Вторым главнейшим научным направлением кафедры были судебная токсикология и судебно-медицинская экспертиза отравлений. Активное его формирование относится к деятельности профессора Евгения Венцеславовича Пеликана, руководившего кафедрой в период 1852-1857 гг. Следует, однако, подчеркнуть, что истоки этого направления относятся к более раннему времени.
В "Наставлении врачам при судебном осмотре и вскрытии мёртвых тел” (1829) помимо глав, посвящённых осмотру и вскрытию трупа, составленных по материалам Буяльского, были включены и главы "Об исследовании отравлений" (гл. 8), "о противодействующих средствах, употребляемых для открытия ядов" (гл. 9). Эти две главы в большой мере основаны были на работе А.П.Нелюбина, вышедшей в 1824 г. "Правила для руководства судебного врача при исследовании отравлений, с присовокуплением синоптических судебно-медицинских таблиц о ядах”.
Следовательно, в 1824 г., были опубликованы почти одновременно работы И.В.Буяльского и А.П.Нелюбина, ставшие исходными для составления "Наставления врачам ...” - первого официального пособия подобного рода, основанного на исследованиях отечественных авторов, независимо от установок зарубежных судебных медиков того времени.
Большое место было уделено также вопросам токсикологии в учебнике С.А.Громова, где даётся классификация ядов, характер их действия на организм и способы обнаружения яда в теле человека. Всё это указывало на чрезвычайную актуальность данного научного направления и открывало перспективы его дальнейшего развития.
С началом профессорской деятельности Е.В.Пеликана кафедра по существу разделилась на две части: теоретические лекции по судебной медицине и особенно токсикологии читал сам профессор Пеликан Е.В., а чтение лекций по гигиене и медицинской полиции, точно так же как и судебно-медицинские вскрытия входило в обязанности адъюнкт-профессора Я.А.Чистовича. Подобное положение позволило профессору Пеликану в полной мере сосредоточить свои научные интересы на вопросах токсикологии и значительно обогатить в этом же плане лекционный курс.
Профессор Е.В.Пеликан был одним из первых в нашей стране учёных, положивших начало разработке и применению физиолого-токсикологических экспериментов на животных с одновременным изучением судебно-медицинской химии и использованием микроскопического анализа.
Из четырнадцати работ Е.В.Пеликана, опубликованных им за время пребывания на кафедре, 10 было посвящено токсикологическим проблемам. В 1854 году в ВМЖ (Ч. 64, с. 1-80) была опубликована его большая работа "Опыт приложения современных физико-химических исследований к учению о ядах". В ней он даёт определение понятия "яд", подробно описывает пути их возможного поступления в организм, рассматривает механизм действия различных ядов в зависимости от их химических особенностей, останавливается на морфологической характеристике изменений в организме, а также условиях и способах "метаморфоз" ядов в теле человека.
В конце статьи автор даёт свою "токсилогическую систему", согласно которой он делит все яды на четыре класса. К первому классу он относит острые металлические яды, фосфор, хлор, йод и другие; ко второму классу - кислоты, щёлочи, медь, свинец, ртуть, сурьму и мышьяк; к третьему - наркотические; к четвёртому - гнилостные яды, кураре, шпанские мушки и яды животных (яд змей, скорпионов и т.п.).
В статье "Двухромокислое кали в судебно-медицинском и медико-полицейском отношении” (ВМЖ. - 1854. - Ч. 63. - С. 27-38) автор сравнивает это вещество с острыми металлическими ядами, такими как сулема, мышьяк, в связи с чем рекомендует запретить "мелочную" торговлю этим веществом, распространенном на химических фабриках при производстве красок. В качестве противоядия им была рекомендована щёлочь.
Обращает на себя внимание большим экспериментальным материалом (180 опытов на животных) работа Пеликана, посвященная изучению токсикологии цианистых металлов (ВМЖ. - 1855. - Ч. 65. -
С. 3-82). В результате автор делает вывод о том, что растворимые цианистые металлы должны быть прописываемы с большой осторожностью и не более 1/10 грана на приём, а нерастворимые соединения цианина не более 1/8 грана. Для цианистых соединений по данным автора противоядия не существует.
В этом же году в ВМЖ (Ч.66.- С. 1-20) было опубликовано его экспериментальное исследование на кроликах и собаках (63 опыта) о действии нитроглицерина. Пеликану удалось установить токсические дозы для кроликов (10 капель) и собак (30 капель).
Следует отметить и экспериментальную работу Пеликана, проведённую на кроликах, о действии на организм яда кураре. Им было высказано мнение о неэффективности применения в качестве купирующих картину отравления таких веществ, как стрихнин, танин, ранее рекомендованных как противоядие. Всё что характеризовало действие кураре в равной мере могло быть отнесено и к курарину.
К сказанному следует добавить и работу Пеликана, опубликованную в ВМЖ за 1855 г. (Ч.66.- С.21-30), "О затруднениях при исследовании кровяных пятен в уголовных случаях". Он доказывал, что главнейшим показателем для определения кровяных пятен являлось обнаружение в них кровяных шариков и гематина. По его мнению "величина кровяных шариков есть самый надёжный признак при отличии крови разных животных”. Кроме того, давая критические замечания по статье профессора Розе ”О точном распознавании крови и кровяных пятен при судебно-медицинских исследованиях”, Пеликан напоминал о необходимости исследований кровяных пятен сухим путём, посредством прокаливания на платиновой пластинке и испытания на соли железной окиси.
Особое внимание уделял Пеликан подготовке отечественных судебно-медицинских экспертов и овладению ими необходимыми знаниями по судебно-медицинской химии.
В 1856 г. он обратился в Конференцию академии с просьбой разрешить студентам 4-го и 5-го курсов заниматься в свободные утренние часы различными судебно-медицинскими и судебно-химическими исследованиями под его надзором. Подобное разрешение было в этом же году получено и уже спустя год Пеликан в отчёте за 1856/57 учебный год доносил: ”С февраля 1856 г. открылась новая деятельность по судебно-медицинским занятиям в академии, т.к. разрешено упражнять слушателей высших курсов практическими судебно-медицинскими демонстрациями. Занимаясь исследованием различных вопросов и производя опыты над животными, химические и микроскопические анализы, я приобщил к моим исследованиям и некоторых из моих слушателей, руководя их в тоже время в производстве разного рода судебно-медицинских операций. Вскоре после того в наших занятиях изъявили желание принять участие и некоторые из молодых врачей, которым были мною предложены вопросы, представляющиеся тёмными и требующие точнейшего обсуждения. Результаты этих работ врачей имеют войти или уже вошли в состав их диссертаций на будущее”. Далее Пеликан писал: ”не смеем судить, в какой мере увенчаются успехом эти попытки наши, и как обильны могут быть плоды от семян, брошенных на почву нашего молодого поколения, но во всяком случае начало положено” (Европин А.К. Исторический очерк кафедры судебной медицины с токсикологией. -СПб, 1898. - С.13).
Дальнейший ход истории кафедры показал, что физиолого-токсикологическое направление с широким привлечением экспериментов на животных, начало которому положил Пеликан, получило развитие в работах И.М.Сорокина, Д.П.Косоротова и их учеников.
После 1857 года, уйдя с кафедры, профессор Пеликан продолжал заниматься литературно-научной деятельностью. Им были опубликованы статьи о влиянии некоторых ядов на мышечную деятельность (ВМЖ, 1859. - Ч. 75. - С. 1-44), о токсикологии олеандра и действии его на сердце, о значении естественных наук для юриспруденции и др.
Под редакцией Пеликана, с его предисловием, дополнениями и изменениями было переведено с французского языка на русский "Руководство к токсикологии, составленное Рабюто" и изданное в Санкт-Петербурге в 1878 г. В это издание Пеликан включил и написанный им "проект новых обязательных правил для судебно-химических и судебно-медицинских исследований", применительно к отечественному законодательству.
Приложение, написанное Пеликаном, позволяло познакомить читателя с различными токсикологическими методами исследования и составить представление о токсикологии как науке и её развитии в России.
"Настоящее научное положение токсикологии, - писал Пеликан, - имеет весьма недавнее происхождение, можно сказать, что оно есть применение физиологического учения последних 25-30 лет" (С.Ш). И далее: "У нас в России, до начала пятидесятых годов, строго научного направления в токсикологии не существовало. Скромно зачавшись только с этого времени, при кафедре судебной медицины, медико-хирургической академии, оно вскоре после того получило быстрое распространение и развитие, благодаря современному физиологическому принципу и методу, которые были внесены в академию свежими силами в лице профессоров Сеченова и Боткина. Под влиянием этой школы, кроме трудов чисто физиологического и патологического значения, вышло всего более научно-токсикологических самостоятельных исследований, приобрёвших себе известность во всём учёном мире. С того же времени, у нас при всех университетах, возникли лаборатории или кабинеты профессоров, в которых производятся с успехом подобные исследования, внесшие уже также свою долю научного материала в европейскую науку" (С.У). Пеликан при этом часто ссылается на работы отечественных авторов и указывает: "изданием настоящего сочинения мы желали бы также сделать опыт краткого реферата всех выдающихся отечественных работ по части токсикологии, или, по крайней мере, сколько можно, пополнить в этом отношении пробел ощущаемый всеми приступающими к новым работам, при отсутствии точных указаний литературных источников” (С.У1).
Пеликан в своей стране и за границей был признан лучшим токсикологом России своего времени и вошёл в историю науки, как родоначальник отечественной токсикологии и основатель первого самостоятельного судебно-медицинского журнала "Архив судебной медицины и общественной гигиены" (1863).
Дальнейшее развитие токсикологического направления научных исследований связано с именем профессора Ивана Максимовича Сорокина, возглавлявшего кафедру в период 1871-1891 гг. К этому времени (в 1865 г.) некогда единая кафедра разделилась, из её состава была выделена в качестве самостоятельной кафедра гигиены с медицинской полицией; другую самостоятельную кафедру составили судебная медицина с токсикологией.
В 1863 г. после прочтения пробных лекций "Об асфиксии" и "Об исследовании кровяных пятен" конференция академии избрала И.М.Сорокина адъюнкт-профессором кафедры судебной медицины с токсикологией с поручением ему преподавать отдельно токсикологию. А спустя пять лет, в 1868 г., комиссия в составе профессоров Я.А.Чистовича, А.П.Бородина и Н.М.Якубовича, назначенная для рассмотрения ученых работ Сорокина, донесла конференции, что учёные заслуги и ученые труды И.М.Сорокина вполне дают ему право на звание экстраординарного профессора токсикологии, в каковой должности он и был утверждён в том же году.
Таким образом, ко времени вступления в должность заведующего кафедрой судебной медицины с токсикологией И.М.Сорокин был признан как весьма авторитетный учёный - токсиколог.
Профессорская деятельность И.М.Сорокина совпала с размещением кафедры в новом здании анатомо-физиологического института, занимая центральную часть анатомического театра на первом этаже. Кафедра располагала секционными, вспомогательными кабинетами. В подвальном этаже находилось помещение для хранения трупов.
Профессор И.М.Сорокин имел отдельную хорошо оборудованную лабораторию, где мог производить токсикологические, спектральные и микроскопические исследования, число которых с каждым годом возрастало. В эти годы впервые был создан при кафедре музей.
Естественно, это не могло идти ни в какое сравнение с условиями работы в одноэтажном деревянном здании анатомического института, построенного в 1846 г., где проводил токсикологические
исследования профессор Е.В.Пеликан.
Важной заслугой И.М.Сорокина было придание токсикологии самоценного значения и как науки и как учебной дисциплины. Его лекционный курс был богато оснащён разнообразными демонстрациями. Он впервые вводит в курс обучения и практические занятия по токсикологии. Исходными для научной разработки судебной медицины являются по мнению профессора Сорокина глубокое знание анатомии, патологической анатомии, гистологии, физиологии и химии. Поэтому он прекрасно владел сам и требовал от своих учеников знания и умения пользоваться главнейшими методами исследования, присущими каждой из этих наук.
Весьма показательна в этом отношении его диссертация "О гное в гистологическом отношении” (1860), которая была чрезвычайно высоко оценена профессорами Н.М.Якубовичем, С.П.Боткиным и
Т.С.Иллинским, а профессор А.П.Бородин отмечал, что в работе Сорокина виден автор, основательно знающий к тому же и аналитическую химию.
Исследования И.М.Сорокина по токсикологии, а в дальнейшем и его учеников носили преимущественно фундаментальный характер и выходили за рамки прикладных судебно-медицинских интересов. Главнейшую их особенность составляла физиолого-фармакологическая направленность. Он подробно изучает действие на организм животных солянокислого морфия, стрихнина, цианистых соединений, фосфора и некоторых других веществ (Медицинский Вестник, 1868.- N 10.- с.10). В статье "Материалы для токсикологии цианистых соединений ” (Сборник сочинений по судебной медицине 1878 г. - Т.3. - С. 1-34), Сорокин излагает способ извлечения синильной кислоты из жидкостей и тканей посредством перегонки и количественное определение этой кислоты титрованием (по Либиху). Автор заключает, что между водными и кровяными растворами, содержащими синильную кислоту, нет существенного различия. Вся разница заключается в том, что из крови синильная кислота выделяется медленно и первая порция перегонки не всегда даёт реакцию на берлинскую лазурь. Только положительные результаты, полученные при перегонке, имеют обязательное значение для судебно-медицинского эксперта, тогда как отрицательные - не дают право отрицать факт отравления. Количественное определение синильной кислоты титрованием (по способу Ю.Либиха), по мнению Сорокина, не оставляет желать ничего лучшего по скорости и точности. В работе "О противоядиях при отравлении фосфором” (протоколы заседаний общества русских врачей Санкт-Петербурга 1869-1870 гг. - Т. 36. - С.97-100), автор предлагает давать как противоядие неочищенное терпентинное масло и колхидин, который до 0,1 г не может оказать вредного побочного действия. Из других его работ надо отметить: токсикологические наблюдения над действием мышьяковистой кислоты; опыты над действием панкреатического сока на эфиры и сахариды; наблюдения над действием стрихнина и его производных; о новом способе определения синильной кислоты.
И.М.Сорокин оставил глубокий след как руководитель кафедры, уделявший много внимания подготовке высокообразованных русских токсикологов. Достаточно сказать, что под его руководством было выполнено 16 докторских диссертаций. По заданию профессора Сорокина диссертанты исследовали разнообразные фармакологические вещества, преимущественно из сильнодействующих: сулему, мышьяковистую кислоту, стрихнин и его производные, аконитин, кокаин, а также хинин, бензин, колхицин, вещества бензойного ряда, азотистый эфир амилового спирта и др. Некоторые исследования касались вопросов выделения яда и установления противоядий. Эксперименты проводились на хладнокровных и теплокровных животных с выяснением влияний этих веществ на основные жизненные функции организма.
Сорокин широко занимался переводами наиболее известных руководств заграничных авторов. Так с немецкого на русский язык он перевёл "Руководство к качественному и количественному анализу” Нейбауэра и Фогеля, изданное в 1859 г. Он же сделал перевод и наиболее известного и популярного в те годы немецкого руководства по судебной медицине Э.Гофмана, изданное в 1880 г.
Среди многих замечаний, которые Сорокин дал в переводе, он коснулся некоторых принципиальных вопросов судебно-медицинских экспертиз, и, что было особенно важно, адаптировал изложение вопросов судебно-медицинской экспертизы к российскому законодательству.
Профессор Сорокин И.М. придал судебной токсикологии самостоятельное значение, сделал преподавание её практическим и демонстративным, создал судебно-токсикологическую лабораторию с широким применением физиолого-фармакологических методов и воспитал целую плеяду отечественных токсикологов, сыгравшую важную роль в дальнейшем развитии этого научного направления.
Судебно-медицинская токсикология составляла главное направление научных исследований и в период руководства кафедрой профессора Дмитрия Петровича Косоротова (1898-1911).
Будучи прозектором у профессора И.М.Сорокина, он стал активно заниматься судебно-медицинской токсикологией и руководил рядом диссертационных исследований, выполняемых по этой тематике на кафедре. Когда же, после ухода Сорокина, кафедру возглавил профессор Николай Петрович Ивановский, Косоротов, будучи приват-доцентом, читал в полном объёме курс токсикологии. Став же в 1898 г руководителем кафедры, сменив на этой должности профессора Ивановского Н.П., он сосредоточил свои научные интересы на разработке токсикологических вопросов, активно проводя химические, микроскопические и спектроскопические исследования.
К числу его исследований по этой тематике относится и его экспериментальная работа "К вопросу об изменениях в почечной ткани при отравлении сулемой” (Русская медицина. - 1893. - NN 33, 35-36. - С. 523-525, 559-561).
Получили признание и его исследования о самоотравлении французской зеленью, об изменении в крови и некоторых органах у кроликов после подкожного введения противодифтерийной сыворотки и др.
Особая заслуга профессора Косоротова Д.П. в развитии этого научного направления заключается в написании "Краткого учебника токсикологии”, который вобрал в себя достижения науки того времени и был впервые издан в 1902 г., а повторно в 1911 г.
Вопросы судебно-медицинской токсикологии продолжали занимать кафедру на протяжении всей её истории, вплоть до сегоднеш- него дня. Периодически по этой проблеме, в зависимости от запросов судебно-медицинской экспертизы отравлений, сотрудники кафедры выполняют научные исследования, опираясь в методическом отношении на бесценный предшествующий опыт кафедры.
Таким образом, можно с полным правом сказать, что в ВМА впервые в России было создано научное направление по судебной токсикологии и судебно-медицинской экспертизе отравлений с определенным кругом оригинальных идей, представлений и методов исследования. Начальный период этого направления связан с именем профессора Е.В. Пеликана, а последующее формирование и развитие относится к деятельности профессора И.М.Сорокина и профессора Д.П.Косоротова.