем у 65% опрошенных, при этом у 19% она проявляется в неуверенности в том, что они смогут вернуться домой, в составлении семейных наказов и завещаний, а у 6% — в мыслях о суициде. Многие считают, «если рак — спасения нет». Такая ситуация обусловлена тем, что население осведомлено о всех случаях, которые заканчивались трагически, и совершенно не знает о тех больных, у которых рак выявлен и излечен своевременно. Этому в определенной мере способствует соблюдение правила неразглашения врачебной тайны.
В последнее время проблемы деонтологии в онкологии г ретают новые черты в связи с успехами в диагностике и лечы только ранних, но и ряда выраженных форм злокачественны холей. На повестку дня встала необходимость обсуждать во отказа от лечения пациентов, выявленных в доклинической (j естественно, не чувствующих себя больными, а также вопроа хологии другой категории больных с клиническими проявле] на первых этапах заболевания, объясняющих свои ощущени чайными причинами и пытающихся исцелиться с помощью э сенсов и разного рода нетрадиционных средств.
Особую значимость сохраняет деонтология в отношении ных, страдающих тяжелыми, трудноизлечимыми заболевай когда от медицинского персонала и родственников требуется шо продуманная, поэтапная психологическая работа в сочет; паллиативными медицинскими мероприятиями, мобилизаци личных качеств и опыта.
Совершенно очевидно, что решение вопросов психоте в деонтологии не может быть однозначным. Это связано, п всего, со стадией, перспективами лечения, психическим сост ем больного на разных этапах обследования, лечения и дисп; ного наблюдения. Каждый студент, а тем более врач, должен представление о надлежащем поведении у постели онкология* больного. Необходимо помнить, что неадекватность поведен1 тактики и нарушение деонтологических норм могут повлечь бой тяжелые последствия и отразиться на результатах лечения
Деонтология (от греч. deon — долг) — наука о должном. I фессиональном плане деонтология является составной часты вально всех сторон медицинской практики. Ключевым в онкlt; ческой деонтологии является вопрос о том, говорить или не гое пациенту правду о заболевании. Как должным образом пост; чтобы эти сведения были полезны самому больному? Как дол образом убедить больного в необходимости применения целог специальных методов обследования и последующего лечения, рые нередко являются травматичными, а порой — калечащим]
Серьезность прогноза заболевания, возможность появлен цидивов при, казалось бы, радикальном излечении, вынуждаю ча не раскрывать всей сути патологического процесса. Одна] вовсе не значит, что больных необходимо на каждом шагу 061 вать. Речь идет лишь о «несгущении красок». Все объяснения с ным должны строиться на фактических данных.
После «первичной эмоциональной реакции» у каждого пациента с онкологическим заболеванием спустя определенное время появляется «реакция отталкивания» или «сомнения» («возможно, это не так» или «если и есть что-то, то не сильно запущенное»). Подобные мысли — это та «соломинка», за которую хватается «утопающий». Долг врача — поддерживать это сомнение, создавая «оптимальный план лечебно-диагностических мероприятий при максимальном щажении психики».
Психологическая подготовка больного начинается до поступления в онкологическую клинику и продолжается в процессе обследования. Нет необходимости разубеждать больного в том, что у него нет рака. Напротив, перед тем или иным исследованием, например лапароскопией, следует высказать определенные сомнения в диагнозе и обосновать необходимость их разрешения путем непосредственного осмотра и взятия мазков на микроскопию. Следует объяснить больному суть исследования, сказать о его безопасности.
Доверительная беседа с больным, основанная на реальных фактах, но не раскрывающая всей тяжести болезни, приносит двойную пользу: больной, не испытывая особого страха, становится помощником врача, а после исследования облегчается задача убеждения его в необходимости операции или специальной терапии.
Студентам, прежде чем приступить к курации онкологического больного,следует:
  • получить инструктаж, касающийся ориентации больного на то или иное заболевание и степени раскрытия диагноза;
  • вспомнить или ознакомиться с минимальным перечнем латинских и иных терминов, используемых в клинике;
  • для доклада в палате подготовить письменно его лаконичную схему с учетом принятых деонтологических принципов;
  • в докладе у постели больного избегать лишних слов и, в частности, таких определений, как «больной» или «больная», достаточно фамилии, а при повторных упоминаниях — имени и отчества, что поддерживает достоинство человека, находящегося на больничной койке, в то время как обезличенность и «ярлык» нового статуса усугубляют тяжесть его психического состояния.

Рекомендуемая литература:
Корж С. Б. Деонтология в онкологии. Минск: Беларусь, 1975.
Блохин Н.Н. Деонтология в онкологии. М.: Медицина, 1977.
  1. Общие принципы лечения и реабилитации

  2. Выбор методов лечения больных со злокачественными опухолями базируется на результатах уточняющей диагностики, установлении общих и местных биологических особенностей заболевания и соматического состояния.
    Целевые установки



Разобраться:
Следует ли показания для лечения онкологического больного определять как жизненно важные, не терпящие отлагательств на неопределенный срок с учетом целесообразности и способности пациента перенести это лечение на данном этапе?
К местным критериям выбора методов лечения относят:
  • локализацию опухоли и степень нарушения функций органа;
  • стадию или TNM;
  • гистотип и степень дифференцировки клеток (G);
  • анатомический тип роста опухоли.

Общебиологическими критериями организма и заболевания являются:
  • возраст и состояние жизненно важных органов;
  • состояние обменных процессов и иммунитета;
  • гормонально-физиологический статус (для женщин);
  • сопутствующие заболевания.

Радикальность лечения опухоли рассматривают с двух позиций: клинических и биологических. С клинической точки зрения, лечение называют радикальным, если после его проведения не остается очагов опухоли, определяемых клинико-морфологическими методами. С биологической точки зрения, степень радикальности лечения оценивается через 5 лет. Паллиативным называют лечение, не устрани-.

ющее всех очагов опухоли, а симптоматическое лечение направлено на ликвидацию лишь осложнений и определенных симптомов заболевания.
В зависимости от методов воздействия на злокачественную опухоль лечение может быть хирургическим, лучевым и лекарственным (химиотерапевтическим, гормональным и иммунотерапевтиче- ским), а в зависимости от их компонентное™ — комбинированным, комплексным, сочетанным или монокомпонентным.
Под комбинированным методом лечения понимают использование двух принципиально разных методов, например хирургического и лучевого, а под комплексным — применение более трех разноплановых методов воздействия на злокачественную опухоль. Сочетание однородных методов с разными механизмами действия или с применением разного технического оснащения относят к «сочетанной терапии» (например, телегамма-терапия в сочетании с внутрипо- лостной гамма-терапией).